СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сопоставительный анализ образовательной среды Павлодарской области и рынка труда области

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной научной работе  проведен сравнительный анализ высшей ступени образования Павлодарской области и спроса на рынке труда.

Просмотр содержимого документа
«Сопоставительный анализ образовательной среды Павлодарской области и рынка труда области»




Сопоставительный анализ образовательной среды Павлодарской области и потребности края в определенных специальностях.


Проненко Д. и Белоусова Я.

Средняя общеобразовательная школа-гимназия №9, г. Павлодар



Аннотация.

Целью работы является выявление необходимых государству, в частности, Павлодарской области, специальностей и сопоставление образовательного предложения в данном вопросе. Исследования по этой проблеме позволят сократить неудовлетворенное предложение на рынке труда в Павлодарской области и обеспечить уменьшение вакансий. В нашей работе мы использовали несколько методов анализа: отражение системы образования в Павлодарской области, изучение спроса и предложения на рынке труда, анкетирование учащихся по вопросам дальнейшего выбора образовательного учреждения и специальностей. Областью практического исследования можно считать образовательные учреждения Павлодарской области. Данной работой мы хотим изучить все возможности образовательной среды и уменьшить разрыв между предложением и спросом на рынке труда Павлодарской области.

«Образование должно давать молодежи не только знания,

но и умения их использовать в процессе социальной адаптации»

Н.А.Назарбаев

Объектом исследования данной работы является сопоставительный анализ образовательный среды Павлодарской области и потребностей края на рынке труда. Данная тема является актуальной на данный момент, ведь в старших и выпускных классах остро стоит вопрос о том, что делать после окончания школы, какую же выбрать профессию, что бы она была перспективной и востребованной на рынке труда?! А если человек выбрал специальность, могут возникнуть проблемы с трудоустройством, он не сможет реализовать свои способности в работе. Наше исследование направлено на то, чтобы четко выявить все проблемы Павлодарского края в области образования и последующей занятости. Они позволят сократить неудовлетворенное предложение на рынке труда и обеспечить уменьшение вакансий. Н.А. Назарбаев ставит конкретные цели на решение социальных задач в своем послании «Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана.Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» «Казахстанцы — это единый, зрелый и сильный народ. Однако мы живем в непростое время, полное новых вызовов и угроз. Наш долг – подготовить экономику к этому испытанию, продолжить ее диверсификацию». Образование является основным приоритетным направлением и основным индикатором развития во всех цивилизованных странах мира. Ведь по сути, страны конкурируют не только товарами и услугами – они конкурируют системами общественных ценностей и системой образования. Задача вхождения РК в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира может быть решена в том случае, если у страны будут высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями наукоемких технологий, управленческими навыками, умеющие ориентироваться в рыночной экономике, если будет создана эффективная система образования, удовлетворяющая потребностям мировой рыночной экономики [13]. Проведя исследования показателей уровня образования мира видно отставание образовательной системы Казахстана по сравнению с развитыми странами мира. В области высшего образования немало проблемных ситуаций, в разрешении которых опыт зарубежных стран, можно смело применять на практике и у нас. В Казахстане к молодежи относятся люди в возрасте от 14 до 29 лет. Молодежь составляет около 30% населения страны и является важным звеном общества. В соответствии с этим мониторинг тенденций и современного состояния молодежной политики чрезвычайно актуально.[1]Важной частью жизни каждого казахстанца в возрасте от 14 до 29 лет является вопрос трудоустройства. Государственная молодежная политика[9] формируется и реализуется органами государственной власти в рамках государственных, отраслевых и региональных программ при участии молодежных общественных организаций. Сегодня образовательными программами охвачено 83% молодежи в возрасте от 14 до 21 года. В соответствии с Законом РК «Об образовании» молодежь имеет право на бесплатное начальное, основное среднее и общее среднее образование, а также на конкурсной основе, в соответствии с государственным образовательным заказом, бесплатное техническое и профессиональное, послесреднее, высшее и послевузовское образование.В 2010-2011 учебном году контингент студентов республики составляет 633 814 человек, из которых 330 970 обучаются по очной форме, в том числе 206 718 – на платной основе. Среди них 16 166 человек являются отличниками учебы, в том числе около 12 тысяч обучаются на 3-м и старших курсах.Обучающимся по программам высшего, послевузовского и профессионально-технического образования государством обеспечивается социальная поддержка.О проблеме трудоустройства молодежи в РК [11] приводятся причины слабого трудоустройства выпускников вузов:Во-первых, молодые люди, поступая в ВУЗ на определенную специальность, ориентировались на текущую конъюнктуру на рынке труда. По окончании обнаруживается, что востребованы совершенно другие специальности. Во-вторых,несмотря на преимущественную тенденцию увеличения количества грантов на технические специальности, специальности в сфере информационных технологий, а также био и нанотехнологии, профессорско-преподавательский состав университетов практически не меняется, а потому передаваемые студентам знания сохраняют преемственность, не ориентируясь на текущие потребности рынка работодателей. Практика показывает, что большая часть дипломированных выпускников ВУЗ-ов либо вынуждена работать не по специальности, что и происходит в настоящее время, либо переучивается и получает более востребованную специальность.Освоению полученной специальности на практике препятствует и то, что молодого выпускника со студенческой скамьи без опыта работы работодатель обычно не берет. [12]Следует отметить, что в республике отсутствует служба, координирующая работу по профессиональной ориентации, оказанию помощи молодежи в профессиональном самоопределении с учетом потребностей экономики страны. Так, по данным Агентства РК по статистике, показатель уровня молодежной безработицы 2011 года с 13,4% снизился по итогам 2012 года до 5,9%. На расширенном заседании коллегии Министерства образования и науки РК, состоявшемся 3 февраля 2012 года Министр Ж.Туймебаев сообщил о том, что реализуются проекты общенациональная инициатива "Ауылжастары" на 2010-2012 годы, "С дипломом в село", "Молодежный кадровый резерв", "ЖастарОтанѓа", "Молодежная практика". По данным Министерства сельского хозяйства в 2011 году 6 582 специалиста социальной сферы направились работать в сельскую местность. Данная акция внесла свою лепту в трудоустройство 6582 молодых специалистов, но это всего лишь чуть больше чем 1 % из всего контингента 600 000.[6]В качестве решения этой проблемы автор статьи «Анализ ситуации на молодежном рынке в республике Казахстан» [21] приводит следующее: «Лучше всего было бы совместить учебу с практикой, организованной каким-либо ресурсным центром, главной задачей которого являлась бы координация будущих специалистов на последних курсах, организация их практики, обеспечение рабочим местом после окончания учебного заведения».Социально-экономическое развитие области характеризуется ростом объемов производства в реальном секторе экономики, повышением инвестиционной активности, а также снижением показателей безработицы и бедности населения. На рынке труда области наблюдается увеличение численности экономически активного населения (426,1 тыс. чел.), в том числе занятого населения (396,9 тыс. чел.). В численности экономически активного населения преобладает доля занятых и безработных в возрасте от 25-29 до 45-49 лет. В структуре занятого населения доля наемных работников возросла с 73,4% до 74,2 % и доля самозанятых граждан снизилась с 26,6 % до 25,8 %.Численность безработных граждан уменьшилась на 0,6 % и составила 29,2 тыс. человек. Соответственно уровень безработицы снизился на 0,2 процентных пункта и составил 6,9%. Анализ структуры безработных по возрасту показывает, что за последние три года наблюдается рост доли безработных в возрасте 25-29 лет с 14,6% до 19,6% и в возрасте 30-34 лет - с 11,9% до 18,9%. При этом доля этих возрастных групп по селу достигает соответственно 20,9% и 21%. В составе безработных преобладают лица, имеющие основное, среднее, общее, начальное образование (63,6%), в том числе более половины из них (50,4%) – женщины. Анализ основных индикаторов рынка труда в Республике Казахстан за 2005 – 2007 годы свидетельствует об увеличении численности занятой молодежи на 2,8% и снижении уровня молодежной безработицы. Уровень безработицы граждан в возрасте от 16 до 24 лет в 2008 году составляет 9,3%, что на 2,4% выше уровня безработицы среди взрослого населения. В структуре занятости городской молодежи превалирует наемный труд - 52,3%. Уровень молодежной безработицы выше в городах - в 2010 году он составил 12,5%, у сельского населения - 7,2%. Государство в соответствии с Законом Республики Казахстан «О занятости населения» обеспечивает меры по содействию занятости целевым группам населения, в том числе молодежи в возрасте до 21 года, воспитанникам детских домов, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет.[18] В целях решения проблем трудоустройства выпускников органами занятости реализуется проект «Молодежная практика»: за шесть месяцев 2008 года в ней приняли участие 918 выпускников организаций образования, в том числе из них 376 человек (41%) трудоустроены на постоянную работу. Из обратившихся в органы занятости 38,9% составляет молодежь, проживающая в сельской местности, 11,9 % выпускников организаций образования. Из общего количества обратившихся доля трудоустроенных молодых людей до 23 лет составила 80,5%, в том числе, проживающих в сельской местности – 78,6%, выпускников организаций образования - 39,5%.Доля обратившихся в органы занятости, от общего количества безработной молодежи в возрасте до 24 лет, составляет 78,6% Данные показатели свидетельствуют о низкой эффективности мер, направленных на трудоустройство молодежи, имеющую базовую профессию. Сегодня потребность рынка труда на 3/4 представлена рабочими профессиями. По имеющимся результатам исследований особый дефицит квалифицированных рабочих представлен в строительстве – 9,9 тыс. человек, в сельском хозяйстве – 9,6 тыс. человек, в технологии машин и оборудования – 7,6 тыс. человек, в сфере обслуживания – 6,8 тыс. человек. Единая информационная база о состоянии спроса и предложения на рынке труда отсутствует. Значительную часть незанятой молодежи республики составляют молодые люди в возрасте 16-19 лет, которые окончили школу, но не обучаются в учебных заведениях и не имеют достаточного практического опыта работы. Доля молодежи, занятая наемным трудом, увеличилась на 3,7 % и составила 52,3%. На 13,7% возросла численность наемных молодых работников негосударственных организаций. В структуре занятости сельской молодежи продолжается преобладание доли самозанятых. Нами проведено анкетирование учащихся 9-11 классов. По результатам, которого прослеживается желание учеников посвятить себя специальностям, таким как медицина, юрисдикция и финансы. Общее число которых составляет 55% от всех специальностей. Для большей части подростков определяющим фактором при выборе профессии является заработная плата, отсюда тяга к данным профессиям. Наши респонденты не знают, что труд профессионального каменщика, сварщика, монтажника ценится сегодня выше, чем банковского менеджера. Город у нас индустриальный, развиваются промышленность и строительство, создаются сотни рабочих мест. В Павлодаре в числе безработных учителя, экономисты, экологи, программисты, юристы. Но работодателям нужны проектировщики, инженеры-строители, металлурги, технологи, переводчики и учителя казахского языка, социальные педагоги, музыкальные руководители. Большой спрос на людей, владеющих рабочими специальностями - слесарей, электромехаников, сантехников, каменщиков, газоэлектросварщиков. В службу быта требуются официанты и повара, торговые и гостиничные менеджеры.Очень часто не могут трудоустроиться самостоятельно молодые специалисты и выпускники вузов, не имеющие практического опыта. Совместно с городскими службами занятости Павлодарская биржа труда устраивает их по договору с организациями и предприятиями на временную работу по специальности. Небольшую зарплату в этот период стажер получает из бюджета города. Если за три-шесть месяцев практикант покажет свою компетентность, заинтересованность и сработается с коллективом, фирма возьмет его на постоянную работу. Если нет, у молодого специалиста после практики увеличиваются шансы получить работу на другом предприятии. Изучив специальности, предлагаемые главными университетами Павлодарской области мы выявили, что огромный спрос пользуются специальности экономического и юридического направления. Хотя как экономика Павлодарской области основана на индустриализации и дефиците инженерных специальностей. Исходя из данных приложения, мы сопоставили предложение и спрос на рынке труда Павлодарской области (приложение 9). Мы выявили, что количество вакансий на квалифицированных работников превышает количество спроса.Образовательная система[9] должна учитывать спрос предприятий на некоторые виды специальностей: инженерные, информационные, коммуникативные.В рамках реализации направлений Программы занятости 2020, утвержденной постановлением Правительства РК от 31 марта 2011 года № 316, предусмотрена подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров на базе организаций технического и профессионального образования области. Финансирование направлений Программы планируется осуществлять за счет целевых трансфертов из республиканского бюджета в размере 836,1 млн. тенге, в том числе на: переподготовку специалистов в количестве 1810 человек на сумму 283,1 млн. тенге из расчета на 1 обучаемого в месяц 52,1 тыс. тенге;

- подготовку специалистов в количестве 953 человек из числа выпускников 11 классов на сумму 106,6 млн. тенге из расчета на 1 обучаемого в месяц 28,0 тыс. тенге. Начало срока реализации - 1 сентября 2011 года;

- повышение квалификации специалистов в количестве 310 человек на сумму 43,7 млн. тенге из расчета на 1 обучающегося в месяц 47,0 тыс. тенге;

- доучивание специалистов для реализации проектов индустриализации в количестве 1200 человека на сумму 402,7 млн. тенге из расчета на 1 обучающего 28,0 тыс. тенге. По данному направлению подготовка осуществляется в 19 колледжах области по 27 специальностям, в том числе принятых в 2009 году – 900, принятых в 2010 году - 300 человек. [3]Рынок труда в Павлодарской области заинтересован в высококвалифицированных специалистам, работающих непосредственно на основным индустриальных объектов Павлодарской области. Таких как: АО « Казахстанский электролизный завод»; АО «Алюминий Казахстана»; АО «ПНХЗ»; Аксуский завод ферросплавов; Павлодарский машиностроительный завод. Данные, приведенные в работе, относительно профессиональных предпочтений старшеклассников нашей школы, выявили повышенный спрос на такие специальности как: финансы, юриспруденция, лингвистика. Это говорит о том, что профориентационная работа проводится не на должном уровне, так как выпускники школ не всегда понимают спрос на рынке труда рабочих специальностей, необходимых на предприятии области: инженер – металлург, лаборант химическх анализов, инженер- проектровщик, электро- и теплоэнергетики. В послании президента в разделе «Качественные рост человеческого капитала в Казахтане», особую роль играет вопрос образования молодежи путем создания независимой системы подтверждения квалификационно – профессиональнотехнических кадров, представление социальных льгот, возможность получения специального образования без отрыва производительства. Государство должно быть заинтересованно вкладывать капитал в человеческие ресурсы, для того чтобы повышать экономический рост страны в мировом пространстве и достойно конкурировать с мировыми экономическими лидерами.



Список литературы

1 http://pavlodar.freeads.kz/ru-i-web-directory-i-category-i-education-universities-i-p.html (Высшее образование Павлодара)

2 http://buhforum.com/viewtopic.php?f=12&t=2367&p=42009 (законы о занятости труда)

3 http://kzst.ru/content/view/181/137/ (индустриализация в Казахстане)

4 http://akorda.kz/ru/page/vystuplenie-prezidenta-kazakhstana-nursultana-nazarbaeva-v-khode-telemosta-posvyashchennogo-dnyu-industrializats (оф. Сайт президента)

5 http://akorda.kz/ru/page/vystuplenie-prezidenta-kazakhstana-nursultana-nazarbaeva-v-khode-telemosta-posvyashchennogo-dnyu-industrializats(рынок труда РК)

6 http://www.apn.kz/news/print7564.htm (проект института национальной стратегии)

7http://spy.kz/Soc/Pavlodarskaja-Molodezhnaja-birzha-truda-pomogaet-nachinajuwim-specialistam-naiti-rabotu/ (Павлодарская «Молодежная биржа труда»)

8 http://www.inform.kz/rus/article/2206492 (Рост человеческого капитала)

9 http://edupvl.kz(Приоритеты образовательной политики, анализ современного состояния обеспечения кадрами отраслей экономики области, анализ состояния системы технического и профессионального образования, Реализация Программы Занятость - 2020)

10 http://sadenova.yvision.kz/post/226709 (молодежная политика трудоустройства)

11 http://www.eurasiacongress.org/science.htm (проблемы трудоустройства молодежи в республике Казахстан и механизм их решения)

12 http://shuak.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=112:2009-12-20-08-32-44&catid=70:2009-12-20-08-29-41&Itemid=56 (молодежная политика трудоустройства)

13 http://demoscope.ru/weekly/2009/0375/analit02.php (показатели уровня образования населения в странах мира)

14 http://prousa.ru/education (Образование в Канаде)

15 http://ru.wikipedia.org/wiki/Канада(Канада)

16 http://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info (рейтинг стран по уровню образования)

17 http://www.msok.kz/gb_education_system.php (Канада)

18 Каркошкина Т.А «Некоторые проблемы современного высшего образования. Соблюдение прав человека – путь к демократизации общества». Павлодар, 2003.

19 Послание президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана «социально – экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана»

20 Г. Жоламанова «Анализ ситуации на молодежном рынке в республике Казахстан»

21 Газета Бесплатных Объявлений(август - сентябрь, 2013)