ДОКЛАД
«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ »
Руководитель физического воспитания:
Кущ Виталий Александрович.
ВВЕДЕНИЕ
Научно-технологическая сущность организационно-методических инноваций в физическом воспитании состоит в приоритетной направленности содержания педагогического процесса в учереждениях среднего профессионального образования (СПО) на усвоение обучающимися нравственных, интеллектуальных, поведенческих, двигательных, мобилизационных, коммуникативных, здоровьеформирующих и здоровьесберегающих ценностей физической и спортивной культуры по механизму конверсии приемлемых элементов элитной национальной и мировой культуры спортивной подготовки в массовое физическое воспитание. Актуальность работы состоит в том, что основой повышения эффективности обязательного физического воспитания, подростков и молодежи является использование технологий оздоровительной, кондиционной и спортивной тренировки при максимально возможной свободе выбора занимающимися вида физической активности, ее формы, показателей физической нагрузки и лично приемлемого уровня планируемых результатов при обязательном выполнении индивидуально определенных образовательных стандартов. Тема инноваций в педагогической деятельности педагогов по физической культуре очень актуальна на сегодняшний момент. К сожалению, все увеличивается число учеников, освобожденных от занятий физической культурой. Да и большинство не видит интереса в данном предмете. Поэтому для учителей становиться все более актуальным вводить новые методики занятий, оценок в свои уроки, что бы заинтересовать учащихся.
Цель - характеристика процесса использования инноваций в процессе преподавания физического воспитания в учереждениях СПО.
Задачи:
1) Обоснование инновационного подхода в преподавании физической культуры .
2) Обзор разработок инноваций в преподавании физической культуры.
3) Анализ организационных основ преподавания физической культуры на основе инновационного подхода.
1. Теоретические и методические основы инновационной деятельности в преподавании физической культуры
1.1.Необходимость инновационного подхода в преподавании физической культуры
Для современного социума характерно понимание общественной и личной ценности физической культуры важной составляющей общей культуры человечества. Характерной чертой современной концепции физического воспитания является усиление его образовательной и воспитательной направленности как определяющего условия успешности формирования физической культуры личности. Однако образовательно-воспитательные задачи не только важны, но и наиболее сложны для реализации в технологическом отношении. Анализ ситуации, сложившейся в части физкультурно-спортивного воспитания, выявил ряд важных составляющих, которые первостепенно нуждаются в серьёзных изменениях:
- цели преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях, включая преподавание этого предмета для учащихся , отнесённых по состоянию здоровья к подготовительной и медицинской группам;
- контроль за выполнением в образовательных учреждениях требований к освоению примерных учебных программ по физической культуре;
- мотивация детей и подростков к посещению уроков физической культуры и в целом к систематическим занятиям физической культурой;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в области физической культуры;
- мотивация учителей физической культуры к разработке и внедрению в образовательный процесс инновационных программ, методик и технологий преподавания физической культуры;
- престиж труда и статус учителя физической культуры;
- материально-техническое обеспечение преподавания физической культуры в учреждениях СПО;
- аттестация обучающихся общеобразовательных учреждений по предмету физическая культура, включая аттестацию учащихся , отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
- научно-методическое обеспечение преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях.
В настоящее время в рамках обозначенных проблем уже проделана определённая работа:
учитывая объективную необходимость повышения роли физической культуры в воспитании современных учащихся СПО , укреплении их здоровья, развитии двигательной активности и физических качеств, привитии навыков здорового образа жизни, в объем недельной учебной нагрузки образовательных учреждений введён третий урок физической культуры;
в целях разъяснения подходов к разработке содержания третьего часа предмета физической культуры в общеобразовательных учреждениях Образования науки России разработаны и направлены в субъекты Российской Федерации методические рекомендации;
с целью повышения эффективности преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях подготовлены методические указания по использованию спортивных объектов в качестве учебных центров для проведения уроков физической культуры и внеклассной спортивной работы.
В связи с этим общеобразовательным учреждениям необходимо:
на основании нормативных правовых актов, регулирующих вопросы преподавания учебного предмета «Физическая культура» в учреждениях СПО, с учётом методических рекомендаций о введении третьего часа физической культуры в недельный объём учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации разработать содержание третьего часа предмета «Физическая культура» в образовательном учреждении;
активно использовать инновационные программы, методики и технологии физического воспитания и преподавания физической культуры, а также современные мультимедийные средства и компьютерные программы обучения, различные информационные материалы по физкультуре и спорту, повышающие интерес учащихся к занятиям физической культурой;
Использование элементов раздельного преподавания физической культуры не потребует дополнительного финансирования и реально выполнимо, если учителя физической культуры будут работать в паре в одной параллели групп . Особенность такого распределения учебной нагрузки состоит в том, что группы одной параллели должны быть поровну разделены между учителями с учетом их профессиональной специализации по определенному виду спорта. Постановка двух классов одной параллели на одном уроке для разных учителей физической культуры позволяет соединить по половому признаку учащихся двух групп и вести преподавание по разным разделам программного материала в течение некоторого времени. Например, для девушек ведется преподавание по разделу «гимнастика с элементами акробатики», «ритмическая гимнастика», для юношей - совершенствование техники игры в футбол, баскетбол. При такой организации уроков учитываются интересы учащихся обоего пола: девушки чаще всего хотят формировать красивую фигуру, а юноши стремятся развивать силу, быстроту и ловкость. Технология раздельного преподавания позволяет изучать теоретический материал по психолого-педагогическим и медико-биологическим основам физической культуры для учащихся разного пола за счет использования в учебно-воспитательном процессе вышеназванных специалистов. При этом технология раздельного преподавания при необходимости позволяет изучать теорию с одной группой учащихся и отрабатывать практические навыки с учащимися другой группы. Новые формы организации занятий по физической культуре в СПО учреждении позволяют повысить их эффективность и обеспечить необходимый уровень двигательной подготовленности, физкультурной образованности и общей культуры личности.
1.2.Инновационные педагогические технологии
Нововведения, или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия “новация“ и “инновация“.Новация - это средство (новый метод, методика, технология, программа). Инновация - это процесс освоения этого средства. Инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае - научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально - педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью. Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Нововведения - это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта. Научные инновации, продвигающие вперед прогресс, охватывают все области человеческих знаний. Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации. Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:
• разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;
• обновление содержания образования; изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;
• совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;
• улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;
• проектирование новых моделей образовательного процесса;
• обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровье сберегающих технологий обучения;
• обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;
• разработка учебников и учебных пособий нового поколения.
Инновации могут осуществляться на различных уровнях. К высшему уровню относятся инновации, затрагивающие всю педагогическую систему.Прогрессивные нововведения возникают на научной основе и способствуют продвижению практики вперед. В педагогической науке возникло принципиально новое и важное направление - теория новаций и инновационных процессов. Реформы в образовании представляют собой систему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления ими. Педагогические инновации осуществляются по определенному алгоритму.
Десять этапов разработки и реализации педагогических нововведений:
1. Разработка понятийного аппарата и измерителей состояния педагогической системы.
2. Всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы.
3. Поиски образцов педагогических решений.
4. Всесторонний анализ научных разработок.
5. Проектирование инновационной модели педагогической системы.
6. Исполнительская интеграция реформы.
7. Проработка практического осуществления.
8. Построение алгоритма внедрения в практику новшеств.
9. Введение в профессиональную лексику новых понятий.
10. Защита педагогической инновации.
1.3.Разработка методических инноваций в преподавании физической культуры
В настоящее время модернизация системы подготовки специалистов по физической культуре и спорту отражает общенациональные интересы в сфере образования с учетом общих тенденций мирового развития, которые обуславливают необходимость существенных изменений всей образовательной системы. Основные направления осуществления инноваций в образовании связаны со спросом на технологические инновации, использование которых нацелено на совершенствование учебного процесса в контексте повышения его качества. Под технологическими инновациями мы понимаем инновации, направленные на разработку и внедрение новых средств и технологий обучения для более эффективного удовлетворения новых или прежних потребностей учащихся. Поскольку одним из приоритетных направлений совершенствования системы образования по-прежнему является его информатизация, разработка технологических инноваций в высших учебных заведениях физкультурного профиля сориентирована, прежде всего, на создание новых информационных технологий обучения (ИТО).Современные технологии обучения базирующиеся на повсеместном использовании вычислительной техники, потенциально обладают колоссальными возможностями. Однако полноценное применение компьютерных технологий требует серьезной проработки проблемы взаимодействия человека и технических средств, которую можно трактовать как проблему формирования биотехнической системы, где некоторым образом распределены управляемые информационные потоки. Таким образом, задачи разработки технологических инноваций и их дальнейшее внедрение в учебный процесс в системе подготовки специалистов физкультурного профиля требуют дальнейшего всестороннего изучения. В настоящее время наблюдается активное участие специалистов в поиске новых методов и форм обучения.
Сравнивая дидактическую эффективность различных компонентов разработанных учебных комплексов, авторы отмечают явное превосходство электронных учебников перед традиционными печатными материалами и в результате анкетного опроса и бесед со студентами делают выводы, что методика обучения, основанная на новых информационных технологиях, способствует повышению интереса к изучению теоретических и методических аспектов физической культуры. Использование компьютерных учебных пособий в процессе подготовки студентов-спортсменов, разработка новых, оптимальных методик построения занятий повышает эффективность учебного процесса, оказывает содействие развитию когнитивных качеств учащихся, обуславливает возможность разработки инновационных направлений в привлечении информационных средств в область физической культуры и спорта. Также существует комбинированная дискретная методика обучения использование которой предусматривает работу с компьютерным учебным пособием, тестирование, выполнение практических задач с учетом спортивной специфики студентов. Ряд авторов предлагает использование учебно-методических комплексов по спортивно-педагогическим дисциплинам, разработанных на основе компьютерных средств. Так же в литературе есть свидетельства о компьютерных программах, разработанных для использования в процессе учебно-тренировочных занятий. Физкультурно-спортивная деятельность - это образовательная область в системе непрерывного образования, обеспечивающая здоровое и гармоническое развитие личности и её эффективную самореализацию в обществе. Основой развития физкультурно-спортивной деятельности являются принципы, характерные для всех систем образования: доступность, индивидуальный подход, деятельностный подход, культурологический подход, природо-сообразность, непрерывность, гуманизация и демократизация образования. В системе дополнительного образования физкультурно-спортивная деятельность подростков выступает комплексным средством их гармоничного развития, способствуя приобретению дополнительных знаний, умений, формированию отношений к предметной среде, к людям, к себе, накоплению опыта здорового образа жизни. Развитие физкультурно-спортивной деятельности в общеобразовательном учреждении обусловлено социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, государственным заказом, запросам семьи и самого подростка. Теоретический анализ позволил обосновать особенности физической культуры как характеристики личности учащегося (ценностно-смысловое отношение к занятиям физической культурой; самостоятельность в выборе занятий; удовлетворенность самореализацией) и возможности её становления средствами физической культуры - как образовательной области. Обновление её содержания, методов обучения и достижение на этой основе нового качества результатов, создание оптимальных условий для индивидуального развития, самоопределения личности. В теоретической части обосновал что, инновационная педагогическая деятельность представляет собой сложный динамический процесс, центральной фигурой которой является учитель.В научных исследованиях существуют разные подходы к инновационному процессу и его производным.
Формирование инновационной готовности учителя предусматривает:
- сознательный анализ профессиональной деятельности на основе мотивов и диспозиций;
- проблематизацию и конфликтизацию педагогической действительности;
- критическое отношение к педагогическим нормативам;
- рефлексию и построение системы смыслов;
- открытость среде и профессиональным новшествам;
- творчески преобразующее отношение к миру;
- стремление к самореализации.
2. применение инновационного подхода в преподавании физической культуры
2.1.Организационные вопросы преподавания физической культуры на основе инновационного подхода
Организация подготовки по физической культуре с использованием инновационных подходов в общеобразовательных учреждениях обеспечивает устойчивое развитие учащихся в формировании духовно богатой, физически здоровой, социально активной личности. Инновации являются существенным элементом развития образования и выражаются в тенденциях накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, которые в совокупности приводят к изменениям в сфере образования с трансформацией его содержания и качества. Инновационные инициативы возникают в поиске более перспективных форм и средств педагогической деятельности; в опробывании новых методик и приемов обучения. Они закрепляются при обмене и распространении опыта; в социальных движениях педагогов; в становлении групп инициаторов, генерирующих новые социально-педагогические, психологические, проективные и социокультурные идеи как актуальные продуктивные смыслы и ценности. Настоятельная необходимость инновационных подходов в педагогике вызвана сменой парадигмы общественного развития, переходом к информационному обществу и, как следствие, новыми более высокими требованиями к интеллектуальным параметрам работника.В современном прочтении инновационные подходы в преподавании - модель образования, ориентированная на максимальное развитие творческих способностей и создание сильной мотивации к саморазвитию индивида на основе добровольно избранной «образовательной траектории» (сферы направления, уровня, последовательности образования, типа и вида учебного заведения) и области профессиональной деятельности.
Инновационные методы обеспечивают не только получение базового образования с развитием индивидуальных способностей каждого учащегося, но и достижение определенного уровня профессиональной подготовки и компетентности выпускников.
Инновационные процессы в методиках преподавании складываются в этапы:
- этап становления, для которого характерны осмысление и переоценка опыта, поиск новых идей, появление и распространение в сообществах (в педагогической, научной, родительской, управленческой среде) новогопонимания ценностей образования, создание первоначальных проектов и экспериментальных систем; моделирование.
- этап активного формирования, включающий целенаправленное практическое моделирование действующих образовательных проектов, принятие и поддержку ценностей нового мышления и опыта, распространение новых культурных сред образования, создание новых сообществ ориентированных на совместное развитие образования;
- этап трансформирующий, содержащий нормативное обеспечение инновационных форм деятельности, их широкое распространение и использование в том или ином виде (при их естественном «размазывании» и «загрязнении») в образовательных институциях, системные изменения в образовательном пространстве, проявление готовности педагогов и администраторов участвовать в реализации новшеств и, как результат, начало нового цикла осмысления и переоценки возникшего опыта (в том числе и негативного) реализации инноваций.
Инновационные механизмы развития образования включают:
-создание творческой атмосферы в образовательных учреждениях, культивирование интереса в научном и педагогическом сообществе к инициативам и новшествам;
-создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;
-инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;
-интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих поисковых и экспериментальных образовательных систем.
Важной составляющей процесса является формирование инновационного потенциала образовательных систем их способность к саморазвитию, разнообразие культурно-образовательных сред и условий для саморазвития личности, разнообразие типов образовательных институций в сообществах, их многообразные и развитые коммуникативные связи.
В парадигме личностно-ориентированной педагогики критерием для определения инновационных характеристик выступают два компонента:
-признание педагогом самоценности собственной личности и творческое понимание самости;
-принятие личности подростка и его интересов, признание их как ценности, ориентация на творческие интересы как основу совместной творческой деятельности.
Особое значение приобретают теоретические уроки для учащихся подросткового возраста . Вследствие физиологических особенностей этого возраста, половые различия между юношами и девушками проявляются более отчетливо, что требует дифференцированного подхода к выбору средств и методов проведения занятий, а также сообщения дополнительных знаний в области психологии, физиологии, гигиены. Здесь можно использовать технологию раздельного обучения. Использование элементов раздельного преподавания физической культуры не потребует дополнительного финансирования и реально выполнимо, если учителя физической культуры будут работать в паре в одной параллели групп. Особенность такого распределения учебной нагрузки состоит в том, что группы одной параллели должны быть поровну разделены между учителями с учетом их профессиональной специализации по определенному виду спорта. Постановка двух групп одной параллели на одном уроке для разных учителей физической культуры позволяет соединить по половому признаку учащихся двух групп и вести преподавание по разным разделам программного материала в течение некоторого времени. Например, для девушек ведется преподавание по разделу «гимнастика с элементами акробатики», «ритмическая гимнастика», для юношей - совершенствование техники игры в футбол, баскетбол. При такой организации уроков учитываются интересы учащихся обоего пола: девушки чаще всего хотят формировать красивую фигуру, а юноши стремятся развивать силу, быстроту и ловкость.
2.2.Инновационные подходы на уроках физической культуры .
Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. Уроки физической культуры не являются исключением. Технологичность становится сегодня главной характеристикой деятельности и педагога и означает переход на более высокую ступень организации образовательного процесса. Это неслучайно. Традиционное мышление педагога - взгляд на человека как на обучаемый, программируемый компонент образовательных технологий, а не как на духовно-деятельностную личность, для которой характерны не только самодеятельность, но и свобода по отношению к образовательному пространству, - исчерпало свои возможности. Основополагающим принципом инноваций в сфере высшей педагогической системы должна стать гуманитарная сущность образования, его направленность на высокое профессиональное, духовно-ценностное и общекультурное развитие личности студента. В целях формировании физической культуры личности, гармоничного физического развития и физической подготовленности подростков , подростков и молодежи традиционная система физического воспитания в образовательных учреждениях нуждается в повышении объема физкультурно-спортивной активности учащихся. Исходными теоретическими позициями, обеспечивающими динамичное развитие учебных и личностных достижений школьников является перевод учащихся из позиции пассивного исполнителя в ситуацию автора, творца, хозяина своей образовательной деятельности. Необходимо развитие субъективности подростков , формирование таких его личностных качеств, как самостоятельность, инициатива, способность к преобразовательной, созидательной деятельности. Главенствующий фактор формировании физической культуры личности - сознательное отношение к собственному здоровью и физической подготовленности. Состояние же здоровья Российских детей вызывает тревогу. Педагогический аспект здоровья ухудшается, и как следствие снижается успешность учащихся. Решить проблему низкой двигательной активности через введение традиционного “стандартного” урока физической культуры невозможно. Нужны новые подходы к учебно-воспитательному процессу - подходы, позволяющие грамотно построить учебно-воспитательный процесс и восполнить потребность растущего организма в двигательной активности.
В целом здоровье человека имеет три составляющие:
Физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды.
Психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально - волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием.
Социально - нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих и отечественных духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, деятельностным отношением к миру, активной жизненной позицией и социальной активностью. Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, предусматривается внедрение в деятельность образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий на основе личностно-ориентированного подхода, под которыми следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье учащихся.
Необходима организация медико-психолого-педагогического мониторинга здоровья учащихся.
Отслеживаются следующие параметры:
особенности физического здоровья;
диагностика заболеваний, имеющихся у учащихся;
анализ пропусков учебных дней по болезни;
диагностика нарушений осанки, зрения, хронические заболевания, сколиоз, плоскостопие;
наблюдение за состоянием учащихся, состоящих на диспансерном учете;
оценка организаций учебного процесса, учебной и вне учебной нагрузки, режима в течение дня, недели;
состояние психического здоровья по поведенческим реакциям и оценке напряженности;
изучение эмоционального состояния учащегося, настроения в отношениях со сверстниками и взрослыми людьми;
субъективная оценка состояния учащихся;
динамика режима дня учащихся.
Также необходимо создать комплекс мероприятий по профилактике переутомления и учебных перегрузок, профилактике развития заболеваний, улучшение организации питания, эстетизация учебной среды , использовать оздоровительные свойства цветотерапии, ароматотерапия.
Для профилактической работы использовать не медикоментозные методы коррекции здоровьяподростков .
Главная задача - включить каждого учащегося в систематические занятия физической культурой и спортом. И поэтому для увеличения двигательной активности учащихся нужна система спортивно-оздоровительных мероприятий, активная физкультурно-оздоровительная работа.
Чтобы повысить удельный вес и качество занятий физической культурой, обеспечить выполнение детьми суточных норм двигательной активности, необходимо иметь гимнастический зал, оснащенный оборудованием и инвентарем, техническими средствами, учебно-наглядными пособиями, кабинет лечебной и корригирующей гимнастики с комплектами специального оборудования, само-массажёрами, эспандерами, мелким инвентарем, стадион с футбольным полем, гимнастическим городком, легкоатлетическим центром, игровыми площадками.
Таким образом, использование инновационных здоровьесберегающих и личностно-ориентированных технологий на уроках физической культуры позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Дифференцированное физкультурное образование.
Под дифференцированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей. Одним из важнейших изменений в системе отечественного образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), продиктованное необходимостью достижения современного качества образования, которое отвечает потребностям личности, государства. В педагогическом плане - это ориентация образования на усвоение обучающимся не только определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новая совокупность научных достижений ориентирована прежде всего на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, функциональной грамотности и наиболее полной самореализации. Пример учителя физической культуры, обладающего высокой педагогической культурой, работающего над совершенствованием собственной личности, является важным средством воспитания учащихся в условиях личностно-ориентированного образования.При этом перед учителем встают новые задачи:
- Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика .
- Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.
- Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
Результаты можно получить при следующих условиях:
1.Работа должна проводиться систематически.
2.Важна роль мотивации действий, понимание, чему научатся в процессе работы.
3.Задания должны быть посильными.
4.Новизна – важное условие повышение интереса учащихся.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных, качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, двигательной деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Всестороннее изучение учащихся, сопоставление различных данных позволяет выявить причины отставания учащихся, установить главные из этих причин и осуществить педагогическое воздействие, основанное на методике дифференцированного обучения. Обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с учётом их физического развития и двигательной подготовленности; достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности уроков; формирование у учащихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями - всё это важнейшие черты урока физической культуры.
Возможности компьютерных технологий на уроке физкультуры.
Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательную среду урока позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести экстренную коррекцию знаний. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. На уроках физкультуры применение интерактивной доски позволяет облегчить процесс обучения технически сложных видов спорта (волейбол, баскетбол). Учитель, работая с доской, имеет возможность, разбив технический прием на слайды, показывать их с такой скоростью, с какой это необходимо для детального изучения и понимания в данном классе. С помощью маркера на доске во время показов слайдов рисуются стрелками направления движения ног, рук, туловища. Возможен разбор ошибок. Можно стрелками предположить полет мяча при неправильной работе рук и ног. Такой метод обучения техническим действиям и приемам очень эффективен, нагляден и нравится учащимся.
Результатами использования интерактивной доски на уроках физкультуры являются:
а) абсолютная доступность при любой физической подготовленности;
б) заинтересованность учащихся в изучении техники приемов игры волейбол и баскетбол;
в) применение этих знаний и умение в жизни (на отдыхе, в летних лагерях).
Мыслительная деятельность школьников на занятиях физической культурой с использованием компьютера будет способствовать быстрому усвоению теоретического материала, а получение знаний и двигательных навыков станет интенсивнее и многообразнее. При изучении нового материала учитель координирует, направляет, руководит и организует учебный процесс, а сам материал «объясняет» вместо него компьютер. С помощью видеоряда, звука и текста учащийся получает представление об изучаемом двигательном действии, что делает урок более содержательным и увлекательным. Рассказывая об истории зарождения физической культуры или Олимпийских играх, о работе мышц, работе систем дыхания и кровообращения при выполнении упражнений так как урок спланирован с применением ИКТ, учащиеся могут увидеть всё, о чём рассказывает учитель. Теоретический материал воспринимается лучше, когда идёт ещё и зрительное восприятие информации. Таким образом, ИКТ сегодня являются инструментом повышения качества образовательных услуг и необходимым условием для решения задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, и создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ и реализации их в учреждениях СПО.
Технология раздельного обучения.
Актуальным в процессе обучения становится индивидуальный подход. У каждого учащегося должна быть своя цель на пути совершенствования физической подготовки, даже слабый по физическому развитию ученик должен чувствовать себя комфортно на уроках. Здесь можно использовать технологию раздельного обучения. Например, вследствие физиологических особенностей, половые различия между юношами и девушками проявляются более отчетливо. Для девушек ведется преподавание по разделу «гимнастика с элементами акробатики», «ритмическая гимнастика», для юношей – совершенствование техники игры в футбол, баскетбол. Ещё один пример: при закреплении учебного материала, дети условно делятся в классе на группы в зависимости от подготовленности. Одной группе дают подготовительные или подводящие упражнения в облегчённых условиях, другой - усложнённые подводящие упражнения, третей - действие в целом, но в облегчённом варианте и т.д. Обучающиеся сильных групп, внутри класса, осваивают учебный материал в среднем на два урока быстрее средних и слабых учеников, поэтому обучение двигательному действию заканчивается для них выполнением изучаемого упражнения в соревновательных условиях, а учащиеся слабых и средних групп продолжают выполнять упражнение по частям или многократно повторяют его в стандартных условиях. Хорошо подготовленным детям позволяют добавлять в комбинации свои элементы, в опорном прыжке изменять высоту снаряда, тогда как менее подготовленные работают в стандартных условиях. Проводят индивидуальную работу с обучающимися. Эти дети получают индивидуальные задания, как на уроке, так и для домашнего выполнения. В заключительной части урока класс объединяется, все ученики выполняют одинаковые упражнения, играют. Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, оцениваются в основном по разделам теоретических знаний (рефераты, презентации), самостоятельной деятельности и выполнению доступных им двигательных действий . Обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учётом их физического развития и двигательной подготовленности; достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности уроков; формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями - всё это важнейшие черты современного урока физической культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проектирование учителем физической культуры учебного процесса в условиях новых требований предусматривает иные подходы не только к планированию образовательных результатов, но и к отбору содержания, методов, форм и технологий обучения. Инновационная деятельность в преподавании физической культуры предполагает такой процесс и результат учебной деятельности, который стимулирует вносить изменения в существующую культурную и социальную среду. Это позволяет рассматривать инновационную деятельность как прогрессивное преобразование, приводящее к положительным изменениям в учебном процессе, ведущее к разрешению конфликта между традиционными и новыми формами образовательной деятельности. Система применения современных педагогических технологий в работе учителя физической культуры создает максимально благоприятные условия для раскрытия не только физических, но и духовных способностей ребенка, обеспечивает творческое применение полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физического и нравственного здоровья, способствует формированию личной физической культуры учащихся.