СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Совершенствование познавательных УУД у учащихся через развитие навыков смыслового чтения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Совершенствование познавательных УУД у учащихся через развитие навыков смыслового чтения»

Просмотр содержимого документа
««Совершенствование познавательных УУД у учащихся через развитие навыков смыслового чтения»»

МБОУ «Боевая средняя общеобразовательная школа»

Проект

«Совершенствование познавательных УУД у учащихся через развитие навыков смыслового чтения»

Руководитель проекта: Горбова Екатерина Ивановна,

учитель истории и обществознания


Актуальность проекта

Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Это находит свое отражение в метапредметных результатах среднего (полного) общего образования. То есть современный школьник по ФГОС становится самостоятельным субъектом образования.

Ключевой задачей становится развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий, которые включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования. В свою очередь, их формирование строится на умение школьников работать с текстовой информацией, наличие навыков смыслового чтения.

В диагностике, проводившейся с целью определения уровня сформированности познавательных умений, на уроках истории выяснилось, что у 60% учащихся не сформированы познавательные умения на классификацию, построение логической цепочки; 55 % не выполняют задание на конкретизацию; а 70 % затрудняются с определением причинно-следственных связей и выделением наиболее значимых событий из общего ряда.

Возникает противоречие – по теории ученик должен обладать достаточным уровнем развития познавательных УУД, но на практике это реализуется не в полном объеме.

Отсюда вытекает проблема – как повысить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся.

Учитывая выше сказанное, была определена цель проектной деятельности – развитие и совершенствование у учащихся познавательных УУД путем использования технологий смыслового чтения.

Для достижения цели были поставлены следующее задачи:

1. изучить методическую литературу по теме

2. провести отбор технологий, которые нацелены на развитие навыков смыслового чтения

3. разделить технологии по возрастным категориям (5-7, 8-9 и 10-11 классы)

4. использовать выбранные технологии на уроках истории, обществознания в течение всего учебного года

5. провести мониторинг результативности


Описание проекта

В рамках данного проекта предполагается смещение ориентации в учебной деятельности с традиционной формы проведения уроков к урокам, проводимым по образовательным технологиям, рассчитанным на развитие навыков смыслового чтения. С одной стороны, это позволяет проводить уроки соответствующие требованиям ФГОС, с другой стороны появляются новые возможности на уроках для формирования и совершенствования у учащихся познавательных учебных действий. Развитие познавательных УУД невозможно без работы с текстами разных видов. Так раз на увеличение работы с текстовой информацией на уроках истории и обществознания направлен проект.

Что это обозначает на практике – классы с 5 по 11 делятся на три подгруппы, в соответствие с учебными возможностями:

1. 5 – 7;

2. 8 – 9;

3. 10 – 11.

Каждой подгруппе соответствует свой набор тех образовательных технологий на уроках, которые нацелены на развитие навыков смыслового чтения. Технологии зачастую дублируются, но при их использовании, идет адаптация к конкретной возрастной категории, а в 9 и 10-11 классах – ориентация на экзаменационные задания.


Подгруппа

Используемые технологии

5 – 7 классы

1. Технология критического мышления, приемы:

  • Кластер

  • Таблица

  • Мозговой штурм

  • Перепутанные логические цепочки

  • Корзина идей

  • Знаю../Хочу узнать…/Узнал…

  • Составление синквейнов

  • Круги по воде

  • Чтение с остановками

  • Диалог с текстом

  • Постановка вопросов к тексту

2. Проектная технология

8 – 9 классы

1. Технология критического мышления, приемы:

  • Зигзаг

  • Эссе

  • Мозговой штурм

  • Перепутанные логические цепочки

  • Знаю../Хочу узнать…/Узнал…

  • Перекрёстная дискуссия

  • Ролевой проект

  • Взаимоопрос

  • Таблица

  • «Фишбоун»

  • Постановка вопросов к тексту

  • Составление синквейнов

2. Проектная технология

3. Позиционная технология

4. Кейс – технология

5. Технология модульного обучения

10 – 11 классы

1. Технология критического мышления, приемы:

  • Перекрёстная дискуссия

  • Эссе

  • Мозговой штурм

  • Зигзаг

  • Взаимоопрос

  • Таблица

  • «Фишбоун»

  • Постановка вопросов к тексту

2. Проектная технология

3. Позиционная технология

4. Кейс – технология

5. Технология модульного обучения



Механизм реализации проекта


Этапы

Задачи и направления деятельности

I. Подготовительно-организационный

(сентябрь 2017 г.)


1. Изучение методической литературы

2. Отбор технологий, которые нацелены на развитие навыков смыслового чтения

3. Проведение входного контроля для учащихся

II. Внедрение

(октябрь 2017 г. – май 2018 г.)

1. Использование технологий на уроках истории и обществознания в соответствие с возрастной категорией

2.Промежуточный мониторинг

III. Обобщающий

(май - июнь 2018 г.)

  1. Проведение итогового контроля

  1. Анализ результатов

  1. Обобщение опыта работы

Ожидаемые результаты

  • Повышение мотивации учебной деятельности

  • Увеличение процента усвоения учащимися нового материала по истории и обществознанию

  • Формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий на занятиях по истории и обществознанию, основанных на способности ребенка  самостоятельно выделять и  формулировать познавательные цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.


Критерии и показатели эффективности


Критерий

Показатель

Повышение мотивации учебной деятельности

Число учащихся, вовлеченных в проектную деятельность


Доля учащихся, принимающих участие в конкурсах различных уровней

Увеличение процента усвоения учащимися нового материала по истории и обществознанию


Процент успеваемости и качества по результатам текущих и промежуточной годовой аттестаций

Повышение уровня сформированности познавательных УУД

Процент выполнения заданий на:

  • Соотношение

  • Анализ

  • Составление описания

  • Систематизацию

  • Выделение существенных признаков

  • Установление причинно-следственных связей




Проект был рассчитан на 2017-2018 учебный год. Результаты проведенной итоговой аттестации в мае показали, что цель проекта была частично достигнута, а именно:

  • процент учащихся, которые не справлялись с заданиями на классификацию, снизилось с 60 % до 47 %

  • процент учащихся, которые затруднялись при построении логической цепочки, снизилось с 60 % до 44%

  • доля учащихся не выполняющих задания на конкретизацию составила 45 % к концу учебного года, вместо 55 % на начало

  • процент учащихся, которые затруднялись с определением причинно-следственных связей и выделением наиболее значимых событий из общего ряда снизилось с 70 % до 54 %

В связи с этим было принято решение о продление проекта на 2018-2019 учебный год с возможностью дальнейшей пролонгации.