СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Составление правил о написании безударных гласных, парных глухих и звонких согласных в корнях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-путешествие в Страну-океанию орфографических знаний.

Просмотр содержимого документа
«Составление правил о написании безударных гласных, парных глухих и звонких согласных в корнях.»

Конспект урока по русскому языку на тему: «Составление правил о написании безударных гласных, парных глухих и звонких согласных в корнях слов»

Учитель начальных классов Утинская Н.В.

Цель урока:

- воображая путешествие в Страну-Океанию Орфографических знаний, вспомнить 2 закона орфографии, доказать знание этих законов;

- предъявляя задания, требовать от учащихся активной мыслительной деятельности, рассуждений, объяснений и доказательств;

- обогащать лексический запас учащихся «морской» лексикой, показывая иллюстрации, книги, возбудить у детей желание познакомиться с морскими животными.

Оборудование: рисунок корабля, карта «островов» с его жителями, «медузы», предметные картинки с изображением овощей (помидор, капуста, свекла, огурец, репа, морковь), колокольчик, иллюстрации с изображением морских растений и животных, книги о морских животных, магнитофон, кассета с записью песни «Белые кораблики», цветные мелки.

План урока

Организационный момент.

Постановка задачи урока.

Подготовка к плаванию. Лексико-орфографическая работа.

Введение нового слова.

На острове Безударных гласных. Упражнение в написании безударных гласных.

На острове Парных согласных. Упражнение в написании парных звонких - глухих согласных на конце и в середине слова.

Остров Пиратов. Самостоятельная работа.

Домашнее задание.

Подведение итогов урока.



Ход урока

Организация урока

Постановка задачи урока

Сегодня мы с вами вот на этом корабле (висит на доске) отправляемся в путешествие по островам Океана Орфографических знаний. Во время нашего путешествия мы встретимся с законами орфографии и постараемся доказать знания этих законов. Итак, в путь.

Подготовка к плаванию. Лексико-орфографическая работа.

Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются продуктами, в том числе и овощами. Какие овощи мы возьмем с собой, попробуйте отгадать?!

Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком

Название этого овоща произошло от латинского слова «капуст», что значит «голова»

Из этого овоща получается вкусный борщ

Этот овощ получил свое название агурос за то, что в отличие от других овощей его едят недозревшим

Этот овощ в сказке у деда вырос большим-пребольшим

про этот овощ сложена загадка «Красная девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы срывали.

(По мере чтения загадок, учащиеся записывают отгадки, все это сопровождается показом предметных картинок)

Помидор, капуста, свекла, огурец, репа, морковь

(Затем открываю запись на доске)

Проверим (читаем хором). А теперь найдите слова, названия овощей, в которых есть безударные гласные в корне. Укажите в тетрадях их номера.

Поменялись тетрадями и проверили друг у друга.

(Звенит колокольчик).



Ребята, поступил сигнал – пришли правильные ответы. Сверьте ваши ответы.

Молодцы, ребята, очень хорошо вы подготовились к путешествию.

Введение нового слова

Итак, мы отправляемся в путь. Хорошо бы нам сопутствовала солнечная безветренная погода.

На доске запись: погода

Можно ли проверить в этом слове безударную о

Почему? (Надо запомнить)

Угадайте, какие однокоренные слова спрятались в схемах

Погода,

На острове Безударных гласных. Упражнение в написании слов с безударными гласными.

(Звучит песня «Кораблики).

Мы в Океане Орфографических Знаний, приближаемся к острову Безударных гласных. Но вот беда! Некоторых жителей этого города захватили в плен злые медузы. Освободить их нам поможет только Королева Ударение. Как вы думаете почему? (На доске остров)

На доске под «островом» запись:

1). К…менистое дно 2). П…тнистый осьминог 3). М…рской к..нек



К…лючий ёрш ск…листый берег с…ленные брызги



М…л…дая чайка п…л…сатый краб к…товая акула

(У доски работают капитаны)

Задание всему классу:

З…л…неют водоросли, в…лнуется море, уд…вительная рыба, вд…л…ке от острова.



(Задание выполняется одновременно. Капитаны доказывают правильность выбора гласных, у класса проверяется при помощи сигнальных карточек).

Ребята, какие гласные чаще бывают «ошибкоопасными» в безударном положении? (а, я, о, е, и)

Вывод: Как проверить безударные гласные?

На острове парных согласных по глухости-звонкости. Упражнение в написании слов с парными согласными на конце и в середине слова.

(Звучит музыка. Дети под музыку выполняют движения).

Плавание продолжается. На нашем пути остров Парных согласных по звонкости-глухости. Здесь еще утро, некоторые из звуков еще не проснулись. Произнесите звуки парами и «спящие» тут же проснутся. Правит этим островом господин Гласный. Кто догадается почему?

(Учащиеся вспоминают правило).

Сейчас вы должны доказать умение обозначать на письме буквами парные согласные звуки в «ошибкоопасных» местах в слове.

Я буду читать предложения, а вы найдите в них слова с парным согласным, требующим проверки, и напишите их в тетрадь.

Легко, как тень, рыбки скользят у самого дна. Рыщет по морю селедка, друзей ищет. Вылез из-под камня краб. Уползла из своего домика улитка.

(Проверка проводится с комментированием )

Вывод: Как же проверить парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слов?

Остров Пиратов. Самостоятельная работа.

Наш корабль приближается еще к одному острову. Посмотрите, кто нас встречает. Это же пираты! Их остров называется Безграмотландия. Здесь живут все те, кто пишет с ошибками. Пираты предлагают вам записать текст под диктовку. Тех, кто напишет с ошибками, пираты завтра найдут и возвратят на остров. Докажем, что мы все хорошо знаем правила орфографии, запишем предложения.



Морские жители – известные хитрецы. Они всегда ловко прячутся от своих врагов.



Домашнее задание

Составить рассказ про морских животных по данному началу.

Подведение итогов урока

Мы отправляемся домой через узкий пролив. Огромные скалы, как океанические ворота, задают вам вопрос: какие правила учат правильно писать буквы в корне слов?

(Повторение правил)

(Объявление оценок).