СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современные педагогические технологии в фортепианном классе ДШИ»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей работе с детьми преподаватели  на уроках фортепиано строят свой учебно-воспитательный процесс из элементов нескольких педагогических технологий. В центре обучения  – личностно-ориентированные: дифференцированные, индивидуальные (вид дифференциации), здоровьесберегающие.

Просмотр содержимого документа
««Современные педагогические технологии в фортепианном классе ДШИ»»











Методическое сообщение

«Современные педагогические технологии в фортепианном классе ДШИ»

                                         


Преподаватель:

Егорова Светлана Васильевна


















г. Сафоново 2023 г.



                                Содержание: стр.

 

  1. Ведение: Актуальность работы……………………………………………3

  2. Основная часть:

  1. Понятие  «педагогические технологии», структура педагогических технологий…………………………………………………………………..3

  2. Личностно-ориентированные технологии – центр образовательной системы………………………………………………………………………4

  3. Дифференцированное обучение……………………………………………5

  4. Игровые технологии обучения…………………………………………….6

  5. Проблемно-развивающая технология обучения………………………….7

  6. Нетрадиционные, инновационные технологии…………………………...9

  7. Информационные, интернет-технологии…………………………………..11

  8. Здоровье сберегающие образовательные технологии……………………15

  9. Проектная деятельность……………………………………………………16

  1. Заключение………………………………………………………………….19

  2. Используемая литература…………………………………………………..19

 






























Музыкальная педагогика является достаточно специфичной отраслью педагогической науки, основанной на творческом взаимодействии обучающего и обучаемого, однако и ей должны быть присущи научные основы и дидактические принципы, отрабатываемые в системе общего образования.

Всем нам хорошо известно, что сегодня в музыкальные школы принимаются дети с разной степенью одаренности, значительный процент которых имеет весьма средние музыкальные данные, т.к. практически отсутствует отбор на конкурсной основе. При этом уровень требований, академический стиль и методы обучения остаются прежними. Возрастающие нагрузки в общеобразовательных школах приводят к снижению интереса к инструментальному исполнительству, требующему большой самоотдачи и затрат времени. Все эти факторы зачастую влекут за собой отказ от продолжения обучения в ДМШ. Проблемы сохранения контингента, поддержания мотивации обучающихся, особенно в старших классах, волнуют современного преподавателя не менее чем воспитание исполнительского комплекса. 

В связи с этим в нашем музыкальном сообществе возрастает интерес к инновационным педагогическим технологиям, новым формам и методам организации учебного процесса.

  Педагогическая технология (от греч.: techne – искусство, мастерство, умение; logos – слово, учение) – совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого – педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Педагогическая технология – система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединение единой концептуальной основы, целями и задачами, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития воспитанников 

Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой.

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

- по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции),

- по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности),

- по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты),

- по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями),

- по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология, и т. д. 

В структуру педагогической технологии входят:

  1. концептуальная основа;

  2. содержательная часть обучения:

  • цели обучения – общие и конкретные;

  • содержание учебного материала;

  1. процессуальная часть – технологический процесс:

  • организация учебного процесса;

  • методы и формы учебной деятельности школьников;

  • методы и формы работы учителя;

  • деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

  • диагностика учебного процесса.

На современном этапе развития педагогической науки и практики актуальными являются проблемы формирования личности. Только самостоятельная, творческая, социально ответственная, конструктивно вооружённая личность способна оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир. В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приёмы педагогического воздействия, творчески перерабатываются тематическое содержание и структуры программ, ведь педагогический процесс направлен на развитие природного дара человека – совершенствоваться, развивать себя, реализуя свои природные задатки. 

Те технологии, которые ставят в центр образовательной системы личность ребёнка, относятся к разряду личностно-ориентированных; они обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития, реализацию  природных потенциалов ребёнка. Личность ребёнка в этих технологиях не только субъект, она является целью образовательной системы. Таким образом, личностно-ориентированные технологии имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка.

В своей работе с детьми преподаватели на уроках фортепиано строят свой учебно-воспитательный процесс из элементов нескольких педагогических технологий. В центре обучения  – личностно-ориентированные: дифференцированные, индивидуальные (вид дифференциации), здоровьесберегающие.

  В рамках личностно-ориентированных технологий различают гуманно-личностные технологии, которые отличаются гуманистической сущностью, психологической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

  Личностный подход – одна из важнейших задач формирования у ребёнка положительной  Я-концепции. Я-концепция – это система осознанных и неосознанных представлений личности о самом себе, на основе которого она строит своё поведение. В школьные годы Я-концепция – основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция (Я нравлюсь, Я способен, Я значу) способствует успеху. Отрицательная Я-концепция ухудшает результат, мешает успеху, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

          Для формирования у ребёнка положительной Я-концепции необходимо:

  • Уважать личность ученика, понимать и принимать её, верить в неё («Все дети талантливы»).

  • Создавать ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы учёба приносила ребёнку радость.

  • Исключить принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребёнка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству («Ребёнок хорош, плох его поступок»).

  • Предоставлять возможность и помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности («В каждом ребёнке чудо, ожидай его!») Такой подход к детям  в полной мере осуществим в рамках дифференцированного обучения. 

Дифференцированное обучение (т.е. разделение, расслоение). Одним из основных видов дифференциации является индивидуальное обучение, где при занятиях с ребёнком учитываются индивидуально-психологические особенности детей, их умственное развитие, достижения. В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход, поэтому сама технология дифференцированного обучения,  как применение разнообразных методических средств, является проникающей технологией. 

В музыкальной школе  учащихся условно можно разделить на две группы. В силу различных способностей и возможностей уровни и цели их обучения будут разными.

  • Учащиеся, которые, получив музыкальное образование, приобретают навыки владения музыкальным инструментом и осваивают игру достаточно основательно, но при этом остаются хорошо подготовленными  музыкантами  любителями.

  • Учащиеся, которые продолжат в будущем профессиональное образование в средних специальных и высших учебных заведениях.

  В образовательной программе не существует различий в части требований к тем, кто занимается музыкой «для себя» и к тем, кто собирается заниматься ею профессионально. Меняется только объём проходимого материала и степень его сложности, при этом сохраняется широта охвата музыкальных форм, жанров, стилей. То есть законы музыкального искусства постигаются всеми учениками класса по единому плану и программе, но с учётом индивидуальных возможностей каждого. Главным достоинством дифференцированного и, в частности, индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью  адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребёнка к его особенностям, вносить необходимые коррекции, приспосабливать их к постоянно меняющейся ситуации. Это позволяет вести работу экономно, контролировать затрату своих сил (и ученика, и  учителя), позволяет достигать высоких результатов обученности. Кроме того, индивидуальное обучение позволяет учитывать личностные, индивидуальные особенности ребёнка, способствует созданию психолого-педагогических условий для развития ребёнка. Техника индивидуализации обучения – такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

 Особенности дифференцированного обучения:

  • Дифференцированное обучение позволяет более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам.

  • Повышается уровень Я-концепции: сильный утверждается в своих возможностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

  • Прежняя психологическая установка учителя: «ученик обязан выучить всё, что даёт ему учитель» меняется на новую: «возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного»

  • Ученик должен испытывать учебный успех.  

В современной общеобразовательной практике большое распространение получили игровые технологии обучения, которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения.

  Игровые технологии – пожалуй, самые действенные на уроках. Игра является  самым древним приёмом обучения. Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия преподавателя и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, неподдельного интереса. Именно в процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учащихся включаются в игру с огромным желанием. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение. Предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Причём игровые технологии можно использовать как с учащимися младших, так и старших классов.

Очень интересна проблемно-развивающая технология обучения (М. М. Махмутов, Н. Г. Мошкина и др.), специфическими функциями которой являются:

  • формирование критического мышления учащихся;

  • формирование умений и навыков активного речевого общения учащихся;

  • формирование положительных эмоций;

  • организация деятельности преподавателя по построению диалоговых конструкций и их реализации в процессе обучения.


Существует множество способов создания проблемной ситуации на уроке, однако далеко не все они применимы в музыкальной педагогике в силу её специфичности, но некоторые приемы можно активно рекомендовать.

  1. Наглядность:

На примере собственной игры показать ученику качественное и некачественное звукоизвлечение. Выходом из сложившейся проблемной ситуации является поиск учеником сначала правильного звукоизвлечения, а затем и исполнение хорошим звукоизвлечением. Это актуально и с начинающими, и с взрослыми. Важно, чтобы ребенок учился сравнивать, анализировать, обобщать и на своем уровне мышления делать вывод.   Педагог активизирует, и это очень важно, слуховое внимание, мышечные ощущения, тем самым стимулирует творческую деятельность ребенка. Подобный поиск, открытие для себя истины, является одним из компонентов творческого мышления.

И вообще мы должны понимать, что любому процессу мышления всегда дает начало проблемная ситуация.   Основная суть метода проблемного изложения состоит в раскрытии перед учащимися путей поиска, открытия и исследования новых знаний. Таким образом, происходит подготовка учащегося к самостоятельному поиску в будущем, он учится не пасовать перед проблемами, а стремится их разрешить. 

  1. Сравнение:

Прослушивание  различных интерпретаций одного итого же произведения в исполнении российских или зарубежных музыкантов. Таким же образом можно сравнить различные редакции одного и того же произведения и предложить учащемуся выбрать наиболее удачную. Свой выбор ученику необходимо аргументировать и доказать. Такие действия ученик сможет осуществить только на основании имеющихся у него знаний о стиле композитора, об эпохе, об особенностях музыкального языка композитора возможностях инструмента и т.д. Вне музыкальной логики, вне многообразных интегративных связей, выявляющих себя через форму, лад, гармонию, метроритм и т.д. музыка останется хаотическим набором звуков и не возвысится до уровня искусства. Осмысление логики организации различных звуковых структур, умение в музыкальном материале находить сходство и различие, анализировать и синтезировать, устанавливать взаимосвязи – функция музыкального интеллектуального мышления. Интерпретация музыкального произведения немыслима без активного проявления воображения, фантазии исполнителя. Фантазия, воображение, ассоциативное мышление – непременные атрибуты творческого мышления. Исходя из сказанного, становится понятным, насколько важно и необходимо развивать творческое интеллектуальное мышление учащегося музыканта, художника. Представляется достаточно актуальным смещение центра тяжести в обучении в исполнительском классе на развитие учащегося, формирование его интеллекта, обогащение художественно-мыслительного потенциала через проблемное обучение, способствующее как активизации мыслительной деятельности, так и развитию творческого мышления.

3. Использовать заведомо ложное высказывание преподавателя и таким образом включать учащихся в обсуждение. С помощью этого приема решаются аппликатурные, фразировочные вопросы, а также вопросы динамики и штрихов (показ наоборот или вариантов).

4. Использование типичных ошибок учащихся и включение их в рассуждение по способам исправлений этих ошибок. Взять под защиту заведомо противоречивую редакцию, где в музыкальном произведении, к примеру, нарушены законы интонационной логики. Учащийся имеет соответственную подготовку, определенный слуховой опыт, и такая «ошибка» со стороны педагога вызовет у него желание опровергнуть неверную точку зрения, т.е. основное психологическое условие проблемной ситуации будет выполнено.

5. Запись исполнения ребенкаПри прослушивании своего исполнения ученик делает очень верные замечания, выявляет неточности, (хорошо, если свое мнение высказывают одноклассники) делает выводы и, при помощи педагога находит пути решения.

Проблемное обучение доступно практически всем учащимся. Однако уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут сильно различаться в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и их интеллекта. Необходимо учитывать, что не весь учебный материал целесообразно излагать проблемно. Следует понимать, что проблемное обучение не предполагает полного отказа от традиционных (объяснительно-иллюстративного и репродуктивного и т.д.) методов, и было бы ошибкой пытаться все обучение построить на его основе.

Проблемный метод обучения не решает всех образовательных и воспитательных задач, поэтому он не может заменить собой всей системы обучения. В исследованиях, проводившихся под руководством Н.А. Менчинской и Г.С. Костюка, изучалась эффективность различных путей обучения. Учёные пришли к таким выводам: на первом этапе усвоение происходит быстрее в тех случаях, когда даются готовые указания о действиях, но на последующих этапах, когда для решения предлагаются относительно новые задачи и требуется самостоятельно применять знания к их решению, преимущество на стороне тех учащихся, которые обучаются проблемным методом. Важной является мысль А.М. Матюшкина о том, что «развитие познавательной активности осуществляется не как обучение приемам решения задач, а как воспитание творческого мышления в условиях дидактически организованного диалога и ситуациях группового мышления».  По мнению многих исследователей, проблемное обучение отвечает требованиям сегодняшнего дня, и является одним из наиболее эффективных путей умственного развития учащихся, развития их самостоятельного, творческого мышления (Крутецкий, Н.А. Менчинская и др.).   

Подводя итоги:

  • Проблемно-творческий метод обучения сочетает в себе два подхода - рациональный (мышление, интеллект) и эмоциональный (творчество), таким образом, отвечает специфике музыкального обучения.

  • Развивает логическое мышление (анализ, синтез, обобщение, сравнение), которое объединяется с музыкальным мышлением и влияет на развитие мотивации и эмоциональности.

  • Проблемно – творческий метод обучения возможно применять на разных уровнях музыкального образования с учетом возрастных особенностей учащихся и вариативности в применении на индивидуальных и групповых занятиях.

Нетрадиционными, инновационными технологиями на уроках  можно отнести так называемые нестандартные уроки, как одно из важных средств обучения, поскольку они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, оказывают эмоциональное воздействие на детей.

 НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. По форме проведения можно выделить целые группы нестандартных уроков, как индивидуальных, так и групповых:

Индивидуальный урок

Групповой урок

Урок – презентация

Урок – презентация

Урок – концерт

Урок – игра

Урок – сказка

Урок – путешествие

Урок – игра

Урок – семинар

Урок взаимообучения

Урок – диспут

Урок похвалы

Урок – зачет

Урок критики

Урок – викторина

Урок – тест

Урок – конкурс

Урок – развитие способностей

Урок – диалог

Урок творчества

Урок – практикум

Интегрированный урок

Интегрированный урок

Как известно, процесс организации урочной деятельности в ДМШ, ДШИ имеет циклический характер. Цикл – это учебное полугодие, состоящее из серии уроков – от выбора учебной программы до ее концертного исполнения.

В начале этого цикла, на этапе выбора программы, целесообразно применять такие нетрадиционные формы урока, как: 

  • Урок – презентация (например, произведения, композитора, новой программы в исполнении старших учащихся или преподавателя),

  • Урок – концерт (старшие учащиеся исполняют прошлогоднюю программу для младших, воодушевляя последних),

  • Урок – сказка (знакомство с новыми музыкальными жанрами и формами . 

На следующем этапе - этапе детальной проработки учебной программы – могут проводиться 

  • Урок – игра (например, учащийся выступает в непривычной для себя роли – дирижера); 

  • Урок взаимообучения (когда определенные разделы учебной работы, например, повторение и закрепление музыкальной терминологии осуществляется под руководством более старшего учащегося);

  • Урок похвалы и урок критики (здесь задача педагога – найти повод похвалить ученика за исполнение произведения или выполнение домашнего задания (на оценку «5» – 5 раз и т.д.), ученика – найти ошибки в исполнении преподавателя (разумеется, намеренные);

  • Урок – тест,

  • урок – развитие способностей (разнообразные тесты – угадайки, например, по системе Д. К. Кирнарской, упражнения для развития слуха, ритма, памяти); 

  • Интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях (которые создают у учащихся более глубокое и целостное представление о произведении).

На завершающем этапе (в конце полугодий) – могут применяться усовершенствованные формы контроля знаний уроки в форме соревнований и игр.

Трансформированные традиционные способы организации урока: парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет, урок-консультация

Проведение нестандартных уроков помогает педагогу выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся.

К сожалению и трудоемкая подготовительная работа к таким урокам не позволяет часто прибегать к этим формам обучения. Основной формой организации учебно–воспитательного процесса остается урок традиционный, в структуру которого, на мой взгляд, целесообразно вводить отдельные элементы вышеперечисленных нестандартных уроков.

Все большее признание завоевывают Информационные, интернет-технологии, они открывают новые возможности как перед педагогами, так и перед учащимися; успешно внедряются в сферу музыкального образования, оказывая значительную помощь в различных вопросах деятельности преподавателей ДШИ.

Современные педагогические технологии позволяют развивать творческое воображение, способствуют росту исполнительского мастерства, позволяют проводить исследовательскую работу. Становится вполне очевидным, что современный педагог должен хорошо владеть не только базовой методикой обучения, но и знанием педагогических технологий и умением применять их в учебном процессе.

Так, можно активно использовать и внедрять в образовательный процесс интернет-технологии, цифровые и электронные ресурсы: аудио и видеоматериалы, графические, текстовые и другие документы, телевизоры, мультимедийное устройство, компьютеры, проигрыватели.

Организуется коллективный просмотр видеозаписи мастеров-профессионалов, будь то открытые уроки, или концерты. 

В средних и старших классах используем Интернет-ресурсы для поиска нужных нот на сайтах, для прослушивания изучаемого произведения в различных исполнениях. Такая работа способствует получению новых знаний, развитию умения анализировать, сопоставлять и делать необходимые выводы.  Интернет дает возможность увеличения количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ; осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры. Интерактивные экскурсии с использованием программы «Энциклопедия зарубежного классического искусства», «Шедевры музыки» знакомят детей с музыкальными инструментами древнего мира и помогают услышать их звучание, с историческим памятникам древнего мира и современного искусства. 

Сейчас появилось много произведений, к которым композиторы пишут фонограммы. Фонограммы – это профессиональный метод или развлекательный? Зачем на самом деле нужны фонограммы?

Бытует мнение, что фонограммы – это просто способ заинтересовывать ученика – только и всего. Но нет! Это профессиональный педагогический инструмент, который качественно решает несколько серьёзных задач в обучении детей в младших классах.

  1. Помогают ученику понять, хорошо ли выучено произведение.

В какой-то момент работы над пьесой ученик младших классов начинает считать, что всё готово, что он всё выучил. Но дети не замечают, что где-то замедлили, приостановились в неудобном месте. Фонограмма подсказывает ребёнку, что работа недоделана, и нужно ещё поучить. Здесь очень важно то, что ученик сам это понимает, благодаря фонограмме. Не учитель ему говорит об этом, а он, может быть, поверит, а может быть и не до конца проникнется замечаниям, так как сам своих замедлений не осознаёт. Но несовпадениям с фонограммой он поверит точно!

2. Выявляют эпизоды, которые необходимо доучить.

Фонограмма также помогает ученику понять, что именно нужно доучить, какой конкретно эпизод не получается. Научите ребёнка самостоятельно находить слабые моменты при помощи фонограммы, и работать точечно с недоученными эпизодами.

3. Раскрашивают многократные повторения при отработке сложных эпизодов. Когда ученик будет это доучивать, отрабатывать, фонограмма сделает повторы не такими скучными, и большое количество не вызовет протеста у ребёнка, для него этот процесс превращается в игру – не разойтись с фонограммой, сыграть всё вовремя, добиться того, чтобы получилось.

4. Помогают хорошо концентрировать внимание при каждом исполнении.

Дети бывают нестабильны в своём поведении. Сейчас ученик сосредоточен, а через пять минут начинает баловаться и играть невнимательно. С фонограммой ему придётся при каждом исполнении хорошо концентрировать внимание – не отвлекаться и не зевать - иначе фонограмма убежит вперёд.

5. Обращают внимание на синхронность исполнения.

Ученик должен играть, постоянно вслушиваясь, чтобы точно совпадать с фонограммой. Таким образом, игра с фонограммами развивает внимательный слух, точность и синхронность. В дальнейшем это поможет не только в ансамблевой игре, но также и при отработке качественной синхронности в игре правой и левой руки.

6. Развивают тембровое слышание.

Помимо того, что ребенок учится слушать фонограмму, чтобы совпадать с ней, он незаметно для себя вовлекается в процесс слушанья многотембровой фактуры – то один инструмент подскажет ему, где вступить, то другой продублирует фортепианную мелодию, то третий исполнит мелодию проигрыша. Воспитывается тембровое слышание и активный слуховой опыт. Подскажите ученику, где звучит флейта, где скрипки, арфа, колокольчики - это расширит его музыкальный кругозор.

7. Учат хорошо ориентироваться в звучащем и исполняемом материале.

Если ребёнок все-таки запнулся, ему нужно быстро оценить ситуацию и встроиться в продолжающую звучать фонограмму. Он учится внутренним слухом сопоставлять свою партию с аккомпанементом, «перескочить» с места, где ошибся на фрагмент, который уже звучит, что поначалу получается далеко не у каждого ученика, но впоследствии этот навык развивается. Ребёнок учится лучше ориентироваться в звучащем и исполняемом материале.


8. Помогают осознать принцип совместной ансамблевой игры.

Это кажется удивительным, но многие дети поначалу не понимают, что их игра должна совпадать с фонограммой, хотя начальный материал очень прост и все мелодии продублированы. Они не слышат, каким образом их игра должна совмещаться со звучащим аккомпанементом и играют по-своему, в то время, как фонограмма звучит совсем в другом темпе. В таких случаях работа с фонограммами приобретает особое значение - постепенно включить слух ребёнка. Это очень важный этап, и когда эта проблема решается, учитель явственно чувствует скачок в развитии опыта ученика.

9. Превращают простые мелодии в полноценно звучащие произведения.

Мелодия, которую играет ребёнок – это одна из партий звучащего оркестра. Юный пианист при игре с фонограммой не одинок, он ощущает себя сопричастным к чему-то большому и настоящему. Это прекрасно, это приятно! Это положительные эмоции, которые подпитывают позитивное отношение к предмету. Это особенно нужно на первых порах, пока фортепианная партия ещё слишком проста, и не создаёт художественной красоты.

10. Воспитывают темповую стабильность.

Использование фонограммы берёт на себя функцию музыкального метронома. Регулярное использование фонограмм в первые два три года обучения помогает сформировать и укрепить умение играть в едином темпе. Это не отменяет использование метронома, как такового. Но дети, прошедшие крепкое обучение с фонограммами впоследствии легче осваивают и игру с метрономом и в целом отличаются большей темповой стабильностью, чем те, кто не проходил этап использования фонограмм.

11. Ускоряют медленное мышление младшеклассников.

У ребенка формируется умение мыслить и играть в среднем и быстром темпе с первых шагов обучения. Ведь многие маленькие дети, хоть и чрезвычайно подвижны, но мыслят медленно, а поэтому и играть пытаются медленно. Непрерывность звучащего аккомпанемента как бы ускоряет мыслительный процесс ученика и держит его в тонусе до конца произведения. Обязательно добивайтесь этих темпов, хотя поначалу кажется, что ученик просто не сможет играть так быстро. Но практика доказывает, что при достаточной проработке, темпы хорошо подтягиваются, а вместе с ними развивается и опыт ребёнка. Таким образом, фонограммы существенно стимулируют развитие техники.

12. Дают пример правильного характера исполнения произведений.

На первых порах ученик не совсем понимает, что значит - играть эмоционально. Здесь его оркестровый ансамблевый партнер подсказывает ему характер исполнения, аттаки звука, темп, динамику и т. д. Возможно сам ученик и не сообразит этого, но если ему указать, вместе проанализировать, как здесь мягко звучат скрипки, как тянется у них звук, а в другом эпизоде прослушать отрывистое, бодрое пиццикато, то ребёнку будет на что опираться, и к тому же сам процесс анализа развивает его музыкантский опыт.

13. Увеличивают количество домашних повторений.

Если есть фонограмма, то ученик повторит пьесу дома большее количество раз. Во-первых, он понимает, к чему стремиться (см. 1, 2 пункт). А во-вторых, ему захочется сыграть маме, папе, соседке, друзьям и так далее - пусть послушают, как красиво получается! Я призываю учеников делать домашние концерты, приглашать на них друзей, обязательно играть для всех гостей, которые приходят в их дом. Фонограммы способствуют этому, ведь зрителям так нравится подобное исполнение!

14. Делают ярче и интересней концертные выступления младшеклассников.

Сами концерты младшеклассников проходят более интересно, красочно и воодушевлённо. Дети получают больше эмоциональной отдачи от зрительного зала, больше похвалы и восхищения своих близких – это тоже очень мотивирует. После каждого концерта у ребят ощущается мотивационный всплеск.

15. Включают ученика в процесс самостоятельного выбора интересующих его пьес.

Фонограммы нравятся детям, вызывают интерес. Многие ребятишки просто дома включают их и слушают, у них появляются любимые фонограммы, и потом они просят включить какие-то пьесы в программу. Такой самостоятельный посыл благоприятно влияет на дальнейший процесс работы над произведением. Задавайте ребятишкам послушать фонограммы. Загружайте им на флешку сразу много фонограмм, втягивайте их в активный процесс принятия решений и выбора пьес.

16. Стимулируют внимание родителей и их интерес к игре ребёнка на музыкальном инструменте.

Фонограммы нравятся родителям. Я знаю, что некоторые из них вечером после работы усаживаются в кресло, включают любимые фонограммы и просят ребёнка поиграть в очередной раз, что тоже увеличивает количество домашних повторений.

17. Стимулируют интерес ребёнка к музицированию.

Да и просто, играть с фонограммами интересно. А то, что интересно, делается с большим желанием и в большем количестве.

При правильном профессиональном подходе игра с фонограммами качественно решает серьёзнейшие исполнительские задачи начального этапа (1 – 3 класс). Не игнорируйте этот метод, не считайте его легковесным и новомодным!


Привлекают преподавателей и учащихся дистанционные конкурсы. Возможно, отношение к ним у кого-то неоднозначное. Лично я считаю, что это новшество XXI века непременно нужно использовать современному преподавателю.

Во–первых, уровень их достаточно высок. Об этом можно судить по представленным видеозаписям выступлений учащихся на видеохостингах. Кроме того, учащийся, увидев своё выступление в Интернет, несомненно, получает мощную мотивацию к обучению. Проектные, исследовательские, реферативные, методические и дидактические работы преподавателей и учащихся, как и сольные исполнения, являются открытыми для просмотра практически на всех сайтах, организующих эти конкурсы. Познакомившись со многими работами, смело могу утверждать, в подобных конкурсах принимают участие высокопрофессиональные педагоги.

Во-вторых конкурсная деятельность – это ещё один стимул и мотивация как для учащихся, так и для преподавателей.

В-третьих, зачастую бывает отсутствие возможности вывезти детей на очный конкурс. Причины могут быть самыми различными, от невозможности внести организационный взнос, а это на сегодняшний день порядка 2000 рублей, до проблем по перевозке детей. 

Моё твёрдое убеждение, что нельзя в современной школе обойтись без технологий, сберегающих здоровье.  Главное для меня, как и для всех преподавателей,  – создать благоприятные условия обучения ребенка в школе. Это:

  • отсутствие стресса у обучающихся;

  • адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания;

  • рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,  индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями);

  • с соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка;

  • необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим.

Среди их большого разнообразия чаще я обращаю внимание на следующие:

  • Обстановка и гигиенические условия в классе – температура и свежесть воздуха, освещение класса;

  • количество видов учебной деятельности – работа за инструментом,  слушание, рассказ, ответы на вопросы,  просмотр, прослушивание и т. д.;

  • место и длительность применения ТСО;

  • поза учащегося, чередование позы – правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы;

  • наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления – физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз и т.д.;

  • эмоциональные разрядки на уроке – шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие.

Психологический комфорт ученика на уроке – важное условие для сохранения здоровья ученика: доброжелательный тон, физкультминутка и паузы (на уроке мы используем игру в мяч, прохлопывание ритмических рисунков), снятие напряжения (возможность откинуться на спинку стула, когда учитель просто беседует с учеником и настроиться на исполнение, когда начинается работа над произведением).

Благоприятный психологический климат на уроке заряжает ученика позитивными эмоциями, создаёт атмосферу творчества и занятиях. Оценки выставлять с учётом индивидуальных способностей. Объём максимально допустимой учебной нагрузки учащегося должен соответствовать нормам. Удобное расписание ещё одна важная составляющая, т.к. предупреждает переутомление. На уроке надо всегда найти возможность поощрить ученика за прилежание, отметить улучшения и недоработки в домашних детей расписание составляем таким образом. Чтобы ребёнок мог отдохнуть после школы и прийти на урок.

  Педагоги в ДМШ следят за соблюдением режима школьных занятий: урок строят с учётом работоспособности детей, чередуя различные виды деятельности (чередуют словесный, наглядный вид учебной деятельности, повторение уже выученных пьес, разбор новых, подбор знакомых мелодий, игра в ансамбле, самостоятельная работа), выполняют гигиенические требования, т.к. утомляемость ребёнка во многом зависит от соблюдения этих условий.

Таким образом,  здоровьесберегающие технологии – это совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания и развития задачами здоровьесбережения. Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить ребёнку высокий уровень реального здоровья, воспитав у него культуру здоровья. Учить так, чтоб не нанести вреда здоровью ребёнка.

Задача-минимум отвечает главному принципу медицины и педагогики: «Не навреди» и заключается в обеспечении таких условий обучения, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащегося. 

К числу приоритетных на сегодняшний день педагогических технологий, развивающих личность, формирующих творческое мышление, относится метод проектов, который позволяет по-новому организовать традиционный процесс обучения, взаимоотношения между преподавателем и учеником, создать условия для их сотрудничества. Опыт ведения проектной деятельности в нашей школе показывает эффективность данного метода и открывает хорошие перспективы для его внедрения в образовательный процесс. 

Главной целью педагогического проектирования в нашей школе искусств является поиск новых форм творческой самоактуализации и самореализации учащихся и педагогов ДШИ. Почему мы поставили эту цель? Контингент включает учащихся с самым разным уровнем музыкальных способностей, в такой образовательной ситуации традиционные для музыкальных школ и школ искусств концерты  и конкурсы позволяют выйти на престижные концертные площадки лишь небольшой части одаренных учащихся. Так, по результатам мониторинговых исследований, проводимых в нашей школе, за последние 3 года число солистов – призеров исполнительских конкурсов составило от 10 до 12% от общего количества учащихся, а число участников конкурсов в составе детских творческих коллективов не превысило цифру 32%. Концертное  пространство для других учащихся имеет потенциальную опасность ограничиться учебным классом. Поэтому поиск новых форм творческой самореализации учащихся с разным уровнем музыкальной одаренности ДШИ стал главной целью педагогических проектов школы. Монопредметные индивидуальные проекты могут непосредственно внедряться в процесс урочной деятельности и не требуют от преподавателя особых временных затрат.

Проект конкурса «Юный виртуоз» направлен на создание условий для начальной конкурсной и концертной деятельности младшего школьного возраста; формирование навыков публичной исполнительской деятельности юных музыкантов; выявление одаренных детей на самых ранних этапах обучения; расширение педагогического репертуара для юных пианистов; повышение качества работы с учащимися; привлечение к участию в конкурсных выступлениях возможно большего числа детей для повышения интереса к музыкальному исполнительству.  

Творческий проект, посвященный Дню пианиста задуман был  с целью предоставления возможности концертного выступления любому желающему учащемуся, не зависимо от его профессиональных успехов и уровня исполнительского развития. Все проекты школы искусств – творческие и музыкальные априори.

Условно, в зависимости от целей и задач, можно выделить:

  • собственно творческие,

  • образовательные (педагогические), методические,

  • социо-культурные и социально-педагогические, патриотической направленности.

Образовательные проекты преследуют различные  педагогические цели. В нашей школе они связаны, прежде всего, с методической работой учреждения и носят интегрированный характер. Интеграция на уровне школы подразумевает объединение усилий педагогов одного отделения, работающих в разных структурных подразделениях школы, и объединение педагогов разных отделений школы по видам искусства. В нашей школе уже не первый год осуществляется проект «Методическая копилка», проводятся общешкольные педагогические конференции с целью обмена практическим и методическим опытом работы педагогов ДШИ. Тематика конференций выбирается на методических объединениях и разрабатывается в течение учебного года. Конференции предполагают как методическую, так и практическую часть, включая в себя методические доклады, сообщения, открытые уроки. Проведенные таким образом конференции способствовали

  • выявлению творческого и профессионального потенциала преподавателей ДШИ,

  • выявление положительного опыта работы, применения современных технологий и методик в художественном образовании; 

  • обмен практическим и методическим опытом, 

  • выявление факторов, оказывающих стимулирующее действие на процесс формирования и развития системы использования современных технологий, методик в художественном образовании;

  • создание среды творческого профессионального общения;

  •  содействие творческому профессиональному развитию педагогов;

  • аккумуляция практического и методического опыта педагогов по применению инновационных технологий в художественном образовании.

  В группу образовательных проектов входят просветительские проекты, расширяющие знания учащихся в определенной области музыки, которые проводятся в форме классных часов.

 Социо-культурные и социально-педагогические – проекты, адресованные определенной категории слушателей, воспитывающие, как правило, социально-значимые ценности. Цель таких проектов – формирование культурного пространства для духовно-нравственного, гражданско-патриотического и художественно-эстетического воспитания детей, привлечение внимания детей и взрослых к социальным темам, создание условий для формирования у учащихся социальной активности, гражданской позиции, воспитания чувства патриотизма. 

Творческие проекты – это проекты, которые знакомят учащихся с разными направлениями в музыке, стилями, жанрами, композиторами и отдельными произведениями. Это большие проекты, включающие комплекс мероприятий: проведение конкурсов детского и юношеского творчества, выставок работ воспитанников отделения изобразительного искусства, концерты и лекции на разных площадках. 

  В результате такой деятельности создаются условия для реализации творческих, исполнительских, организационных способностей и учащихся, и педагогов. Преподаватели школы могут реализовать себя не только как организаторы образовательного процесса, но и как  разработчики, руководители проекта, «генераторы» идей, организаторы мероприятий, авторы сценария и ведущие, исполнители, аранжировщики, актеры и т.д.

Проектная работа стала катализатором творческой активности педагогов ДШИ и, в какой-то степени, способствовала преодолению синдрома «эмоционального выгорания» в процессе профессиональной деятельности. Следует отметить, что кроме знаний и умений, наши музыканты получают заряд позитивных эмоций, яркие впечатления от классических и современных произведений. Таким образом, создается единение рационального мышления  и эмоционального восприятия, что очень важно как для подготовки к экзамену, классному или общешкольному концерту, так и к серьёзным региональным, всероссийским и международным конкурсам. 

Подводя итог выше сказанному, следует еще раз подчеркнуть, что инновационная деятельность преподавателя в детской школе искусств является неотъемлемой частью деятельности школы в условиях реализации общих целей и задач создания условий художественного образования и эстетического воспитания учащихся, приобретения ими опыта творческой деятельности, личностного развития, профессионального самоопределения. 

  Умелая организация действий учащихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения мотивации к творчеству. Заглянуть во внутренний мир каждого ученика и раскрыть его творческую индивидуальность – задача преподавателей ДШИ, решить  которую помогают современные образовательные технологии. И если к  безграничным возможностям Интернета, к исследовательской работе учащихся, добавить собственный искренний интерес, сделать учеников своими творческими партнерами, учиться вместе с детьми, а иногда и у них, быть энтузиастом, тогда наша работа, дорогие коллеги, будет всегда успешной.

 





























Используемая литература:

  1. Белый В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения /В.И. Белый // Школьные технологии.- 2010.-№2.-С.105-153

  2. Рачевский Е.Л. информационные технологии в образовании: Школа будущего /Е.Л. Рачевский // Директор школы.- 2010.-№1.-С.55-58

  3. Новикова, А.М. Методология игровой деятельности /А.М. Новикова // Школьные технологии.- 2009.-№6.-С.77-89

  4. Рево В. Паспорт здоровья как инструмент здоровьесберегающей технологии /В. Рево // Народное образование.- 2008.-№8.-С.193-195

  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат . — М.: Издательский центр «Академия», 1999—2005.

  6. Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

  7. Боровкова Н. Д. Общие рекомендации по проведению урока специальности в музыкальной школе (в помощь начинающему педагогу) / Н. Д. Боровкова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб. : Реноме, 2012. – С. 245–248.

  8. Интернет – ресурсы: https://vk.com/fortepiano_metodika_notes