Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Ульяновский государственный педагогический университет имени
И.Н. Ульянова»
Кафедра дошкольного и начального общего образования
Реферат
«Современные педагогические технологии в экологическом образовании
Выполнила:
Студентка 2 курса группы НОзу-21
Новик Елизавета Алексеевна
Проверила:
Доцент, Доктор педагогических наук
Арябкина И.В.
Ульяновск, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
Понятия о технологии экологического образования. 5
Система современных экологообразовательных технологий. 7
Примеры современных технологий по экологическому образованию в работе с детьми. 7
Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию и образованию. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 14
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день проблема экологического образования выходит на первое место и обретает огромную актуальность. Почему же так происходит? Научно-технический прогресс не стоит на месте, и то, о чём ещё недавно мы даже не представляли, сейчас уже существует в рамках современности. Неоспоримо, что прогресс принёс на нашу планету множество незаменимых и практичных вещей, но что же стоит за прогрессом с экологической точки зрения?
О чём-то глобальном и великом в условиях быстрейшего ритма города нам задуматься некогда, не говоря о том, чтобы обучить беречь природу наших детей. К сожалению, мы можем уже сейчас наблюдать, как природа отвечает нам «взаимностью». Мы все без исключения, осознаём, что это следствие нашего потребительского и беспечного отношения к природе.
Нашу планету в настоящее время может изменить только действия человека, который будет знать и принимать законы природы, и главное – действовать на благо природе. Принимая во внимание, что человек является частью природы, каждый должен уметь взаимодействовать с природой, помогать ей, а не губить и разрушать её. А данное произойдёт лишь при наличии в человеке высокого уровня эколого-нравственной культуры, освоение которой начинается с раннего возраста и проходит на протяжении всей жизни на планете.
В настоящий период, практически у каждого ребёнка, впрочем, как и у взрослых, доминирует потребительский подход к природе, обусловленный низким уровнем экологической культуры – общество не воспринимает экологические проблемы, как велико значимые.
Именно поэтому на данный момент, встаёт проблема экологического воспитания и образования детей. Именно в детский период происходит становление основ мировоззрения человека, его отношения к природе и окружающей действительности. Дети всё повторяют за взрослыми, учатся у них, поступают также.
С полной уверенностью можно сказать, что именно в детском возрасте путём целенаправленного педагогического воздействия, при условии системного ознакомления ребёнка с разнообразием природы, а также вовлечения его в практическую деятельность, у него можно заложить основы экологической культуры в целом. Формы и методы знакомства детей с природой могут быть самые различные, варьировать их необходимо опираясь на образовательные задачи, имеющийся материал и непосредственно исходя из природной среды, окружающей ребёнка.
Как пробудить чувство ответственности за будущее у современных детей?
ФГОС требует поиска и внедрения новых и интересных подходов к воспитанию и обучению детей.
Значимый признак экологической воспитанности ребёнка – это участие в экологически-направленной деятельности, в процессе которой прививается любовь и гуманное отношение к природе, экологии в целом. Необходимо учить ребёнка бережному отношению и заботе о насекомых, животных, птицах, растениях, давая понять, что благополучие живой природы зависит от непосредственных действий человека. Именно взрослый должен помочь ребенку осмыслить и понять гармонию в природе.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Сегодня методы, приёмы и технологии экологического воспитания и образования во целом отличаются от устаревших стереотипов, они призваны соединить в одно целое процесс обучения и непосредственный контакт ребёнка с природными объектами. В процессе экологического образования, используются разные методы: это и практические: игры, ребусы, загадки, акции, викторины, КВН и тп., и наглядные: экскурсии, иллюстрации, плакаты, словесные: художественное чтение, беседы.
Известно, что использование в педагогической практике разнообразных нетрадиционных методов и приёмов предотвращает утомление детей от однотипной деятельности, поддерживает их познавательную активность, повышает эффективность работы педагога в целом. Наглядный метод в проведении занятий на экологическую тематику является ведущим, так как в экологическом воспитании ребёнка необходима увлекательная информация и обширный наглядный материал: плакаты, памятки, технологии ИКТ и тд.
Эффективность экологического воспитания детей полностью зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической и регулярной работы с детьми. Их развитие и повышение уровня экологической воспитанности возможно в результате создания технологий для всех возрастных групп и внедрения их в педагогический процесс.
Понятия о технологии экологического образования.
«Педагогическая технология» – это совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса.
Технология экологического образования - это система, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, направленных на формирование экологических знаний в системе, спланированных на целый учебный год.
В результате применения технологии экологического образования в конце года повышается уровень экологической воспитанности и образованности детей, что устанавливается с помощью диагностического обследования (анкетирование, тесты и тп.).
Концепция экологического воспитания детей вовсе не новая. Ещё в 1950 – х годах, советские детские психологи представили на рассмотрение теорию о необходимости создания системы взаимосвязанных знаний, которая отображала бы закономерности протекающих в природе процессов. Лучшей основой для восприятия такой системы должно было послужить наглядно-образное мышление, преобладающие у детей.
Цель экологического образования: усвоение знаний об экологии и воспитание в начальных формах экологической культуры личности. Эта цель конкретизируется в комплексе взаимосвязанных задач, реализация которых предусматривает:
- формирование системы научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка;
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру;
- развитие чувства эмпатии к объектам природы; - освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь и др.
Система современных экологообразовательных технологий.
- Непосредственный контакт с природным объектом (чувствование), задачей которого является освоение опыта в эмоционально-перцептивной сфере, формирование положительного отношения к природному объекту.
- Ориентировка (сбор информации), задача которого состоит в накоплении экологических представлений и овладении способами оперирования ими.
- Активное практическое взаимодействие с природным объектом, задачей которого является освоение опыта в поведенческо-деятельностной сфере, обогащение детских видов практической экологически ориентированной деятельности, расширение опыта экологического поведения в природе.
Примеры современных технологий по экологическому образованию в работе с детьми.
Игровые технологии:
Игры-путешествия, в ходе которых дети посещают интересные места и в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре роль взрослого. Именно в таких играх дети знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе.
Ролевые игры, основанные на моделировании социального содержания экологической деятельности, Например: «Строительство города» может осуществляться только при соблюдении экологических норм и правил. Дети сами формируют правила этого города и раздаются различные роли.
Дидактические игры: «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания), «У кого какой дом?» (об экосистемах), «Что сначала, что потом?» — о росте и развитии живых организмов заставляют ребенка мыслить, искать правильный ответ.
Игры-ребусы, игры-опыты, игры- исследования, игры-медитации: Такие игры дают новые впечатления о состоянии природы и ее изменениях, формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности. В этих играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.
Соревновательные игры— КВН, конкурсы знатоков, экологические викторины, Поле чудес стимулируют активность детей в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков.
Мультимедийные презентации, технология ИКТ — мотивируют к действию. С их помощью дети могут слушать голоса птиц, увидеть удивительные явления природы, узнать об экологических катастрофах в мире.
Технология ТРИЗ, целью которой является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как: гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны- поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Она позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.
ТРИЗ даёт возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить.
Разрешение противоречий в ходе ТРИЗ – ключ к творческому мышлению, выявление противоречий в объекте, явлении. Сначала объект исследуется: - что в нём хорошего, а что нет. - Что вредное и что полезное.
Технология поисково-исследовательской деятельности, проектные технологии позволяют детям открывать новое, делать шаг в неизведанное, думать, пробовать, искать, а самое главное самовыражаться. Опыты с водой, почвой, растениями помогают ребенку найти самому ответы на вопросы как? и почему? Почему растение без воды и солнца погибает? Почему им для роста и развития нужен свет? Почему дует ветер? Здесь очень уместны проблемно-поисковые ситуации, в которых дети выстраивают гипотезы, что является основой творческого мышления.
Учеными доказано, что человеческий мозг может вместить в себя безграничное число информации. Но мы, к сожалению, не используем или не умеем использовать эту возможность. Причин, почему так происходит много. Одна из них – неправильный метод запоминания – мы учим материал механически, зазубривая, не используем творческое мышление. Если и создаем опоры для запоминания, то записываем важную информацию в хронографической или иерархической форме, забывая про картинки, символы и цвета.
Интересную методику запоминания предлагает Тони Бьюзен – английский психолог. Это ментальные карты. Что это такое и для чего они нужны? Ментальная карта — это способ систематизации знаний с помощью схем. Уникальность этого способа в том, что он одновременно включает в работу левое и правое полушарие головного мозга, тем самым, позволяя использовать в полной мере наш потенциал.
Майнд-карты– это отображение мышления с помощью древовидных схем, отражающих некоторый объект, его элементы, взаимосвязи, зависимости, основные и дополнительные характеристики, цели и задачи, направления развития и так далее.
Еще одно название этой методики – диаграмма связей. Майнд-карты — карты ума, карты памяти, мысленные карты, ментальные карты, мозговые карты, интеллект-карты, также важно практиковать в исследовательской деятельности дошкольников.
Следующая технология — Упражнения на обстоятельства:
Как вы думаете, почему детеныши животных любят играть?
Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие днем?
Технология экологической идентификации — отождествление себя с каким- либо природным объектом или явлением является игровым приемом «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени.
Метод экологической эмпатии — сопереживание и сочувствие природным объектам. Поступают жалобы от природы. Эти жалобы предлагает учитель или придумывают дети. Педагог зачитывает телеграмму из леса:
«Мне нужна помощь? Срочная! Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют все подряд. Зимой они сидели в земле — на два метра вглубь запрятались, а сейчас напали на деревья. Я работаю за двоих, но все равно не справляюсь: их много. Нужна срочная помощь! Передайте это детям. Ваш дятел».
И дети начинают думать, что делать? Получают представление о взаимоотношениях птиц и насекомых, об экологической роли дятла.
Предложить дятлу найти себе побольше друзей. Чем больше будет дятлов, тем быстрее они справятся с вредителями. Обработать специальными растворами деревья, объявить карантин в лесу, установить ловушки на деревьях ….
Диалог с природой — метод, который нацелен на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности. Диалоги осуществляются в различных вариантах – «секретные» («один на один» с природой) или «открытые» (устные обращения), вербальные и невербальные (посредством мимики и жестов, средств изобразительного искусства, музыки, танца).
Секретный разговор, как один из методов экологического воспитания.
Первый этап — прогулка в парк, где каждый ребенок выбирает себе собеседника из числа окружающих растений (дерево, цветок, веточку кустарника, травинку, листок, бутон…) и «по секрету» разговаривает с ним. Вернувшись с прогулки, дети рассказывают друг другу о своих новых друзьях в природе.
«Замысловатые вопросы»
Цель: развивать сообразительность и находчивость.
Игровые действия:
Педагог читает загадку-задачку:
Росли четыре берёзы.
На каждой берёзе –
По четыре больших ветки,
На каждой большой ветке –
По четыре маленьких ветки,
На каждой маленькой ветке –
По четыре яблока.
Сколько всего яблок?
«Что будет, если …?»
Цель: знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу. Развивать умения делать выводы и умозаключения.
Кейс-технологии — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное её предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Предназначены для развития коммуникативных компетенций в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности, направлены на развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях.
Технология дискуссий: Проблемные вопросы. Цель такого кейса – совместными усилиями мини-группы проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию.
Эффективным методом расширения знаний по экологии является использование в образовательной деятельности: сказок, легенд, поговорок, загадок на экологическую тематику, цель которых обогащать ум и душу, и не столько давать готовые ответы на поставленные вопросы, сколько развивать умение ребенка самостоятельно размышлять, используя свой опыт и предыдущие наблюдения.: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади, «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку» и т.д.
Вышеперечисленные технологии направлены на формирование представлений детей о природе, развитие потребности в экспериментировании, развитие познавательного интереса, любознательности, творческой активности, то есть развивать личностные качества ребёнка.
Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию и образованию. Семья – важная часть воспитания и образования. Проблему формирования экологической культуры решаем и с родителями. Родители приглашаются на занятия и праздники экологического содержания, участвуют в природоохранных акциях, в создании и пополнении предметно-пространственной среды, в благоустройстве участков на территории образовательного учреждения.
Родители вместе с детьми проводят эксперименты и исследования, заполняя календари природы, наблюдая за повадками животных, выращивая растения, ставя простые эксперименты с природным материалом.
С целью выявления увлечений взрослых и детей, отношения родителей к проблеме экологического воспитания, стоит проводить анкетирование и диагностику интересов. В помощь родителям оформляется «Экологический уголок», где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома. Хорошей традицией в работе с родителями станет участие в конкурсах, развлечениях, выставках
Таким образом, путём создания инновационной развивающей предметно – пространственной среды с интеграцией образовательных областей в условиях ФГОС достигается главная цель экологического образования: сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экологическое образование - это не только воспитание проявления любви к природе, её понимание. Прежде всего, это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. Дети должны быть милосердными. Чувство Родины ребёнка связывается с местом, где он родился, где он живёт со своими родителями и близкими. Задача учителей углубить это чувство, помочь растущему человечку открывать Родину и планету в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении, в природе родного края, в природе своих интересов.
Таким образом, можно сделать вывод, что одним из важнейших условий реализации задач экологического образования является правильная организация и экологизация развивающей предметно-пространственной среды, которая способствует познавательному развитию ребенка; эколого-эстетическому развитию; формированию экологически грамотного поведения; экологизации разных видов деятельности.
«Всё хорошее в людях – из детства!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Комарова, Т.С., Комарова, И.И Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании Т.С. Комарова, И.И. Комарова, Туликов А.В., Мозаика-Синтез М., 2013
Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Изд-во педагогического общества России, 2011. _ С.79.
Лопатина Л.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с нарушениями речи. Санк-Петербург, 2014.
Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. - М.: АРКТИ, 2004. - 320с.
Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие [Текст] / М. Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 171.
Николаева, С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. [Текст]: Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов до школьных учреждений. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005 г.
Ревнивцева Р. М. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 67-69.
Танцырева Л. А. Метод проектов как инновационный способ экологического воспитания дошкольников [Текст] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 122–125.