СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современные методики обучения истории и обществознания в условиях реализации ФГОС ООО»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

практико-ориентированный проект

Просмотр содержимого документа
««Современные методики обучения истории и обществознания в условиях реализации ФГОС ООО»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Куровская гимназия

Орехово-Зуевский муниципальный округ

Московская область







«Современные методики обучения истории и обществознания

в условиях реализации ФГОС ООО»







Выполнила: Лукичева Ирина Васильевна,

учитель истории и обществознания









Куровское

2022 год.













СОДЕРЖАНИЕ





  1. Введение…………………………………………………………………стр.2



2. Основная часть…………………………………………………………..стр.4

1) Исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания…………………………………………………………………………..стр.4

2) Формирование навыков исследовательской деятельности….стр.8

3) Методы, способствующие развитию логического и рационального мышления…………………………………………………………..стр.11

3. Заключение……………………………………………………………..стр.15

4. Литература……………………………………………………………...стр.16







































Введение

Модернизация образования, углубление и усложнение содержания исторического образования в общеобразовательной школе настоятельно требуют от нас, учителей-практиков, применения инновационных методов работы: активных, нестандартных, развивающих вовлеченность учеников в процесс обучения и увлеченность им.

Актуальность темы, на мой взгляд, заключается в том, что в условиях модернизации исторического образования необходим переход на такие формы, методы, приемы организации учебного процесса, которые в большей степени помогут выпускнику войти в новое пространство. При этом необходимо добиться увеличения числа учащихся:

- умеющих применять знания в новых условиях, имеющих широкий кругозор;

- умеющих устанавливать конструктивные отношения с другими людьми;

- самостоятельно принимать решения и осознавать меру ответственности за них.

Элберт Грин Хаббард считал, что "Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя".

Вот почему вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. Пришло время смены педагогических ориентиров, содержания и технологий образовательного процесса.

Современное информационное общество требует от нас подготовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть, важны не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Итак, школа должна «научить учиться».

Мы - педагоги вынуждены  отказаться от традиционных технологий и перейти на системно-деятельностный подход, когда цель образования определяется как развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.  В последние годы в педагогической среде получают развитие идеи построения учебного процесса на основе исследовательско-поисковой деятельности, являющейся одной из основных методик формирования творческих и мыслительных способностей у обучающихся и развития универсальных учебных действий.

Новые технологии должны опираться на научное мышление. В ряде методологических и теоретических разработок доказывается, что сегодня основными являются четыре универсальных типа мыследеятельности: исследование, проектирование, конструирование и управление. В данном случае формирование исследовательской позиции является важнейшей задачей образования и воспитания. Тем более, становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.



Основная часть

  1. Исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания.

На протяжении последних лет идет активная работа над включением в образовательный процесс элементов исследовательской деятельности. Причиной усиленного внимания к данному вопросу стало стремление разрешить проблемы, которые наиболее остро встают сегодня в процессе преподавания в современной школе, а именно:

система оценки подготовки выпускников в форме ЕГЭ и отчетливая тенденция увеличения при итоговой аттестации вопросов, которые выявляют умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определение сущностных характеристик изучаемого объекта, умение доказывать и применять знания в новых ситуациях; необходимость овладения выпускниками навыками самообразования.

Стандарт второго поколения определяет следующие результаты формирования исследовательских умений учащихся:

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• выдвигать и формулировать гипотезы исследования о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, раскрывать замысел — сущность будущей деятельности;

• планировать исследовательские работы и выбор необходимого инструментария;

• самостоятельно проводить исследование с целью проверки гипотез, на основе применения методов наблюдения и эксперимента и поэтапным контролем и коррекцией результатов работы;

• делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

• оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;

• представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

В связи с этим, основная идея обновления методического мастерства учителя состоит в организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся на основании деятельностного подхода.

Деятельность в целом, по мнению выдающегося отечественного психолога А.Н. Леонтьева представляет собой процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл.

Исследование - творческий процесс изучения объекта или явления с определённой целью, но с изначально неизвестным результатом.

Исследовательская деятельность в отличие от проблемного обучения, находясь с ним в одной группе образовательных технологий, предполагает активную познавательную позицию, основанную на поиске ответа на какой-либо вопрос, связанную с осмыслением и творческой переработкой информации. В рамках учебного процесса, при организации исследовательской работы обучающихся происходит смещение акцентов с научной новизны знаний на их субъективность, а также на процесс овладения новыми видами деятельности.

Результатами этой работы можно считать:

систематизацию приемов способствующих эффективному формированию исследовательских умений обучающихся;

создание условий для осмысления, анализа, синтеза, сравнения, обобщения и системного структурирования фактического материала;

создание условий для организации деятельности по самооценке, самокоррекции результатов труда обучающихся.

Следует отметить, что учебно-исследовательская деятельность имеет существенные отличия от научно - исследовательской. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся навыка исследования как способа освоения окружающей действительности, развитии исследовательского типа мышления, активизации личностной позиции учащегося на основе приобретения новых знаний.

Учебно-исследовательская деятельность обучающегося на уроках истории и обществознания является одним из средств активизации познавательной мотивации. Под учебно-исследовательской деятельностью, в данном случае, следует понимать форму организации учебно-воспитательной работы, включающую постановку творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным результатом; решение этих задач в последовательности этапов, характерных для научного исследования; оформление результатов собственной деятельности и превращение их в достояние общественности. Образовательный результат, на который направлена учебно-исследовательская деятельность учащихся - это обучение и развитие у них исследовательского типа мышления, способность к исследовательскому поведению, творчеству, самостоятельному получению нового знания об окружающем мире. Помимо новых знаний, целью исследований в рамках учебной деятельности является поиск новых методов и способов деятельности, а также отработка умений и навыков их использования.

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся опирается на ряд принципов:

— принцип доступности (способность ребёнка выполнить задание, по завершению которого возникнет ощущение успеха от результата собственной деятельности);

— принцип естественности (проблема должна быть реальной, а не надуманной; а также подлинный интерес к процессу исследования);

— принцип экспериментальности (познание учащимися свойств чего-либо посредством всех анализаторов, в результате чего различные свойства предметов и явления воспринимаются во взаимосвязи, охватываются со всех сторон);

— принцип культуросообразности (учёт традиций миропонимания, которые существуют в данной культуре);

— принцип самодеятельности (ученик овладевает ходом исследования и новыми знаниями через собственный опыт самостоятельной работы).

Важной теоретической и методической задачей является определение общей последовательности действий ребёнка при проведении им учебного исследования. От того как будет организованно исследование, от логики действий и наличия определённых этапов научного поиска зависит весь результат исследовательской работы и педагогическая эффективность этого метода.

Интересное решение этой проблемы предложено одним из крупнейших специалистов в области исследовательского обучения — Джоном Дьюи. Он, описывая «полный акт мышления», выделил пять его этапов или «ступеней»:

• ощущение трудности;

• ее обнаружение и определение;

• выдвижение возможного замысла ее решения (формулировка гипотезы);

• формулировка выводов, следующих из предлагаемого решения (логическая проверка гипотезы);

• последующие наблюдения и эксперименты, позволяющие принять или отбросить гипотезу либо прийти к выводу, содержащему положительное или отрицательное утверждение.



Эта последовательность вполне способна служить алгоритмом исследовательского поиска ребёнка в образовательном процессе.

Специфика учебно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм её организации. В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные формы.



  1. Формирование навыков исследовательской деятельности.

Итак, одним из резервов повышения эффективности обучения учащихся является постепенное развитие у них навыков исследовательской работы, которое вполне осуществимо через урок. Для достижения названных выше результатов необходима целостная СИСТЕМА обучения учеников исследовательской деятельности. Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность происходит поэтапно. Познавательная деятельность школьников во многом определяется сформированностью умения работать с печатным текстом. Поэтому, на начальном этапе учащиеся 5 - 6 классов работают с документами, таблицами и схемами, картами, дополнительной литературой, картинами. Желательно использовать небольшие фрагменты из исторических источников, как из приводимых в учебнике, так и дополнительный материал, обращаться к характеристикам исторических деятелей. Одна из форм работы, которая эффективно используется – алгоритмизация работы. Для выполнения задания учащимся предлагаются алгоритмы, которые поэтапно определяют их деятельность, позволяют самостоятельно организовать работу и добиться необходимого результата. При систематическом использовании данного приема при работе с текстом исторического источника предполагаемый результат выражается в сформированности следующих метапредметных универсальных учебных действий:

делать анализ текста;

сравнивать содержание текста с уже имеющимися знаниями;

устанавливать логическую связь между фактами;

обобщать материал и самостоятельно делать выводы.

Развитию навыков исследователя, внимание к деталям хорошо способствует работа по поиску ошибок в тексте. Надо сказать, что эта форма работы - одна из самых любимых у школьников 5 класса.

Формирование метапредметных УУД предполагает постепенное продвижение от простых заданий к более сложным. Задания от этапа к этапу усложняются. Работа по формированию и развитию у учащихся умений, позволяющих анализировать текст, уже в 5 классе дает положительные результаты: способствует формированию умения анализа исторического текста, выделения главной мысли, умения делать выводы.

В 6-7 классах поддерживается и совершенствуется работа с фрагментами из монографий научно-популярной и художественной литературы; усложняются приёмы, анализ общих явлений, поступков, суждений. Постоянно меняется характер вопросов и заданий: начинается переход от заданий, связанных с получением информации к аналитическим; от констатации очевидных фактов к выявлению скрытых сведений.

Исследовательская деятельность продолжается во время выполнения учащимися домашнего задания по материалу, отсутствующему в учебнике.

В 8-9 классах происходит специальное обучение приемам рациональной умственной работы - систематизации, обобщению материала. Учащиеся составляют развернутый план - конспект, аннотацию, кластеры, выписывают тезисы по теме урока. Наиболее удачной считаем работу по модулям. Особенно на уроках обществознания при изучении раздела «Право», когда учащиеся работают с текстами законов. Побуждают учащихся к исследованию правовые задачи, которые даются на дом. На данных этапах во время проведения уроков активно используется методика исследовательской деятельности в группах. Очевидны преимущества использования тех форм и методов обучения, которые побуждают каждого ученика ощутить себя аналитиком и критиком, синтезировать идеи, формулировать гипотезы, аргументировать и опровергать их.

Эффективный прием, чаще используемый на уроках истории - построения структурно-логических схем. Как отмечается в работе Т.М. Давыденко и Е.В. Тонкова «Проектирование учебного занятия – основа успешности обучения», способным и хорошо успевающим ученикам схемы помогают выстроить знания в систему, обеспечивают выделение и осознание главного в учебном материале. Большинству учащихся они помогают ориентироваться в учебной информации, структуре знаний, их систематизации; способствуют эффективному и прочному запоминанию знаний. Слабоуспевающим ученикам структурно-логические схемы необходимы как логическая опора – это знания для зоны его ближайшего развития. В данном случае отрабатываются умения: устанавливать внутренние и внешние связи, синтезировать, т. е. создавать целостную схему из разрозненных блоков или элементов.

Основной формой познания при отработке приёма является рациональное или логическое мышление, позволяющее соединять понятия в суждения, находить связи между ними (закономерности) и делать умозаключения. Предполагаемый результат систематического использования приёма выражается в сформированности следующих умений:

устанавливать внутренние и внешние связи между фактами, событиями, явлениями;

синтезировать, т. е. создавать целостную схему из разрозненных блоков или элементов материала;

обобщать материал для получения целостного представления об изучаемой теме;

На уроках истории в старших классах используются задания, ориентированные на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у учащихся умений анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме.

При рассмотрении наиболее дискуссионных проблем отечественной истории хорошо себя показали уроки-практикумы. Например, когда при изучении тем используются документальные материалы той эпохи: письма, воспоминания, постановления органов власти, статистические данные, статьи газет и т.п. Это позволяет расширить, углубить и систематизировать знания учащихся, наиболее эффективно применить их на практике. Работа с документом приближает учеников к изучаемой эпохе, изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Сам учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя, который выступает преимущественно как организатор и руководитель самостоятельной работы учащихся.

Исследование ученическое, может носить как учебный характер, так и научный. Может быть организована как во время урока, так и во внеурочное время.

Одним из самых сложных этапов учебно-исследовательской работы с детьми в методическом отношении, пишет А.И. Савенков [3], является момент первичного включения учащихся в собственную исследовательскую деятельность. Первый шаг в этом деле, как и во многих других – самый трудный.

Эффективным методом, позволяющим начать исследовательскую работу является проведения мини – социологических опросов, анкет, интервью по различным темам. Это помогает ребятам сформулировать проблему, определить цель работы.

Для первичного включения учащихся в исследовательскую деятельность необходимо подобрать интересную и полезную для учащихся тему исследования.

  1. Методы, способствующие развитию логического и рационального мышления

Как уже было сказано ранее, основной формой познания при отработке приёма построения структурно-логических схем является рациональное или логическое мышление. К методам, способствующим развитию данного вида мышления можно отнести следующие.

Ассоциограмма. Ассоциограмма – одно из средств формирования представлений и выстраивания между ними связей. Изучаемое слово (например, «гражданин» или «право») записывается в центре доски или тетрадного листа. Учащимся предлагается придумать другие слова или словосочетания, каким-либо образом связанные, ассоциирующиеся с этим центральным словом, и записать их вокруг него, соединив их отрезками. Каждой предложенной ассоциации должно быть дано обоснование. Работа по ассоциограмме может быть предложена на дом, с последующим составлением в группах совместных ассоциограмм и затем, уже общей ассоциограммы учебной группы.

Коллективный рассказ по теме. Учащиеся создают коллективный рассказ на заданную тему. По правилам каждый ученик имеет право сказать только одну фразу. Причем фраза должна быть логически связана с предыдущей. При данной работе ученики пытаются улавливать логику других одногруппников и "вписаться" в эту общую логику, не уходя от темы.

Методика «Конкретизация воспоминаний друга». Подобная методика рекомендуется для повторения по разделам или по всему курсу. Для повторения одной темы она не совсем подходит. Преподаватель просит одного из учащихся сказать, что ему запомнилось больше всего из пройденного материала по разделу. Ученик должен только обозначить тему. А следующий должен попытаться рассказать содержание названной темы, то есть как раз конкретизировать воспоминание своего одноклассника. После этого он в свою очередь называет то, что больше всего запомнилось ему (какую-либо другую тему). Третий учащийся конкретизирует эту тему, и далее по цепочке. Данная методика повторения позволяет быстро опросить большую часть учебной группы, а также понять очень важный момент – какие темы еще не прозвучали. Если сами учащиеся (причем не один человек, а большая их часть в группе) не назвали эти темы, то преподавателю необходимо понять причину данного обхода: темы оказались слишком сложными для ребят, слишком неинтересными и не задержались в памяти? Исходя из понимания причин, можно подкорректировать прохождение эти частей курса.

«Мозговой штурм» – способ группового поиска решения проблемы в процессе обсуждения, проходящего по определённому плану. Метод позволяет в течение короткого периода времени собрать максимальное количество идей, путей решения поставленной проблемы.

Метод «ПОПС» – «подумай, обсуди, поделись, сравни». Данный метод учебной работы – помогает учащимся поделиться информацией, учесть все точки зрения, собрать все идеи группы.

Метод включает четыре этапа:

1. В течение 3-5 минут каждый индивидуально обдумывает и записывает все идеи по выбранной проблеме, теме (или все ответы, которые он может дать на поставленный вопрос).

2. Следующие 5 минут учащиеся обмениваются своими идеями в парах, дополняя личные списки.

3. После работы в парах происходит обмен мнениями в группах по 4-7 человек.

4. Заключительный этап работы необходим, чтобы по очереди собрать все идеи, мысли, сравнить ответы. Каждая группа по очереди называет одну идею. Процесс продолжается до тех пор, пока не будут высказаны все идеи, ответы. При проведении упражнения необходимо выполнять следующие правила:

· точное соблюдение временных рамок;

· высказанные идеи не должны повторяться;

· все высказанные идеи заносятся в общий список без обсуждения и оценки.

Ранжирование высказываний. Каждая группа из 4-5 человек получает лист с набором высказываний на определённую тему. Учащимся предлагается распределить высказывания по 4-м колонкам в зависимости от степени согласия с ними: 1 – «Да, это так»; 2 – «Да, это так, но…» (если можно что-то добавить, уточнить); 3 – «Нет, но…» (если можно, как-то изменив высказывание, сделать его приемлемым); 4 – «Нет, это не так». После того, как каждая группа распределила все высказывания в графы таблицы (т.е. проранжировала по степени согласия), все знакомятся с результатами работы групп, анализируя таблицы. Подобная форма дискуссии позволяет за короткое время выяснить, насколько сходны или различны мнения участников по обсуждаемым вопросам, подчеркнуть общие взгляды, выработать мнение всей группы. Кроме этого, такое ранжирование можно использовать и для подведения итогов темы или серии занятий, чтобы выяснить, изменились ли мнения детей, их знания. В этом случае, если для ранжирования подобраны однозначно правильные или неправильные высказывания (т.е. не спорные), можно предложить учащимся сравнить свои результаты таблицы с правильными, внести исправления в свою таблицу. Это поможет учащимся самостоятельно осознать свои ошибки, найти правильные ответы, активизировать познавательный процесс.

Сравнение позиций. «Скрытая» педагогическая задача данного метода работы – обучение учащихся тактике общения и взаимодействия, основанной на определённых «правилах игры», общих для всех.

1. Формулируется проблемная ситуация (например, «Нужно ли СМИ поставит под контроль государства?»)

2. Преподаватель вместе с учебной группой формулирует критерии, по которым будут сравниваться позиции. (Например: логичность, убедительность, реалистичность и т.д.). Критерии формулируются с учётом возраста учащихся.

3. Несколько учащихся высказывают свои позиции по дискуссионному вопросу; все участники оценивают позиции по определенным критериям.

4. Определяется позиция, в наибольшей степени соответствующая приведённым критериям, или вырабатывается компромисс полярных оценок.

5. Проводится рефлексия, насколько удалось участникам соблюдать принятые ими (ранее и сейчас) правила общения, такие как «правило поднятой руки», оценка позиций в рамках критериев, корректность оценок и др.

«Аквариум». «Аквариум» – форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это может быть несколько желающих. Все остальные участники выступают в роли зрителей. Отсюда и название – аквариум. Этот приём даёт возможность увидеть своих сверстников со стороны, пронаблюдать, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль.

Приём «Головоломка». Это приём организации учебной деятельности учащихся нацелен на формирование и развитие кооперативной компетенции. Комплексное задание, требующее использование значительного количества информации, распределяется по нескольким учащимся или рабочим группам. Чтобы выполнить задание целиком, учащиеся или группы должны объединить свои усилия и сложить имеющиеся у них фрагменты информации в один целостный «паззл» («головоломку»). Лишь после этого задание может быть выполнено.

Упрощённый вариант «паззла» – каждая группа готовит свой фрагмент презентации для общегруппового проекта, из этих фрагментов должна сложиться целостная, выполненная в едином ключе, без разрывов и нестыковок, презентация.





























Заключение.

        Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Сегодня в образовании современные методы и технологии ведут, прежде всего, к повышению активности учащихся в процессе получения знаний. Успех обучения определяется отношением учащихся к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью.

Исследовательская деятельность формирует интерес к познавательной деятельности, в её процессе совершенствуются исследовательские умения, развиваются творческие способности и личностные качества учащихся, а также вырабатывается серьёзное отношение к организации своего труда. Желание детей вести собственное исследование является главным показателем того, что деятельность педагога в русле развития познавательной активности дает положительные результаты. Поскольку самостоятельное исследование сопряжено с трудностями объективного характера, требует много времени и усидчивости, факт выхода с работой на научные конференции, а тем более положительная оценка на них, для детей значит очень много. Можно быть уверенным, что это уже самостоятельные личности, склонные к поиску и анализу информации, личности, которые будут занимать самостоятельную жизненную позицию, что так необходимо современному российскому гражданину.

















Литература.

1.Государственные стандарты общего образования http://www.rg.ru

2. Журакова Т.В.Компетентность личности – основа самореализации учащихся в образовательном процессе. http://mousosh-6.ucoz.ru

3.Зимняя И.А.Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования». // Интернет-журнал «Эйдос». http://www.eidos.ru

4. Исследовательская деятельность как средство развития метапредметных компетенций учащихся. Материалы Международной научно – практической конференции, г.Краснодар, 2010г., стр.161

http://konf.uiuniver.ru/konf2/istoriya-filosofiya-kulturologiya/sovremennyy-urok-istorii-i

http://pedsovet.su/publ/82-1-0-2347

http://www.rusnauka.com/23_D_2009/Pedagogica/49834.doc.htm

http://yandex.ru/yandsearch





WWW. gigabaza.ru









10