Современное занятие хореографии с использованием информационных образовательных технологий
Современный урок хореографии – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические образовательные технологии, компьютерные технологии. Урок хореографии характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание хореографических занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Подобное специфическое содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств.
Компьютер предоставляет широкие возможности в творческом процессе обучения хореографии, как на профессиональном уровне, так и на уровне любительского творчества. Компьютерные технологии открыли принципиально новый этап технического воспроизводства музыкальной и хореографической продукции: в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки и хореографии (в том числе трансляции по Интернету).
Освоение информационно-компьютерных технологий объективно необходимо:
во-первых, для профессиональной подготовки сочинителей и исполнителей,
во-вторых, для использования как источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.).
Компьютерные программы также используются в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке и компоновке, осматривании и выборе хореографических зарисовок. Для многих хореографических дисциплин компьютер представляется ценным источником библиографических и энциклопедических сведений. Широко распространенные проектные задания с компьютерными презентациями, которые позволяют более наглядно представить иллюстративный материал.
Кроме традиционных форм и методов проведения хореографического занятия, могут быть использованы при обучении такие методы, как:
методика работы с Интернет – технологиями (путешествие по сети Интернет, посещение танцевальных сайтов, поиск специальной литературы и необходимой информации по хореографии);
методика использования метода проектов на занятиях хореографии с применением средств Microsoft Office (создание банка данных, электронных таблиц);
методика использования творческих заданий на занятиях хореографии с применением средств Microsoft Office (создание рекламных проспектов, буклетов, фото - коллажа и т. д.);
методика организации компьютерного практикума на занятиях хореографии (интерактивные игры, составление кроссвордов, тестовые задания);
методика использования обучающих видео - программ (видео-пособие «Азбука классической хореографии» и др.).
Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие, самостоятельная работа, компьютерные практикумы, творческие задания, проекты, интерактивные игры и другие.
Формы контроля на занятиях хореографии: практические или устные работы, приуроченные к теме занятий; тестовые задания, зачеты, контрольные работы, контрольные просмотры, опрос, викторины, самоконтроль.
При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения хореографии.
Хореографические занятия полны творческих заданий, приключенческих, игровых и практико-ориентированных проектов. Здесь доминирует проектная технология. Инновационная проектная деятельность – актуальный технологический компонент специального обучения будущего педагога-хореографа. Профессиональная деятельность хореографа по своей сути имеет проектный характер, так как создание хореографического произведения включает в себя такие компоненты как: авторская интерпретация и выдвижение хореографических идей, их экспериментальная проверка и получение конкретного практического творческого продукта – готовой композиции танца. Метод проекта ориентирован на профессионально-познавательную индивидуальную или групповую самостоятельность. Особый акцент в процессе подготовки творческих проектов делается на формирование таких профессиональных компетенций как: развитие системно-образного мышления, способности к импровизации, выработки способов исследовательской деятельности, сбора информации с применением ИКТ, решения профессиональных дидактических проблем.
Цель проектной деятельности:
формирование навыков и умений организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
формирование навыков и умений осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач;
формирование навыков и умений использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Выполнение творческих проектов производится в несколько этапов:
Этап 1. Предпроект. Обсуждение идеи, темы, формирование творческой группы, определение лидера, распределение обязанностей.
Этап 2. Планирование. Определение временных рамок, основных направлений работы, прогнозирование конечного результата и формы представления и защиты творческого проекта.
Этап 3. Аналитический. Поиск, сбор и анализ теоретической информации об особенностях данного вида танца.
Этап 4. Работа над постановкой танца. Анализ музыки и хореографической лексики, разбор хореографической лексики по видеозаписи. Постановочная работа, изучение и освоение хореографической лексики с исполнителями по принципу «от простого к сложному», сочинение разнообразных танцевальных комбинаций. Сочинение, постановка и отработка композиции танца.
Этап 5. Представление и защита творческого проекта.
Творческие хореографические проекты студенты могут выполнять как в группах, так и индивидуально.
С применением данной технологии совместно со студентами были созданы и реализованы такие творческие проекты как:
Создание детского хореографического спектакля.
Праздник танца.
Деловая интерактивная хореографическая профессиональная игра «Шаги к успеху».
Создание композиции народного танца на основе самостоятельного изучения национальных особенностей танцевальной лексики данной народности.
В настоящее время, в ситуации внедрения и распространения обучения нового стандарта в образовательных учреждениях, весьма актуальной становится необходимость использования нового инструмента оценки учебных и творческих достижений. Таким инструментом является портфолио – портфель индивидуальных образовательных достижений.
Основными этапами разработки портфолио являются: планирование, подготовительный этап, проведение, анализ. Работа над созданием электронного портфолио позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя - научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно, критиковать отрицательные моменты представления презентации. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.
В процессе творческой деятельности у студентов формируются и развиваются рефлексивные и поисковые (исследовательские) умения, навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве, а также способности достойно представлять и защищать свой портфолио.