СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дуальное образование – вид профессионального образования, при котором практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая часть – на базе образовательной организации. Система дуального образования предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями и региональными органами власти.
Дуальная система профессионального образования, получила мировое признание, это наиболее распространенная и признанная форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и производственное обучение на производственном предприятии.
Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие преимущества этой системы по сравнению с традиционной:
дуальная система подготовки специалистов устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения - разрыв между теорией и практикой;
в механизме дуальной системы подготовки заложено воздействие на личность специалиста, создание новой психологии будущего работника;
дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;
заинтересованностью руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника;
учебное заведение, работающее в тесном контакте с заказчиком,
учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения;
Дуальная система позволяет совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Одновременно с учебой учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве.
Социализация — процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе.
Типы социализации:
Семья: В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её.
Первичная социализация
Первичная социализация продолжается от рождения ребёнка до формирования зрелой личности. Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе
Учебное заведение: В дальнейшем основой социализации становится школа, колледж, институт, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. На этом этапе индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой.
Работодатель:
Организационная социализация
Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимых для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся со своими новыми коллегами и узнают об особенностях их работы.
Досрочная социализация
Досрочная социализация представляет собой «репетицию» будущих социальных отношений. Например, на производственной практике обучающийся узнает все о бедующем месте работе, коллективе. обязанностях, режиме работы, профессиональных реалиях в данном предприятии.
Рассмотрим эту идею на примере опыта нашего учебного заведения:
Процесс социализации обучающихся поможет внедрить и реализовать программу дуального образования, выявить и устранить проблемы, по мере из возникновения, а так же внести в пилотную версию программы изменения, возникшие в практической реализации программы.
Для внедрения программы дуального обучения наше учебное заведение, совместно с Региональным центром трудового развития выбрали 2 работодателя, перед обучающимися возникла задача выбора. Для решения этой социальной задачи мы привлекли родителей, как первичный социальный институт, для помощи в выборе, провели исследование среди обучающихся на выявление психологических, социальных и профессиональных ориентиров.
Провели экскурсии на предприятиях, а работодатели провели тесты на профессиональные и социальные навыки обучающихся. Систематизировав все данные группа из 22 человек была разделена на 3 группы: 2 группы у 2 работодателей и 3 группа обучающихся которая не выбрала дуальную форму обучения. Учебное заведение на протяжении всего времени прохождения производственной практики студентов проводило социализированное сопровождение: выявилось постоянная необходимость в мотивировании обучающихся к практической деятельности, так как работодатели осуществляют контроль деятельности и предъявляют требования не только к результату, но и к процессу деятельности на предприятии. В рамках организационной социализации возникли разногласия с действующим коллективом или отдельным работником предприятия. Проводилась работа по устранению конфликтов и налаживанию общения в коллективе, а при отрицательном результате был случай перевода в другое подразделение, для создания у обучающегося положительной моральной обстановки.
По результату прохождения модуля, были проведении повторные исследования и опросы, обучающихся и работодателей и внесены корректировки в группах для продолжения обучения по программе дуального образования.
Вывод: Социализация обучающихся это неотъемлемая часть работы в рамках реализации новой образовательной программы, для получения результата, корректировки данных, процессов, нормативной документации, правильного выбора участников процесса. Она позволит более качественно и полноценно реализовывать программу дуального образования, когда она стане не пилотной а повсеместно использующейся.