Совершенствование техники чтения в условиях современной школы
Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. Как показывает опыт, быстро читают те учащиеся, которые много читают. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность.
Немаловажное значение имеет знание учителем психической основы скорости чтения.
Флегматики и меланхолики медленно набирают темп чтения; здесь нужно терпение, бережное отношение к успехам ребёнка и фиксация его внимания на успех.
Обучение чтению должно осуществляться на основе индивидуальных особенностей ребёнка. Наиболее правильно организовать учебный процесс, рационально использовать на уроках дидактический материал. Я составила таблицу « Скорость чтения». Я думаю, что дети должны не только видеть вершину, к которой устремлён наш труд, но и уметь сравнивать свои результаты. В процессе работы стараюсь формировать навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысления, технику, выразительность.Для совершенствования техники чтения использую:
Упражнения, направленные на чёткость произношения;
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям;
Упражнения, развивающие оперативвное полечтения и память;
Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.
Урок начинаю с игровой разминки, т.е. работы на постановку дыхания и развития чёткости произношения Упражнения для разминки :
а) вдох носом, выдох через рот;
б) вдох, задержка дыхания, выдох;
в)вдох, выдох по порциям
Или:
Самолёты взлетают :у-у-у
Лошадки поскакали: цок-цок-цок
Рядом ползёт змея :ш-ш-ш
Муха бьётся о стекло: з-з-з
Затем следуют чистоговорки, скорговорки . Далее проводится работа с таблицей согласных букв. Обучающиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 14 согласных одного ряда:
БКЗТРМНВЗРШЛНХ
Чтение согласных с какой-либо гласной Например, дети 1 ряда читают с буквой А, второго с Е, 3- с буквой Ю. .На мой взгляд, это упражнение помогает развивать скорость чтения, внимание и зрительную память.
Для улучшения техники чтения в классе постоянно ведётся работа над развитием периферического зрения( умение видеть без движения зрачков глаз одновременно по несколько слов). Мною используются упражнения с буквенными, цифровыми таблицами предложенные А. Т. Степанищевым Заготовила таблицы размером 7,5х5.5 смна каждого ученика с крупными значками, причём таблицы различались количеством значков в мелких квадратах. Сначала мы работаем с таблицами, содержащими в мелких квадратах один знак( букву или цифру), а потом два знака, три знака и, наконец, переходим к таблицам со смешанными знаками.
Работа с этими таблицами проводится следующим образом: на уроках русского языка , математики чтения во время игровой паузы дети считывают таблицу, удерживая взгляд на её центральном квадрате. На это отводилось90 секунд. Скорость считывания у всех рзная от2 до 6 знаков. Со временем она увеличивается в среднем на 3-4 знака. Работа с одной таблицей ведётся до тех пор, пока ребёнок не выучивался считывать все знаки.
Приведу еще один тип упражнения для развития периферического зрения. Дети смотрят только на точку и читают все слоги: ма, мо, му, МЫ, МИ.
Обучение чтению слияний помогают следующие приёмы: дуги и точки. Дуга- это согласная с последующей гласной. Точка- это или гласная без последующей согласной или согласная без предшествующей гласной, или согласная с мягким знаком. . При знакомстве с таблицеё первым её читает учитель.
Слоговая таблица.
Чтение слов с одинаковыми гласными или слов , имеющих одинаковое начало или конец.
Весьма полезны упражнения «Игра в прятки» или « Мнимое слово». В « Игре в прятки» ведущий начинает читать где попало, остальные должны найти это слово и подстроиться под ведущего. « Мнимое слово». При чтении учитель неправильно читает какое-либо слово. Дети должны обнаружить это слово и прочитать его правильно.
Слабо читающим детям большую помощь оказывает чтение за «диктором» Широко применяю чтение про себя, выборочное чтение, хоровое чтение с элементами соревновательности; чей ряд лучше прочитает. Любя дети и чтение по ролям.
Во 2-4 классах провожу тренировочные упражнения по скорописи и зрительные диктаты по текстам И. П. Федоренко.
Систематическое применение в обучении чтению перечисленных методических приёмов позволяет мне эффективно обучать детей самому важному навыку в учебной деятельности , а именно осознанному чтению.