УДК 784
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
К ВОКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Авдеев Д. С.,
Курский государственный университет
г. Курск, Россия
Науч. руководитель – Рудзик М. Ф.,
Курский государственный университет
г. Курск, Россия
Аннотация. Целью данной статьи является исследование и анализ современных педагогических подходов к вокальному воспитанию обучающихся в условиях внеурочной деятельности. Основная задача исследования заключается в выявлении эффективных подходов и методов, которые позволяют оптимизировать процесс вокального обучения в рамках внеурочной деятельности.
Ключевые слова: современные методики вокального воспитания, внеурочная деятельность, антропологической подход, личностно-ориентированный подход, дифференцированный подход, информационно-коммуникационные технологии.
Abstract. The purpose of this article is to study and analyze modern pedagogical approaches to vocal education of students in extracurricular activities. The main objective of the research is to identify effective approaches and methods that allow optimizing the process of vocal learning in extracurricular activities.
Key words: modern methods of vocal education, extracurricular activities, anthropological approach, personality-oriented approach, differentiated approach, information and communication technologies.
В современном образовательном процессе важное значение приобретает внеурочная деятельность, которая позволяет расширять возможности обучающихся и развивать их таланты в различных сферах деятельности. Одним из направлений внеурочной музыкальной деятельности является вокальное воспитание, которое играет важную роль в развитии общих и музыкальных способностей, формировании художественного вкуса и эстетического восприятия у детей и подростков.
Сегодня внеурочная музыкальная деятельность, осуществляемая в условиях общего образования, располагает достаточным количеством методик вокального воспитания, новыми подходами и инструментами для эффективного развития голосовых возможностей обучающихся. Однако, их применение в условиях внеурочной деятельности требует особого внимания и адаптации, чтобы достичь максимального эффекта и результативности обучения.
Большая свобода и гибкость в выборе подходов и методик вокального воспитания является одним из главных преимуществ внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет педагогам и учащимся экспериментировать с различными методами обучения, адаптировать их к индивидуальным потребностям и особенностям каждого ученика. Это важно, так как каждый ученик имеет свои уникальные голосовые характеристики и возможности.
В рамках внеурочной деятельности педагоги стараются создать стимулирующую и поддерживающую среду, в которой ученики могут свободно выражать себя и экспериментировать с различными техниками и стилями исполнения. Внеурочная деятельность также способствует формированию тесной и доверительной связи между преподавателем и обучающимся. Более интенсивное индивидуальное взаимодействие в рамках внеурочных занятий предоставляет педагогу возможность лучше понять потребности и способности каждого школьника, а также разработать индивидуальную траекторию его вокального развития.
Однако, необходимо отметить, что внеурочная деятельность также сталкивается с определенными ограничениями. Недостаток времени, скромные ресурсы и недостаток квалифицированных вокалистов сказываются на результатах вокального воспитания. Поэтому важно разрабатывать и внедрять в практику этой деятельности доступные сегодня педагогам-музыкантам продуктивные педагогические подходы и специальные интенсивные методики, которые позволят оптимизировать процесс вокального обучения и достичь максимального эффекта в условиях внеурочной деятельности.
В первую очередь, важно выделить подход, основанный на антропологической теории К. Д. Ушинского. Он сфокусирован на учете индивидуальных способностей ребенка при разработке учебного плана и формировании репертуара. Основные принципы этого подхода – гуманистические, они предполагают вовлечение ребенка в освоение общекультурных ценностей, развитие его потребностей в самосовершенствовании. К. Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [Ушинский].
Главная цель антропологического подхода – помочь ученикам раскрыть свои творческие способности и развиться, как личности. Педагоги и родители играют важную роль в этом подходе, активно вовлекаясь в образовательный процесс и поддерживая обучающихся в их творческом развитии. Но, без адекватной адаптации такой подход может быть менее структурированным по сравнению с другими методиками обучения. Это может привести к неопределенности и затруднениям в планировании и оценке прогресса учеников.
Также следует выделить доминирующий в системе общего образования личностно-ориентированный подход, отраженный в работах многих отечественных дидактов (Н. А. Алексеева, В. С. Леднева, А. В. Петровского, В. В. Серикова, В. Ф. Шадрикова, И. Я. Якиманской и др. ). Он основан на учете индивидуальных особенностей каждого ученика и его потребностей, признает уникальность каждого ученика, стремится развить его способности и потенциал. Исследователь М. Ю. Викат подчеркивает важность этого подхода в вокальном обучении детей, так как пение характеризуется ярким проявлением индивидуальных особенностей и уникальным музыкальным развитием детей: «Данный подход помогает саморазвитию ученика, ставя его в центр обучения и помогая ему определить свои цели и задачи в вокальном обучении. Ученик активно участвует в процессе планирования и оценки своего прогресса. Однако, он имеет и негативные стороны, такие как отсутствие регулярных выступлений на сцене, возможное снижение интереса к обучению и препятствия в развитии коммуникативных навыков. Введение индивидуально-групповой формы занятий может быть решением этой проблемы» [Викат].
Ю. Б. Алиев выделяет, как продуктивный в вокальной работе со школьниками, дифференцированный или группой подход, который предусматривает разделение учеников на три интонационные группы на основе результатов прослушивания. Такой подход позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ученика, что способствует более эффективному обучению и развитию их вокальных навыков. Разделение учеников позволяет создать группы с близкими по уровню навыками и способностями. Это создает условия преподавателю более точно подбирать материалы и методики обучения, соответствующие уровню каждой группы. А ученики, находящиеся в одной интонационной группе, могут чувствовать себя более комфортно и свободно, так как они обучаются вместе с ребятами, имеющими схожие навыки и способности. Это может повысить мотивацию и уверенность обучающихся в своих вокальных возможностях [Алиев].
С другой стороны, разделение учеников на группы может привести к ограничению разнообразия вокального опыта. Обучающиеся могут не иметь возможности взаимодействовать и учиться от своих более опытных сверстников, находящихся в других группах. Некоторые обучающиеся могут быть недооценены или недоучены в рамках своей интонационной группы. Они могут иметь больше потенциала и способностей, чем те, которые не будут полностью развиты из-за ограничений, связанных с их группой. Тем не менее, такой подход, с учетом адекватного планирования и организации процесса обучения может быть эффективным инструментом для развития вокальных навыков учеников.
Сегодня в вокальной работе с детьми и подростками все чаще используются интерактивные формы и методы. Как указывается в работе М. Р. Ходжинисо, «интерактивные упражнения во время внеурочной деятельности способствуют более эффективному и интересному обучению вокалу. Они помогают формировать специальные навыки, музыкальность, выразительность и сотрудничество учеников, что способствует их успешному развитию в вокальном искусстве. Обучающиеся могут практиковать упражнения на дыхание, артикуляцию, контроль голоса, ритмическую точность и другие аспекты вокального исполнения в игровой форме, что помогает им лучше усвоить и применить их в практическом исполнении» [Ходжинисо].
Также интерактивные упражнения способствуют развитию творческого мышления у учеников. Упражнения, представленные в работе В. С. Завалий, включают задания на создание собственных музыкальных композиций, аранжировок или интерпретаций. Ученики могут экспериментировать с различными идеями, стилями и жанрами, что помогает им развивать свою творческую мысль и индивидуальность при исполнении музыкальных произведений [Завалий].
Несмотря на множество плюсов, интерактивные упражнения и игры во время занятий вокалом имеют свои минусы. Как правило, они ориентированы на работу в группе. Это может означать, что ученики не получают достаточного индивидуального внимания в процессе работы. Для того, чтобы проводить эффективный интерактив, важно обеспечить компетентность преподавателя, который сможет организовать и провести такие занятия. Также использование игровой формы обучения может быть более развлекательными и менее обучающим, что может привести к потере дисциплины и концентрации учеников.
Нельзя обойти стороной современные цифровые технологии, такие как компьютерные программы, приложения и онлайн-платформы («Bel Canto Mobile», «Voca Stock», «MUSIC LOVE», «SING’n’PLAY»). Они могут быть полезными инструментами в вокальном обучении, а также предоставлять ученикам доступ к обучающим материалам, позволять записывать и анализировать свой голос, а также обеспечивать обратную связь и следовать советам по улучшению техники исполнения. Данные технологии также могут быть использованы для проведения онлайн-занятий и мастер-классов, что расширяет географические и временные рамки обучения.
Применение информационно-коммуникационных технологий в вокальном обучении нашло отражение в работах В. С. Саломашенко, который указывал, что ИКТ позволяют обучающимся экспериментировать с различными техниками и стилями исполнения. Ученики могут анализировать свои исполнения и сравнивать их с профессиональными образцами. Такие возможности помогают им расширять и совершенствовать свой музыкально-исполнительский репертуар [Саломашенко].
Однако, отсутствие в цифровой среде прямого контакта ограничивает возможности взаимодействия между учениками и преподавателем, что может затруднить исправление ошибок и установление индивидуальной обратной связи. ИКТ не позволяют полностью передать эмоции и энергию, которые являются важнейшим фактором в вокальном обучении. Из этого следует, что виртуальное обучение не может заменить традиционный контактный метод, но в современных реалиях, остается хорошим помощником в вокальной работе.
В заключение, хотелось бы отметить, что педагогу нужно стремиться к постоянному обновлению и разнообразию методов педагогического воздействия, организуя различные формы работы, такие как объяснение, игра, проектная деятельность, разбор произведений и их анализ. Это поможет поддерживать интерес учеников и достигать наилучших результатов в вокальном обучении.
Несомненно, применение перечисленных подходов и современных методик требует индивидуализации, стимулирующей среды, вовлечения родителей, а также опытных специалистов в процесс вокального воспитания обучающихся. Более детальный анализ и вычленение преимуществ этих и других подходов может привести к созданию оптимального обучающего окружения для развития вокальных способностей детей и подростков, а также приобщения их к общекультурным ценностям, развитию потребностей в творческой самореализации и самосовершенствовании.
Литература:
Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: ВЛАДОС, 2000. 334 с.
Викат М. Ю. Индивидуально-дифференцированный подход к певческой деятельности детей (6-7 лет) в процессе коллективных занятий в детском саду: автореф. дисс. …. канд. пед. наук. М., 1978. 23 с.
Завалий В. С. Интерактивные игры на занятиях вокальной студии. URL: https://урок.рф/library/interaktivnie_igri_na_zanyatiyah_vokalnoj_studii_033041.html (дата обращения: 19.12.2023).
Саломашенко В. С. Использование информационно-коммуникативных технологий в практике работы вокальной студии в условиях ФГОС. URL: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/primenenie-ikt-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-v-ramkah-fgos-v-chastnosti-v-obuchenii-vokalu-842531 (дата обращения: 19.12.2023).
Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Собр. соч. в 8 тт. М.-Л.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1950. Т 1. 776 с.
Ходжинисо М. Р. Интерактивные методики формирования вокально-хорового мастерства учащихся с использованием фольклорных песен (на примере 1-4 классов). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-metodiki-formirovaniya-vokalnohorovogo-masterstva-uchaschihsya-s-ispolzovaniem-folklornyh-pesen-na-primere-1-4 (дата обращения: 19.12.2023).