СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно - методическое пособие "Социальная психология конфликта"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учебно - методическое пособие "Социальная психология конфликта"»


Основы ориентировочных действий при самостоятельной работе с учебно – методическим материалом

Последовательность

действий

Способ действий


Чем воспользоваться


Шаг 1

Знакомство с учебно –методическим материалом.



Шаг 2

Формирование новых умений и навыков



Шаг 3

Закрепление знаний





Шаг 4

Проверка знаний




Шаг 5

Домашнее задание

  1. Внимательно ознакомьтесь с учебно – методическим материалом.

  2. Запишите (начертите) материал в тетрадь.




  1. Ознакомьтесь с приложением 1,1 а, 2

  2. При помощи нового материала пройдите процедуру тестирования.

  3. Обработайте данные, запишите результат в тетрадь.



  1. При помощи учебно- методического материала письменно ответьте на вопросы




Фронтальный опрос на знание темы


Учебно- методический материал, стр. 2, 5





Приложение 1,1 а,2

Стр. 6-12





Учебно –методический материал, приложение 1,задание 1 стр. 3-4

Приложение 2 задание 2 стр.6

Учебно-методический материал


Конспект учебно- методического материала



Социальная психология конфликта

 Цель занятия: Расширение знаний по проблеме межличностного конфликта и формирование умений анализа конфликта.
 Задачи: Изучение отличительных особенностей конфликтных ситуаций и основных этапов конфликта. Изучение стилей поведения в конфликтных ситуациях на примере методики К. Томаса.    

    1)   Краткая теоретическая информация
   I. Отличительными признаками конфликта являются:
   1. Наличие противоречия (целей, интересов, намерений) и противодействия двух субъектов.
   2. Наличие негативных переживаний субъектов взаимодействия, затрудняющих общение.
   3. Субъективное восприятие и определение участниками ситуации как конфликтной.
   4. Последовательность конкретных действий, поведенческих проявлений участников ситуации («хотят добиться своего», «жалуются», «спорят и отстаивают свою правоту»).

   II. Динамические характеристики (стадии развития и протекания) конфликта: [95 - Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2003. – 464 с.]
   1. Возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной).
   2. Определение (осознание) ситуации как конфликтной субъектами взаимодействия. На данном этапе у участников взаимодействия возникает напряжение, связанное с осознанием препятствия на пути достижения цели. Происходит опознание человека, который является оппонентом. Вследствие ложной идентификации конфликтные действия не начинаются. При верной идентификации формируются представления о ситуации, об оппоненте, о собственных действиях и разворачиваются конфликтные действия.
   3. Этап конфликтных действий начинается тогда, когда определен оппонент. Например, один сотрудник совершает ряд действий, затрудняющих другому достижение цели (оговор, открытые негативные высказывания своему сопернику).
   4. Разрешение конфликта. К исходам конфликта относятся: поражение одной стороны и выигрыш другой; разрушение отношений вследствие невозможности договориться; уход от решения конфликтной ситуации; достижение компромисса.

   III. К основным структурным характеристикам конфликта относятся: [96 - Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2003. – 464 с.]
   1) субъекты конфликта (люди, группы), обладающие внутренней (истинные цели и намерения вступления в конфликт) и внешней позициями в данной ситуации (демонстрируемые мотивы вступления в конфликт);
   2) объект конфликта – то, из-за чего возникает конфликт. Объект обладает следующими свойствами: он неделим, т. е. каждый из участников стремится им обладать полностью; он обладает разной степенью доступности. Например, объектом конфликта может являться должность, которую стремятся занять два человека. Вакантную должность невозможно разделить. Разная степень доступности проявляется в том, что один из претендентов имеет больше шансов занять данную должность, так как обладает, например, большим опытом работы;
   3) действия участников конфликта;
   4) исход конфликта – представляет собой результат, завершающий действия.

 





Приложение 1

  Задание 1
      1. Какие ситуации представляют собой социально-психологический конфликт? Какие являются примером разногласий, ссоры или столкновения?
   2. Какие конфликтные ситуации являются примером межличностного конфликта? Примером внутригруппового конфликта?
   СИТУАЦИЯ 1

   Идет урок математики, Лариса Петровна объясняет новую тему. Один из учеников все время отвлекается, вертится и мешает другим слушать урок. «Федя, прекрати болтать. Мы проходим очень сложную тему», – делает замечание учитель. Федя продолжает шуметь. Учитель снова делает замечание: «Федя, ты очень мешаешь. Как тебе не стыдно! Пока ты не успокоишься, я не буду продолжать урок. Или веди себя спокойно, или выйди из класса». «Вы просто ко мне придираетесь, я не болтаю, а обсуждаю новую тему с соседом», – отвечает ей ученик» «Я бы на твоем месте не грубила, твоих родителей и так вызывают каждую субботу к завучу. Я продолжу урок тогда, когда ты извинишься», – отвечает Лариса Петровна. Учительница прекращает вести урок, садится за стол и начинает делать записи в журнале. В классе стоит шум, все ученики ополчились против Феди, а виновник не извиняется и продолжает сидеть на своем месте. Проходит 10 минут, звенит звонок, Лариса Петровна объявляет, что весь класс остается после уроков на дополнительное занятие.
   СИТУАЦИЯ 2
   Один человек опоздал в театр на несколько минут. Он вошел в зал, когда свет начал постепенно гаснуть. Его место оказалось занято.
   – Извините, но это мое место, – сказал он молодому человеку.
   – Не надо было опаздывать. Я не собираюсь в темноте искать свое место.
   – Молодой человек, свет еще не совсем погас, вы вполне можете пересесть. И не надо хамить, мы находимся в театре, – попытался не вспылить человек. Сама ситуация ему была неприятна. Он понимал, что опоздал, но и сидеть где попало ему не хотелось.
   – Да что вы ко мне пристали. Вон на следующем ряду все места свободны! Я никуда не уйду! – ответил молодой человек.
   – Тогда я приведу администратора! – не выдержал человек.
   – Пока вы скандалите, спектакль уже начался. Никто не будет разбираться.
   Человеку ничего не оставалось делать, как занять свободное место.
   СИТУАЦИЯ 3

   Когда все расселись и в классе наступило временное затишье, Зинка Фокина закричала:
   – Ой, ребята! Это просто какое-то несчастье! Новый учебный год еще не успел начаться, а Баранкин и Малинин уже успели получить две двойки!
   В классе снова поднялся ужасный шум.
   – В таких условиях я отказываюсь быть главным редактором! (Это сказала Эрка Кузякина.)
   – А еще слово давали, что исправятся! (Мишка Яковлев.)
   – Трутни несчастные!
   – Только наш класс позорят!
   – Да выгнать их из нашей школы и все!
   Меня и Костю больше всего разозлило, что громче всех орал Венька Смирнов. Уж чья бы корова мычала, а его бы молчала. У этого Веньки успеваемость в прошлом году была еще хуже, чем у нас.
   – Рыжий, – закричал я на Веньку, – а что ты орешь громче всех? Если бы первым вызвали тебя к доске, ты бы не двойку, а единицу схлопотал! Так что молчи в тряпочку!
   – Эх ты, Баранкин, – заорал на меня Венька, – я же не против тебя, я за тебя ору! Я что хочу сказать, ребята! Нельзя после каникул к доске вызывать. Надо, чтобы мы сначала пришли в себя.
   – Смирно! – крикнула на Веньку Зинка Фокина.
   – И вообще, – продолжал кричать Венька, – предлагаю, чтобы в течение первого месяца никому не задавали никаких вопросов.
   Здесь опять все ребята закричали в один голос и так громко, что уже нельзя было разобрать ни одного слова.
   – Ой, тише, ребята, – сказала Фокина, – замолчите! Пусть говорит Баранкин!
   – А что говорить? – сказал я. – Мы с Костей не виноваты, что Михаил Михайлович в этом учебном году вызвал нас к доске первыми.
   – Ты бы лучше не острил, а брал бы пример с Миши Яковлева, – сказала Фокина.
   Ребята опять засмеялись, а Эрка покачала головой, как большая, и сказала:
   – Баранкин! Ты лучше скажи, когда будешь исправлять свои двойки.
   – Малинин! – сказал я Косте. – Разъясни…
   – Вот пристали! – сказал Малинин. – Да исправим мы ваши двойки… То есть наши.
   – Когда?
   – Юра, когда мы исправим? – спросил меня Костя.
   – Ребята, это что же получается? Класс должен всю четверть переживать эти несчастные двойки? И не пойдем в поход?
   – Баранкин! – сказала Зина Фокина. – Класс постановил, чтобы вы исправили двойки завтра.
   – Извините, пожалуйста! – сказал я. – Завтра воскресенье.  – Ничего позанимаетесь!
   – Привязать их веревками к партам! – сказала Эрка Кузякина.
   – А если мы не понимаем с Костей решение?
   – А я вам объясню! (Миша Яковлев.)
   Мы с Костей переглянулись и ничего не сказали.
   – Молчание – знак согласия! – сказала Зинка. – Значит, договорились на воскресенье! Утром позанимаетесь с Яковлевым, а потом придете в школьный сад – будем сажать деревья!
   – Что? – заорали мы с Костей. – Еще и деревья сажать? Да мы же устанем.
   – Алик! – сказала староста нашего класса. – Смотри, чтобы они не сбежали!
   – Не сбегут!..
   СИТУАЦИЯ 4
   На собрании рабочей группы обсуждается вопрос о заключении договора сотрудничества с фирмой X, оказывающей полиграфические услуги.
   – Я предлагаю встретиться с представителями еще нескольких полиграфических фирм и обсудить более гибкую систему скидок, – предложил участник 1.
   – Не согласен, фирма X была рекомендована нашими партнерами как одна из лучших. Нам важнее короткие сроки, за которые может быть выполнен наш заказ, – возразил участник 2.
   – При выполнении проекта мы не можем выходить за рамки установленной суммы. Я думаю, что вы преследует свои личные интересы, сотрудничая с фирмой X, – ответил участник 1.
   Руководитель рабочей группы предложил высказать все «за» и «против» в отношении сотрудничества с фирмой X

  


 






Приложение 1 а

Таблица1. Этапы развития и протекания конфликта.
 

   










Приложение 2

Задание 2
   Студентам индивидуально предлагается выполнить письменно следующее задание: на основе собственного опыта опишите и проанализируйте одну конфликтную ситуацию в соответствии с предлагаемой схемой.

   Схема анализа конфликтных ситуаций
   1. Определите субъектов конфликтной ситуации.
   2. Объект конфликта (то, из-за чего возникает конфликт).
   3. Деструктивные действия участников конфликтной ситуации.
   4. Исход конфликта – как был разрешен конфликт.


    

Приложение 3

Анализ стилей поведения в конфликтных ситуациях

   Задание 1
   Студентам предлагается заполнить и обработать методику К. Томаса «Стили поведения в конфликтной ситуации».

ТЕСТ К. ТОМАСА (краткую информацию записать в тетрадь)

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях применяется двухмерная модель регулирования конфликтов. Основополагающими измерениями в ней являются: кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт; и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.

Соответственно этим двум способам измерения выделяются следующие способы регулирования конфликтов:

  1. Соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

  2. Приспособление, означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого человека.

  3. Компромисс.

  4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

  5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Предполагается, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха. При таких формах поведения как конкуренция, приспособление и компромисс или один участник оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо проигрывают оба, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

Текст опросника:

Инструкция: Предлагаемый тест имеет целью определить характерную для Вас тактику поведения в конфликтных ситуациях. Он состоит из 30 пунктов, в каждом из которых имеется два суждения, обозначенные буквами А и Б (они иногда повторяются в разных пунктах). Сравнивая указанные в пункте два суждения, каждый раз выбирайте из них то, которое является более типичным для Вашего поведения.

1

А/ Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б/ Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем согласны мы оба.

2

А/ Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б/ Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

3

А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.

4

А/ Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б/ Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5

А/ Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б/ Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6

А/ Я стараюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б/ Я стараюсь добиться своего.

7

А/ Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б/ Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться чего-то другого.

8

А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9

А/ Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б/ Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10

А/ Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б/ Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11

А/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.

12

А/ Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б/ Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.

13

А/ Я предлагаю среднюю позицию.

Б/ Я пытаюсь убедить другого в преимуществах своей позиции.

14

А/ Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б/ Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.

15

А/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.

Б/ Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16

А/ Я стараюсь не задеть чувства другого.

Б/ Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17

А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б/ Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18

А/ Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б/ Я дам возможность другому в чем-то оставаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19

А/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б/ Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20

А/ Я пытаюсь немедленно разрешить наши разногласия.

Б/ Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21

А/ Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б/ Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22

А/ Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и той, которая отстаивается другим.

Б/ Я отстаиваю свои желания.

23

А/ Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б/ Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя

ответственность за решение спорного вопроса.

24

А/ Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б/ Я стараюсь убедить другого в необходимости прийти к компромиссу.

25

А/ Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.

Б/ Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26

А/ Я предлагаю среднюю позицию.

Б/ Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.

27

А/ Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б/ Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28

А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б/ Улаживая спорную ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29

А/ Я предлагаю среднюю позицию.

Б/ Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30

А/ Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б/ Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы могли совместно с другим заинтересованным человеком добиться успеха.

Количество баллов, набранных испытуемым по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

КЛЮЧ

N пп

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1




А

Б

2


Б

А



3

А




Б

4



А


Б

5


А


Б


6

Б



А


7



Б

А


8

А

Б




9

Б



А


10

А


Б



11


А



Б

12



Б

А


13

Б


А



14

Б

А




15




Б

А

16

Б




А

17

А



Б


18



Б


А

19


А


Б


20


А

Б



21


Б



А

22

Б


А



23


А


Б


24



Б


А

25

А




Б

26


Б

А



27





Б

28

А

Б




29



А

Б


30


Б



А

СУММА










































Приложение 4

Словарь  
   Исход конфликта – результат конфликтного взаимодействия людей, который может быть представлен как разрешение с учетом выигрыша обеих сторон, одной стороны; ложное разрешение; исчезновение объекта конфликта. [98 - Битянова М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.]
   Конфликт – это вид отношений людей (межличностных или межгрупповых), в основе которого лежит столкновение сторон, мнений, сил, целей и интересов. [99 - Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2003. – 464 с.]
   Конфликтоген – слова, действия (или бездействие), социальные условия, которые приводят к конфликту. [100 - Методы практической психологии общения: Учебное пособие / Под ред. В. П. Захарова, Е. В. Сидоренко. – Л.: изд-во ЛГТУ, 1990. – 60 с.]
   Объект конфликта – это реальный или идеальный предмет, к обладанию которым стремятся участники взаимодействия. [101 - Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2003. – 464 с.]
   Стороны конфликта – это участники конфликта, которые могут быть представлены как отдельными людьми, так и группами. [102 - Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2003. – 464 с.]
   Стили поведения в конфликте – устойчивое поведение, свойственное человеку в конфликтной ситуации.
   Субъективный образ конфликтной ситуации – субъективное представление каждой из сторон о конфликте, другом участнике, собственных действиях, которое формируется вследствие существующих искажений восприятия: [103 - Битянова М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.]
   – схематизация – упрощение реального конфликта, концентрация человека на какой-то одной линии отношений;
   – уменьшение воспринимаемой перспективы развития взаимодействия – в процессе развертывания конфликтных действий участники не учитывают их последствия даже при дальнейшем удачном разрешении конфликтной ситуации;
   – поляризация оценок и суждений – по отношению к собственному поведению и намерениям оппонента начинают действовать категоричные суждения;
   – коммуникативные искажения – возникновение барьеров, которые искажают информацию, придают ей определенный мнимый смысл;
   – атрибутивные искажения – собственным действиям и намерениям приписываются такие характеристики, как «единственные правильные, возможные, вынужденные». Действия оппонента определяются как злонамеренные.

20