СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование процесса формирования навыков и умений студентов в период прохождения практики

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование процесса формирования навыков и умений студентов в период прохождения практики»

«Совершенствование процесса формирования профессиональных умений и навыков студентов в период производственной практики»


В конце концов, от всех приобретенных знаний

в памяти у нас остается только то,

что мы применили на практике

Гете



Актуальной задачей, стоящей сегодня перед профессиональным образованием, становится практическая реализация компетентностного подхода. Качество образования связывают с формированием профессиональных умений и навыков студентов, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию.

Задача образования сводится к тому, чтобы независимо от специализации и характера работ, любой начинающий специалист обладал фундаментальными общеобразовательными, общетехническими и специальными знаниями. И не просто обладал определённым уровнем знаний, умений, навыков, а был способен реализовать их в профессиональной деятельности. В связи с этим требуется обновление содержания, форм, методов и средств обучения с позиции компетентностного подхода.

Производственная практика призвана обеспечить тесную связь между теоретической и практической подготовкой студентов, дать им первоначальный опыт практической деятельности, создать условия для формирования профессиональных компетенций.

Производственная практика выполняет в системе среднего профессионального образования несколько ролевых функций:

  • Способ формирования профессиональной подготовки,

  • Фактор повышения эффективности освоения студентами образовательных программ профессиональной подготовки, достижение ими оптимального уровня компетентности и конкурентоспособности на рынке труда,

  • Инструмент управления процессом личностно-профессионального самоопределения, становления и развития студентов,

  • Средство социально-профессиональной адаптации будущих специалистов.

Одной их форм организации компетентностного подхода в условиях СПО является производственная практика.

Наблюдается серьезный разрыв между теоретической подготовкой молодых специалистов и требованиями работодателя к уровню их готовности решать реальные профессиональные задачи. Поэтому особую значимость приобретает ориентация начального профессионального образования на взаимодействие с предприятиями по рациональной организации производственной практики студентов для формирования их профессиональной компетентности.

Целью производственной практики является приобретение, углубление первоначального практического опыта, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности.

Для того, чтоб плавно подойти к формированию профессиональных компетенций при прохождении учебной и производственной практики, необходимо формировать их на занятиях теоретического блока.

В учебном блоке равномерно распределены теоретический материал, направленный на формирование знаний, и лабораторно-практические занятия, способствующие закреплению полученных теоретических знаний .

На занятиях студенты систематически отвечают на вопросы входного или итогового тестов, принимают участие в создании презентаций по каждой теме урока, демонстрируют алгоритм трудовых действий при выполнении производственного задания согласно перечню профессионального модуля, поясняют достоинства и недостатки выступлений товарищей.

В колледже уделяется большое внимание организации и проведению занятий производственной практики. В колледже разработано «Положение о производственной практике студентов», разработаны рабочие программы производственных практик по всем специальностям, профессиям.

Все программы согласованы с работодателями, которые привлекаются к разработке учебно-программной документации. Работодатели принимают участие в аттестации практической подготовки после прохождения студентами всех видов производственных практик, являются членами государственной аттестационной комиссии на выпуске.

Студенты проходят практику по направлению колледжа на основе договоров с организациями. Издается приказ о выходе на практику, проходится медкомиссия, прослушивается инструктаж по охране труда и распределяются студенты на рабочие места с закреплением наставников. В процессе прохождения производственной практики студенты находятся на рабочих местах в качестве стажера, тем самым закрепляя те или иные профессиональные компетенции на предприятиях.

Каждый студент в течение производственной практики ведёт дневник производственного обучения, где ежедневно прописывает все виды деятельности. Руководитель практики характеризует профессиональную деятельность студента и качество выполнения работ. По окончании практики студенты выполняют отчет по производственной практике.


Совместная работа коллектива колледжа и предприятий обеспечивает наиболее полную защиту социальных прав студентов и быструю адаптацию выпускников к новым социально-экономическим условиям жизни, способствует расширению образовательного пространства учебного заведения, решает вопросы кадрового обеспечения.

По моему мнению, сформировать профессиональные компетенции у студентов в полном объеме без организации производственной практики просто невозможно.

Современное профессиональное образование должно дать выпускнику не только и не столько сумму знаний, сколько набор компетенций, обеспечивающий готовность к работе в динамично изменяющихся экономических условиях.

При этом основным является опыт студентов – опыт, полученный на учебной практике в учебных мастерских, и новый опыт, приобретённый на предприятиях, в ходе производственной практики.

Профессиональные компетенции по профессии тесно связаны с видами профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, и формируются в рамках каждого профессионального модуля.

Современное среднее профессиональное образование имеет практико-ориентированный характер: значительное внимание в процессе обучения уделяется решению практических кейсов, посещению организаций и предприятий наряду с традиционными лекционными занятиями. Актуальность такого подхода объясняется несколькими причинами. Во-первых, обучение через решение практических задач на рабочем месте с использованием знаний, полученных в ходе теоретического обучения, является эффективным методом работы с подростками и молодежью – основной массой обучающихся учреждений среднего профессионального образования. В отличие от традиционной лекции, метод практико-ориентированного обучения позволяет лучше запомнить учебный материал и освоить выполнение основных трудовых функций, требуя осмысленного подхода и непосредственного участия обучающихся. Во-вторых, практика обеспечивает логическую связь с теоретическим обучением, демонстрирует процесс настоящей работы, повышает интерес обучающихся и на деле отвечает на распространенный вопрос о практическом значении изучаемых дисциплин специальности.

Таким образом, являясь последним этапом освоения профессионального модуля, практика логически завершает процесс освоения учебного цикла и имеет по-настоящему важное значение. Практика реализует важнейшие цели образования по эффективному овладению практическими умениями на основе теории, изученной в образовательной организации, и подготовке к настоящей работе в роли знающего свою профессию специалиста.

Продумывание деталей прохождения и организации практики, проведение своевременной консультации руководителями, снабжение студентов необходимой литературой поможет повысить ее качество.

Создание ситуаций успеха, при которых студент сможет себя проявить, показать свои лучшие качества - одно из необходимых условий организации практики.

Для повышения качества организации практики необходимо учитывать проблемы организационно-методические характера, проблемы вовлечённости обучающихся и технические сложности. Их решение должно способствовать налаживанию системы рабочих и партнерских отношений между администрацией образовательных организаций, руководителями практики, организациями-базами практики и обучающимися, чтобы готовить по-настоящему эффективных специалистов среднего звена.