Совесть – жестокий судья
Преступник может иногда
избежать наказания, но не
страха перед ним.
Сенека
В народе бытует такое мнение, что если человек, желая добиться своей цели, совершил нечестный поступок, то он пошёл по наиболее простому пути. Вот, мол, не захотел ждать, трудиться, а просто взял то, что ему нужно в обход существующих норм и правил, и живёт теперь припеваючи, ни о чём не заботясь. Особенно если за совершённое злодеяние ему не грозит никакое реальное наказание – не найдётся судьи официального или самозваного. Есть даже люди, которые завидуют такой способности преступать черту ради своих целей. Но мне кажется, что этот образ «лёгкой жизни», прельщающий и искушающий многих, обманчив.
Первое, с чем ему придётся столкнуться – совесть. Она есть у каждого человека, что бы кто ни говорил. У нас есть внутренняя способность отличать достойный поступок от дурного. Конечно, с совестью можно договариваться, можно её заглушить, игнорировать. Можно обманывать себя, но глубоко внутри, на дне сознания, всегда будет жить понимание собственной неправоты. Чем тяжелее был проступок, тем более тяжёлым камнем будет он лежать там, ожидая своего часа. И как только человек, не выдержав жизни в постоянном обмане и самообмане, осознает всю тяжесть своего положения, этот камень раздавит его. Нет судьи более жестокого и страшного, чем совесть, которая, порой, мучает так, что человек чувствует физическую боль.
Во-вторых, окружающая реальность сама создаёт такие обстоятельства, которые наказывают человека за совершённый проступок. От этого судьи, как и от совести скрыться невозможно, ибо он вездесущ и является свидетелем каждой прожитой минуты. И в тот момент, в который человек свернул с верного пути, заработает механизм, который призван, поначалу, не столько его наказать, сколько указать на неверность выбранного направления. К сожалению, многие люди не умеют читать и понимать язык жизненных обстоятельств и продолжают упорствовать, что неизбежно ведёт к «наказанию». Это может происходить в простых случаях… Вот не заплатил кто-то за проезд. Кондуктор его упорно не замечает. Едет наш герой в трамвае, едет, кондуктор проходит мимо, совсем рядом. Неподалёку становятся вновь зашедшие пассажиры. Кондуктор подходит к ним, берёт плату, а его игнорирует. Он, довольный, выходит из трамвая, а некоторое время спустя теряет сбережённую сумму, а то и больше.
Общественное порицание – это тоже серьёзное испытание. Не все выдерживают презрение, насмешки, агрессию. Особенно тяжело приходится тем, кто становится в результате своего преступления невольным изгоем. Как-никак человек может полностью самореализоваться лишь в социуме. Нужно обладать довольно сильной волей для того, чтобы жить отчуждённо от себе подобных.
боль.
А что если человек изменился?
Бывает такое, что люди меняются. Но как тогда быть с наказанием? Неужели их жизнь останется столь же мучительной? Мне кажется, что, если человек понял, что поступил неправильно, если он искренне раскаивается и пытается сделать всё возможное, чтобы исправить эту ситуацию, тогда можно будет если не избежать возмездия, то хотя бы смягчить его. Бывает так, что исправить уже нельзя ничего, тогда нужно либо максимально сгладить последствия и постараться просто в меру своих сил помогать окружающему миру стать лучше. Да, деятельность, обращённая вовне, помощь другим людям – это необходимое условие.
Когда человеку приходит понимание чего-то важного, чего окружающие не осознают, он, как член общества, должен постараться донести это откровение до остальных. Почему? Разве нельзя просто ограничиться исправлением лишь себя и своей жизни? В обществе все люди связаны друг с другом. Нормы культуры, идеалы, уровень нравственности, да и многие другие аспекты жизни общества на возникают сами по себе, а определяются, осознанно или нет, поведением и убеждениями отдельных его членов. Мы, хотим мы этого или нет, влияем на жизнь всего общества, а, значит, и на жизнь каждого из его членов. Разумеется, справедливо и обратное – окружающий мир влияет на нас. Потому, привнося хорошее во внешний мир, мы и делаем добро другим, и сами становимся лучше. Вот почему, если человек хочет стать Человеком, он должен чувствовать свою ответственность не только за свою жизнь и самых близких, но и за происходящее вокруг него.
Чем же мне, возвращаясь к основной теме, завершить это рассуждение? Вовсе не легко быть подлым человеком. Я бы даже сказала, что это мучение, причём напрочь лишённое утешения, которое есть в мученичестве тех, кто страдает за достойную идею, оттого ещё более тяжёлое. Остаётся только удивляться наивности и легкомысленности тех, кто с такой лёгкостью губит свою жизнь.