Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №120» городского округа Самара
Социализация детей с ОВЗ посредством использования дидактических игр.
Подготовили воспитатели:
Иванова Анна Александровна
Семенцова Ирина Александровна
Самара, 2023г
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Используется в обучении детей от 3 до 7 лет по многим темам образовательной программы, а также позволяют учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.
Дидактические игры занимают
важное место в реализации
ФГОС ДО (пункт 2.7),
поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.
1. Дидактическая игра «Волшебное дерево» (Времена года) .
Цель : Формировать знания об особенностях времен года, их основных признаках, сменяемости, периодичности и цикличности.
Задачи : учить определять время года по его характерным признакам; закреплять знания и представления об особенностях каждого времени года; учить наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе.
2. Дидактическая игра «Кому что принадлежит?»
Цель: закрепление понятия дикие, домашние животные.
Задачи : развивать память, внимание, мышление, способствовать развитию речи, правильному произношению звуков и слов, расширять знания детей о дикой природе, учить детей мыслить логически.
3. Дидактическая игра «Кто что ест».
Цель : Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные.
Задачи : закрепить знания по темам «Дикие и домашние животные». Развитие у детей зрительного анализа изображений предметов. Развитие мелкой моторики рук. Закреплять умение различать и называть животных.
4. Дидактическая игра «Звуковые дорожки».
Цель : выработать интерес в повторении различных звуков и развить мелкую моторику пальцев рук ребенка.
Задачи :
- совершенствовать мелкую моторику и координацию движений кистей и пальцев рук, целенаправленность действий под контролем зрительных анализаторов;
- формировать тактильные ощущения пальцев рук;
- упражнять в четком, многократном произнесении «трудных» звуков;
- развивать усидчивость и концентрацию внимания.
5. Дидактическая игра «Круги Луллия». «Собери чайный набор», «Из какой сказки этот предмет?» «Кто что ест», «Узнай животное и подбери картинку»
Цель : создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков окружающего мира для решения проблемных ситуаций и повышения уровня речевого развития воспитанников.
Задачи :
- развивать мыслительную, речевую, интеллектуальную деятельность, внимание, восприятие, воображение, зрительно – моторную деятельность.
- формировать интерес к процессу и содержанию игровой и образовательной деятельности.
- воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.
- уточнять и активизировать словарный запас.
-совершенствовать развитие связной речи.
6. Дидактическая игра из спичечных коробков .
С помощью дидактических игр, изготовленных из спичечных коробков можно развить:
- представления об окружающем мире (изучить темы «Кто, что ест», «Кто, где живет», «Голоса животных», «У кого какие следы» и т.п.);
- временные представления у детей (времена года, время суток);
- понимание количества, закрепление названий и написание чисел;
- запоминание букв, простейший фонематический анализ (первые звуки слов и т.п.);
- представления об обобщающих понятиях и умение классифицировать предметы по принадлежности к той или иной группе (посуда, мебель, фрукты, овощи, одежда, обувь, игрушки и т.п.);
- навыки конструирования (из спичечных коробков можно изготовить множество игрушек: от кукольных домиков и кукольной мебели до машин).
Дидактическая игра «Чей детёныш?», «Кто, что ест», «Чей домик?», «Профессии».
Цель : учить ребёнка сопоставлять животное с их детёнышами. Правильно называть, детёнышей в единственном и множественном числе.
Задачи : упражнять детей различать домашних и диких животных, соотносить взрослого животного и детёныша, закреплять знания детей об образе жизни животных, об их питании. Помимо образовательной задачи происходит отличное развитие мелкой моторики рук.
7. Дидактическая игра «Прятки»
Цель : развивать концентрацию внимания, наблюдательность.
Задачи: развивать память, внимание.
Для проведения игры необходимо сделать пособие из спичечных коробков «Шкафчик» из разных цветов, разложить разные маленькие предметы.
Ход игры : педагог предлагает детям рассмотреть предметы, которые лежат в ящиках. Просит ребенка запомнить, где лежит какой предмет в ящиках. Затем педагог убирает эти предметы из ящиков, а ребенок должен разложить эти предметы, там, где они лежали.
В процессе использования дидактических игр в коррекционной деятельности, у детей:
- приобретается опыт действовать согласованно, объединяться в подгруппы для проведения игры, по желанию расширяют понравившиеся игровое правило и действие;
- обобщаются знания об окружающем мире;
- развивается чувство коллективизма, желание и умение помогать другим;
- развиваются интеллектуальные качества и физические способности;
- развивается эмоционально-волевая сфера и сенсомоторные функции;
- улучшается общая и мелкая моторика.