Просмотр содержимого документа
«Социометрия (бланк результатов)»
СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА КЛАСС __________ Учитель ___________________
Фамилии тех, кто выбирает | Фамилии тех, кого выбирают | | | | | | | | | | | | | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Количество выборов | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Количество взаимных выборов | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Диагностика межличностных отношений школьников Изучение положения ученика в классном коллективе.
Задание выполняют учащиеся всего класса. Каждому школьнику выдается по три листа чистой бумаги с цифрами 1, 2, 3 в правом верхнем углу. В левом верхнем углу на каждом листе школьники пишут свою фамилию. Ученикам последовательно предлагается ответить на три вопроса:
С кем из одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой?
С кем из одноклассников ты хотел бы вместе учиться в пятом классе?
С кем из одноклассников ты отправился бы в опасное путешествие? После каждого вопроса ученикам предлагается на каждом листе написать по
три фамилии выбранных ими одноклассников. Анализ выполнения задания:
Заполненные школьниками листы делятся на три стопки по номерам ответов, и для каждой группы отношений составляется специальная матрица. Примечание. Выбор обозначается знаком «+», а взаимный выбор - знаком «+ -» В последние строчки матрицы записывается количество взаимных выборов, полученных каждым школьником. Таким образом, оставляются матрицы №1, 2, и 3 по ответам школьников на первый, второй и третий вопросы.
Следует провести последовательный анализ матриц №1, 2, и 3. Для этого надо:
подсчитать количество выборов ученика в каждой системе отношений;
сопоставить результаты выборов в каждом из этих случаев;
- определить количество взаимных выборов у данного ученика в системе
отношений.
Выводы:
1. Посчитав количество выборов в каждой системе отношений, можно
определить, к какой статусной группе принадлежит тот или иной ученик:
«звезды» - 5 и более выборов
«предпочитаемые» - 3-4 выборов «пренебрегаемые» - 1-2 выбора «изолированные» - ни одного выбора.
2. Определив количество взаимных выборов у каждого ученика, удастся
выяснить степень удовлетворенности общением, судить о том, является ли
стремление занять (или удержать) статус одним из мотивов учебной
деятельности у данного ученика. Кроме того, можно подсчитать коэффициент
взаимности для класса в целом по следующей формуле:
КВ=R\R1 Где, R - общее число выборов, R1- число взаимных выборов. Это даст возможность определить, насколько правильно строятся взаимоотношения в коллективе. Если КВ 0,5, то можно считать, что уровень взаимоотношений в группе положительный; при КВ
3. Сопоставив данные по трем системам отношений, можно увидеть, совпадают
ли отношения в них, чем различаются, какая система отношений оказывается
ведущей для того или иного ученика и в какой системе отношений он не
чувствует себя «принятым».
ПРОТОКОЛ ГРУППОВОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
ПРИ ПЕРЕХОДЕ В 5 КЛАСС
класс_____ количество учащихся учитель _____________________ дата обследования ______________
№ | Фамилия, имя ученика | Мотивацион- ная сфера | Когнитивная сфера | Статус в коллективе (в классе) | Уровень самооценки | Общий уровень готовности к переходу в среднее звено |
| Преобладающий мотив учения | Уровень Сформирован-ности Кратковремен-ной и смысловой памяти | Уровень внимательности и функция контроля | Уровень Сформирован- ности операций понятийного мышления | Уровень сформирован- ности общих аналитических способностей | Понимание речи и сформир. письменной речи |
1. | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | |
11 | | | | | | | | | | |
12 | | | | | | | | | | |
13 | | | | | | | | | | |
14 | | | | | | | | | | |
15 | | | | | | | | | | |
16 | | | | | | | | | | |
17 | | | | | | | | | | |
18 | | | | | | | | | | |
19 | | | | | | | | | | |
20 | | | | | | | | | | |
21 | | | | | | | | | | |
22 | | | | | | | | | | |
23 | | | | | | | | | | |
24 | | | | | | | | | | |
25 | | | | | | | | | | |
26 | | | | | | | | | | |
27 | | | | | | | | | | |
28 | | | | | | | | | | |
29 | | | | | | | | | | |
30 | | | | | | | | | | |
31 | | | | | | | | | | |
32 | | | | | | | | | | |
33 | | | | | | | | | | |
34 | | | | | | | | | | |
Педагог-психолог: ___________________