СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальная адаптация первоклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом объединение школы - интерната 

Просмотр содержимого документа
«Социальная адаптация первоклассников»


«Как подготовить детей к жизни (социальная адаптация первоклассников)».


Начало осени у многих родителей ознаменовалось торжественным событием: малыш пошёл в первый класс. Обычно, к этому долго и упорно готовятся и дети, и родители: посещают подготовительные курсы и занятия, проходят диагностику на психологическую готовность к школе. Однако все-таки переход от дошкольной жизни к школе не всегда проходит гладко, так как его сопровождают психологические и социальные проблемы. У первоклассника появляется новый режим дня, обязанности, что часто вызывает усталость, раздражительность, капризность, непослушание. Сколько продлится этот сложный период — нельзя сказать однозначно, у каждого ребёнка это индивидуально. В семье должна царствовать такая атмосфера, которая будет способствовать ребёнку максимально комфортно вливаться в школьную жизнь, преуспевая на ниве знаний. Ведь если вовремя не поддержать первоклассника, то негатив первых сложностей в школе может перерасти в стойкую неприязнь к обучению. Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. Этот период каждый первоклассник переживает по-своему. До школы большинство детей посещали детский сад, где каждый день был наполнен играми и игровыми занятиями, прогулками, а дневной сон и неспешный режим дня не давали малышам уставать. В школе всё иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость всё успевать. Как приспособиться к ним? Для этого нужны силы и время, а главное – понимание родителей, что это необходимо.


В 1б классе 10 обучающихся- 5 девочек и 5 мальчиков. До поступления в школу 6 челове к посещали детский сад. Поэтому у них более безболезненно происходит период адаптации. У тех детей которые не посещали детский сад возникли незначительные трудности.

Принято считать, что адаптация первоклассника длится от первых 10-15 дней до нескольких месяцев. На это влияют многие факторы, такие как специфика школы, характер ребёнка и его уровень подготовленности к школе, объём загруженности и уровень сложности учебного процесса и другие. И здесь не обойтись без помощи педагога и родственников: родителей и бабушек с дедушками. Вот именно поэтому и должна с родителями налажена тесная взаимосвязь и доверительные отношения. Проводятся регулярные индивидуальные беседы, 2 родительских собрания- « Ваш ребёнок первоклассник», «Результаты адаптации первоклассников».Так же за это время были посещены 8 семей.


Приход в первый класс – один из самый важных и сложных периодов в жизни ребёнка. Поступление в школу часто является причиной эмоционально-стрессовой ситуации, потому как ребёнок в связи со сменой обстановки вынужден изменить своё обычное поведение, благодаря чему увеличивается его психо-эмоциональная нагрузка. Поэтому на первом родительском собрании было рекомендовано родителям пораньше забирать детей из школы-интерната.

         В первые дни в школе первоклассник сталкивается с задачами, решить которые необходимо, собрав все силы. Ребёнок попадает под влияние таких факторов, как:

личность педагога

коллектив одноклассников

новый режим дня

ограничение двигательной активности

новые обязанности.

В этот период у ребёнка возникает масса вопросов, ответить на которые он не в силах. Зачем сидеть смирно весь урок? Из-за чего нельзя носиться по коридору, играть, кричать? После дошкольных игр в детском саду школьная жизнь кажется неинтересной и нудной. Ведь основным видом деятельности у детей 6-7 лет является игра. Поэтому все беседы и занятия мы проводим в форме игры. На самоподготовке проводится минимум 3 физкультминутки. А на выполнение домашнего задания отводится максимум 40 минут. Постоянно создаются ситуации успеха для каждого ребёнка; ситуации в которых каждый ребёнок может проявить себя, проявить свои возможности, способности и таланты, проводились дидактические игры.

Тематика внеклассных мероприятий направлена на ознакомление детей со школой, друг с другом в коллективе, режимом дня школьника. Проводились индивидуальные беседы с детьми, у которых возникали трудности в адаптации. Чаще хвалю детей, поддерживаю их. Радость даже самому незначительному успеху сделает первоклассника увереннее в своих силах. Частая критика окажет негативное влияние: ученик может поверить в то, что он неудачник. Ребёнок должен понять, что преимущество в индивидуальности, ведь у каждого свои таланты и способности. Помогаю ему, если он с чем-то не справляется, учу и показываю, как правильно. Пусть учится работать самостоятельно – иначе не научится никогда.


В период адаптации к школе организм ребёнка подвергается стрессу. Медицинская статистика свидетельствует, что среди первоклассников всегда есть дети, которые худеют, едва проучившись І четверть, у части детей замечается низкое артериальное давление, а у части – высокое. Головные боли, капризы, невротические состояния – не полный перечень проблем физиологического характера. Поэтому я стараюсь каждую свободную минутку проводить на улице, а класс проветривать.



Учу детей быть личностью: иметь собственное мнение, доказывать его, но быть толерантным к мнениям других.

Прошло всего 2 месяца пребывания детей в школе, а они уже активно включились в жизнь класса и школы- Линейка, посвящённая 1 сентября, конкурс поделок из природного материала, неделя физической культуры, неделя литературного чтения.

Таким образом, я считаю, что начальный период обучения в первом классе создал благоприятные условия для адаптации ребёнка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие. Обучение и воспитание.

«Золотое правило воспитания. Ребенок больше всего нуждается в любви именно в то время, когда он меньше всего её заслуживает».