Современные технологии на уроках русского языка с детьми, имеющими особые образовательные потребности
Завалишина Ольга Викторовна учитель русского языка и литературы,
КОУ ВО «Елань - Коленовский ЦППМСП»
с. Елань-Колено
zavalishina.69@mail.ru
(СЛАЙД) Чтобы дети, сидя в классах учились и осваивали знания и умения, надо правильно организовать учебную деятельность.
В.В. Давыдов
«Учитель – ученик - интерес к изучению предмета» - идеальная формула для успешной учебной деятельности. Развитию познавательного интереса способствует разнообразие форм и методов работы на уроке, рациональное использование системы технических средств и наглядных пособий. Неравнодушный учитель стремится создать наилучшие условия обучения, выбирать для работы такие методы, которые позволили бы каждому ребёнку проявить свою активность.
В настоящее время обучение детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Значимость данной проблемы обусловлена увеличением численности детей с ОВЗ. Одной из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы, являются дети с задержкой умственного и психо-речевого развития. С такими детьми и работает наш «Елань-Коленовский центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи». ( СЛАЙД)
Прoрабoтав в кoррекционной шкoле больше 20 лет, изучив огромное количество методик, набрав немалый педагогический опыт нельзя было не заметить, что педагогика не стоит на месте. Перед каждым нашим педагогом лежит широкая дорога возможностей в выборе и использовании разнообразных методов, форм и средств обучения и воспитания учащихся с ОВЗ. Учителя и воспитатели стараются найти самые эффективные пути для усовершенствования учебного процесса, для обеспечения обучающихся таким запасом знаний и умений, который станет незаменимым при подготовке их к жизни в современных условиях. И применение в нашей работе современных педагогических технологий - это один из возможных способов для повышения эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса.
В работе с детьми, которые имеют ограниченные возможности здоровья, применение особых коррекционно-развивающих педагогических технологий позволяет добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. А продуманное сочетание педагогами традиционных и инновационных технологий позволяет развиваться у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации .
(СЛАЙД) В каждом классе у нас обучаются дети, у которых имеется одно или несколько отклонений в развитии, связанных с нарушением нервной системы, с дефектами и нарушением в развитии речи, индивидуальными особенностями психической мыслительной деятельности - и у всех наблюдается возникновение трудностей в изучении и усвоении программного материала. Это существенно осложняет и совместную учебную деятельность детей, и подготовку педагога к уроку в таком классе.
Создание новизны на уроке, как показывает личный опыт работы, способствует поддержанию и развитию интереса в области содержания материала и в применяемых методах. Замечено, что наиболее перспективной и эффективной педагогической технологией обучения остается личностно-ориентированное обучение учащихся. Оно направлено на организацию образовательно-воспитательного процесса, учитывает индивидуальные особенности, возможности и способности детей. Применение данной технологии позволяет нам формировать социально-активные черты учащихся, развивает чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор. Технология дифференцированного обучения реализует это, так как индивидуальный, дифференцированный подход в обучении учитывает все особенности учащихся.
Ярким примером личностно-ориентированного обучения являются уроки в 5 классе. По педагогической дифференциации учащихся коррекционной школы (по предложению Воронковой В.В.) «по возможностям обучения на уроках русского языка учащихся относят к I, II, III группам». Наш 5 класс можно было бы условно разделить на 5 групп. Особую трудность при подготовке к дифференцированной работе представляют дети со стойкой пониженной успеваемостью (Рябцева Д.,Тищенко Д., Воропаев С.). На этом этапе главная задача педагога - развитие умственных способностей. Происходит постепенное обучение сравниванию явлений, нахождению черт общего, различного. В работе с данными детьми применяются инструкции-алгоритмы, рисунки-схемы и образцы рассуждений. Красной нитью через всю работу проходит работа по развитию речи. Словарный запас у детей с ОВЗ беден, они путают буквы по оптическому и кинетическому сходству, чтение и понимание прочитанного дается с большим трудом, конструкции простых предложений очень примитивны.
Практически на каждом уроке русского языка регулярно используются упражнения в связных высказываниях (по опорным словам, по данному плану, схеме, опорным картинкам). При объяснении нового материала обучающимся с ОВЗ важно учитывать особенности их памяти. Для того, чтобы материал лучше усваивался необходимо постоянно возвращаться к уже изученному, доводя все правила практически до автоматизма. Работа с такими детьми требует от педагогов терпения и тактичности, так как успехов такие дети добиваются очень медленно.
Учитель видит и знает каждого ученика и таким образом имеет возможность логичного перехода от дифференциации к индивидуализации в работе с учащимися. Некоторым учащимся предлагается выполнить небольшие индивидуальные задания на карточках, поработать над теми ошибками, которые они допустили в контрольных, классных или домашних работах. Это эффективный прием сотрудничества учителя и ученика. Новый теоретический материал лучше не давать в готовом виде (когда это возможно). А наличие теоретических задач делает обучение проблемным.
(СЛАЙД) Большое значение здесь отводится организации и проведению самостоятельной работы учащихся по извлечению необходимой теоретической информации. Например: в 6 классе при изучении темы «Склонение имен существительных во множественном числе» выполняем упражнение с заданием: поставить вопросы к выделенным существительным. Дальше необходимо определить число и падеж существительных, с которыми работали, обозначить окончание. Делаем вывод и составляем схему – правило (У сущ. мн.ч. в Д.п. пишется окончание -ам. –ям. ) затем подбираем примеры самостоятельно. В итоге вывод сделали сами ученики и правило выучили на уроке.
Таким образом, возрастает роль самого ученика, возникает возможность сотрудничества учителя и ученика при выполнении заданий творческого характера.
Не снижая активности обучающихся, постепенно увеличиваем объем работы тем, кто имеет более высокий уровень подготовки, этим содействуя развитию познавательных способностей.
Например: учащимся II группы диктуется полностью весь диктант, учащимся II группы (c фонематическим или полиморфным нарушениями речи) диктант дается на карточке для списывания с пропущенными буквами, III группе дается полный текст на карточке для списывания. Грамматические задания также дифференцируются по степени сложности.
(СЛАЙД) При изучении темы «Изменение существительных по падежам» даем дифференцированное задание:
1 группа – запишите существительные, подобрав подходящие по смыслу, поставив их в нужном падеже /убирали (за кем?)…,ругали (кого?)…./
2 группа- впишите существительные в нужном падеже / убирали (за кем?) …(за котенок),ругали(кого?)… (котенок)/
3 группа –допишите окончания существительных /убирали (за кем?) за котенк…, ругали (кого?) котенк…/ и т.д.
(СЛАЙД) Таким образом, можно сделать вывод, что дифференцированный подход к обучению даёт положительные результаты, а именно:
уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы;
решается проблема неуспеваемости, потому что каждый ребенок учится так, как может, в классе улучшается психологический климат.
(СЛАЙД) Используя дифференцированный подход в обучении, можно заметить динамику развития учащихся по следующим показателям:
повышается интерес к учению;
происходит поиск познавательной деятельности;
развивается общение друг с другом.
При применении элементов разноуровневой технологии в учебной деятельности замечено, что учащиеся проявляют больше инициативы в изучении предмета; старательно преодолевают трудности, учатся видеть проблемные ситуации и находят способы их разрешения. Работая в парах, группах, учащиеся учатся помогать друг другу, поддерживать, разъяснять, производить самопроверку, взаимопроверку.
Постепенно уходит в прошлое практика, когда учитель работал фронтально с целым классом. В своей работе чаще стараемся организовывать индивидуальные и групповые формы работы с детьми, осуществлять дифференцированный подход, учитывать возрастные особенности детей и особенности их психического и физического здоровья, развивать познавательную и творческую активность через введение в свою деятельность инновационных педагогических технологий.
И в заключение хочется сказать, что все новое – это хорошо забытое старое.
Список литературы:
1. Демкин В. П., Можаева Г. В. Учебно-методическое обеспечение образовательных программ на основе информационных технологий// Открытое и дистанционное образование.2003.№ 2(10).с.5-8.
3. Развитие творческих способностей и личности учащихся/ Русский язык в школе. – 2001.-№ 6.с.21-25.
4. Архипова Е. В. О методе моделирования и возможности применения тестовых заданий при обучении орфографии. Русский язык в школе 2003 № 2 с.13-17.
9. Никишина И. В. Педагогические инновационные технологии. « Учитель». Волгоград, 2006