МБОУ «Боевая средняя общеобразовательная школа»
Проект
«Совершенствование познавательных УУД у учащихся через развитие навыков смыслового чтения»
Руководитель проекта: Горбова Екатерина Ивановна,
учитель истории и обществознания
Актуальность проекта
Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Это находит свое отражение в метапредметных результатах среднего (полного) общего образования. То есть современный школьник по ФГОС становится самостоятельным субъектом образования.
Ключевой задачей становится развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий, которые включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования. В свою очередь, их формирование строится на умение школьников работать с текстовой информацией, наличие навыков смыслового чтения.
В диагностике, проводившейся с целью определения уровня сформированности познавательных умений, на уроках истории выяснилось, что у 60% учащихся не сформированы познавательные умения на классификацию, построение логической цепочки; 55 % не выполняют задание на конкретизацию; а 70 % затрудняются с определением причинно-следственных связей и выделением наиболее значимых событий из общего ряда.
Возникает противоречие – по теории ученик должен обладать достаточным уровнем развития познавательных УУД, но на практике это реализуется не в полном объеме.
Отсюда вытекает проблема – как повысить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся.
Учитывая выше сказанное, была определена цель проектной деятельности – развитие и совершенствование у учащихся познавательных УУД путем использования технологий смыслового чтения.
Для достижения цели были поставлены следующее задачи:
1. изучить методическую литературу по теме
2. провести отбор технологий, которые нацелены на развитие навыков смыслового чтения
3. разделить технологии по возрастным категориям (5-7, 8-9 и 10-11 классы)
4. использовать выбранные технологии на уроках истории, обществознания в течение всего учебного года
5. провести мониторинг результативности
Описание проекта
В рамках данного проекта предполагается смещение ориентации в учебной деятельности с традиционной формы проведения уроков к урокам, проводимым по образовательным технологиям, рассчитанным на развитие навыков смыслового чтения. С одной стороны, это позволяет проводить уроки соответствующие требованиям ФГОС, с другой стороны появляются новые возможности на уроках для формирования и совершенствования у учащихся познавательных учебных действий. Развитие познавательных УУД невозможно без работы с текстами разных видов. Так раз на увеличение работы с текстовой информацией на уроках истории и обществознания направлен проект.
Что это обозначает на практике – классы с 5 по 11 делятся на три подгруппы, в соответствие с учебными возможностями:
1. 5 – 7;
2. 8 – 9;
3. 10 – 11.
Каждой подгруппе соответствует свой набор тех образовательных технологий на уроках, которые нацелены на развитие навыков смыслового чтения. Технологии зачастую дублируются, но при их использовании, идет адаптация к конкретной возрастной категории, а в 9 и 10-11 классах – ориентация на экзаменационные задания.
Подгруппа | Используемые технологии |
5 – 7 классы | 1. Технология критического мышления, приемы: Кластер Таблица Мозговой штурм Перепутанные логические цепочки Корзина идей Знаю../Хочу узнать…/Узнал… Составление синквейнов Круги по воде Чтение с остановками Диалог с текстом Постановка вопросов к тексту |
2. Проектная технология |
8 – 9 классы | 1. Технология критического мышления, приемы: Зигзаг Эссе Мозговой штурм Перепутанные логические цепочки Знаю../Хочу узнать…/Узнал… Перекрёстная дискуссия Ролевой проект Взаимоопрос Таблица «Фишбоун» Постановка вопросов к тексту |
2. Проектная технология |
3. Позиционная технология |
4. Кейс – технология |
5. Технология модульного обучения |
10 – 11 классы | 1. Технология критического мышления, приемы: |
2. Проектная технология |
3. Позиционная технология |
4. Кейс – технология |
5. Технология модульного обучения |
Механизм реализации проекта
Этапы | Задачи и направления деятельности |
I. Подготовительно-организационный (сентябрь 2017 г.) | 1. Изучение методической литературы |
2. Отбор технологий, которые нацелены на развитие навыков смыслового чтения |
3. Проведение входного контроля для учащихся |
II. Внедрение (октябрь 2017 г. – май 2018 г.) | 1. Использование технологий на уроках истории и обществознания в соответствие с возрастной категорией |
2.Промежуточный мониторинг |
III. Обобщающий (май - июнь 2018 г.) | Проведение итогового контроля |
Анализ результатов |
Обобщение опыта работы |
Ожидаемые результаты
Повышение мотивации учебной деятельности
Увеличение процента усвоения учащимися нового материала по истории и обществознанию
Формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий на занятиях по истории и обществознанию, основанных на способности ребенка самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Критерии и показатели эффективности
Критерий | Показатель |
Повышение мотивации учебной деятельности | Число учащихся, вовлеченных в проектную деятельность |
Доля учащихся, принимающих участие в конкурсах различных уровней |
Увеличение процента усвоения учащимися нового материала по истории и обществознанию | Процент успеваемости и качества по результатам текущих и промежуточной годовой аттестаций |
Повышение уровня сформированности познавательных УУД | Процент выполнения заданий на: |
Проект был рассчитан на 2017-2018 учебный год. Результаты проведенной итоговой аттестации в мае показали, что цель проекта была частично достигнута, а именно:
процент учащихся, которые не справлялись с заданиями на классификацию, снизилось с 60 % до 47 %
процент учащихся, которые затруднялись при построении логической цепочки, снизилось с 60 % до 44%
доля учащихся не выполняющих задания на конкретизацию составила 45 % к концу учебного года, вместо 55 % на начало
процент учащихся, которые затруднялись с определением причинно-следственных связей и выделением наиболее значимых событий из общего ряда снизилось с 70 % до 54 %
В связи с этим было принято решение о продление проекта на 2018-2019 учебный год с возможностью дальнейшей пролонгации.