СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«СОВРЕМЕННЫЙ ТЕРЕМОК» урок бережливости от лесных жителей (внеклассное мероприятие по энергосбережению)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие предназначено для организации внеурочной работы по воспитанию культуры энергосбережения у младших школьников . Внеклассное мероприятие учитывает познавательные интересы младших школьников и ориентированно на развитие интереса к практическому применению полученных знаний. Урок проводится в игровой форме, что делает его более привлекательным для учащихся начальной школы. В процессе проведения у учащихся формируется активная жизненная позиции и осознанное отношение к проблеме энергосбережения, развитие умений, воспитание чувства коллективизма и умения работать в группах.предназначено для организации внеурочной работы по воспитанию культуры энергосбережения у младших школьников . 

Цели: создать условия для формирования у школьников потребностей разумной экономии и бережливости, рационального использования энергетических ресурсов, социально-активной позиции в отношении нерационального потребления энергетических ресурсов, изучение элементарных правил энергосбережения и их практического применения.,  мотивация детей к практической деятельности по уменьшению своего углеродного следа, энергосбережению в школе и дома, на примере опытов рассмотреть теплопроводность различных материалов, получить энергию, устранить течь воды

Просмотр содержимого документа
««СОВРЕМЕННЫЙ ТЕРЕМОК» урок бережливости от лесных жителей (внеклассное мероприятие по энергосбережению)»


«СОВРЕМЕННЫЙ ТЕРЕМОК»

урок бережливости от лесных жителей

(внеклассное мероприятие по энергосбережению)


Данное мероприятие предназначено для организации внеурочной работы по воспитанию культуры энергосбережения у младших школьников . Внеклассное мероприятие учитывает познавательные интересы младших школьников и ориентированно на развитие интереса к практическому применению полученных знаний. Урок проводится в игровой форме, что делает его более привлекательным для учащихся начальной школы. В процессе проведения у учащихся формируется активная жизненная позиции и осознанное отношение к проблеме энергосбережения, развитие умений, воспитание чувства коллективизма и умения работать в группах.

Цели: создание условий для формирования у школьников потребностей разумной экономии и бережливости, рационального использования энергетических ресурсов, социально-активной позиции в отношении нерационального потребления энергетических ресурсов, изучение элементарных правил энергосбережения и их практического применения.,  мотивация детей к практической деятельности по уменьшению своего углеродного следа, энергосбережению в школе и дома, на примере опытов рассмотреть теплопроводность различных материалов, получить энергию, устранить течь воды.

Задачи:

1. Познакомить школьников с проблемой сохранения природных ресурсов Земли( электричество, тепло, вода и т.д.)

2. Познакомить учащихся с понятием углеродный след и способами его  уменьшения .

3. Повысить информированность по проблеме ограниченности природных ресурсов

4. Воспитывать бережное отношение к энергоресурсам.

5. Стимулировать интерес детей к творческой и исследовательской деятельности.

6. Сформулировать правила энергосбережения ресурсов дома и в школе

Вид  мероприятия: – игра-практикум

По типу организации – практическое и игровое

Тип деятельности учащихся – практическая и познавательная.

Проблема - отсутствие внимания у обучающихся к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды. 

Действующие лица: Ведущий, лесные жители: мышка, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь, учащиеся начальной школы

Ожидаемые результаты

1. Будет способствовать воспитанию экологического сознания у детей.  Привлечет внимание учащихся к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды.

2. Коллективная работа и живое общение создадут условия для формирования коммуникативной и познавательной компетенции учащихся.

3. После мероприятия у учащихся должна возникнуть мотивация для сбережения ресурсов и энергии.

Содержание мероприятия:

Урок по энергосбережению состоит из сюжетных блоков с включением интеллектуальных, дидактических ,практических и творческих игровых заданий.

Ведущий 1:

ЯРКО СОЛНЫШКО СВЕТИЛО, но когда ушло оно

Сразу стало нам уныло, очень мрачно и темно

Только я не унываю – и скорее свет включаю.

В вазе солнышко живет, ваза свет чудесный льет!

Можно вечером играть и читать, и рисовать….

Вот оно, магическое солнце электрическое!


Здравствуйте, ребята! Велика и прекрасна земля. Радуют глаз наши реки, леса, поля. Кажется, что всё это будет вечно. Но, как и всё живое земля требует бережного отношения. А её ресурсы: вода, нефть, газ, древесина, уголь не безграничны и нуждаются в разумном использовании. Иначе вместо прекрасной земли с садами, реками нас будет окружать пустыня.

Сейчас мы совершим с вами путешествие в сказку и поможем главным героям- лесным жителям , обрести новый, современный дом.

- Вы узнали, ребята, из какой сказки наши герои?

Чтобы попасть в Теремок нам придется постараться ответить на его вопросы, так как Теремок оказался очень, очень бережливым.

Но, сначала, ребята, вспомним стихотворение, которое звучало в начале урока. Что тако «магическое солнце электрическое»? (энергия)

Ведущий 2: Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. Она необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить. Она повсюду: в солнце, в воде, воздухе, лесах, полезных ископаемых, есть она даже в человеке. Энергия дает нам связь, тепло, свет. И с каждым годом человек потребляет все больше и больше энергии. Мы потребляем энергию каждый день - включаем воду, чтобы умыться, зажигаем свет, заряжаем мобильный телефон, за счет энергии поступает тепло в наши дома и квартиры. Без электроэнергии не могут работать большинство так необходимых нам бытовых приборов.

Давайте представим, что ваш дом остался без энергии, которую он получает в виде газа, электричества и горячей воды. Что мы будем делать? (Ответы детей)

Мы уже привыкли жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов, запасы полезных ископаемых не безграничны, и когда-нибудь они могут закончиться! Это очень серьезная проблема. Но практически из любой проблемы можно найти выход.

Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут нам сохранить природные ресурсы.

1. ЗАЙКА

Я стою среди травы,

Уши больше головы…..

-Сейчас многие электрические приборы замещают разные предметы быта и облегчают нам жизнь. Ребята, давайте, поиграем в интересную игру.

Игра : Было-стало («Что заменит электроприбор?»)

Дети сидят за столом, на котором разложены картинки с изображением старинных и современных предметов. Их много , все они разные, но среди них есть две одинаковой функциональности (старинный и современный предмет).

Старинные предметы - Современные электроприборы

Утюг - Электроутюг

Метла - Пылесос

Сковорода - Блинница

Самовар - Электрочайник

Ступка - Кофемолка

Бигуди - Плойка

Печь - Микроволновая печь

Свеча - Лампочка

Ведущий просит кого-либо из ребят найти и назвать парные картинки и показать их всем играющим.

Вопрос после игры:

1)Усложнится ли тогда жизнь человека.

2) Стало ли человеку легче трудиться с современными приборами?

Вывод, какой можно сделать?

Примечание: можно провести игру с мячом

2. ЛЯГУШКА

Зелена я как трава

Моя песенка – ква-ква ….

Игра-ситуация «Правильные и ответственные поступки»


Ведущий выдаёт участникам игры карточки с различными ситуациями. Необходимо определить, какие правила энергосбережения нарушены в каждом случае, и обьяснить правильного поведения в каждой ситуации. 

Ситуация №1

Пятиклассник Витя не выключает воду, когда чистит зубы. Он считает, что расход воды при этом небольшой. Прав ли Витя?

Нет. Виктор неправ. 10 литров воды  мы тратим на то, чтобы почистить зубы, при условии, что мы не выключаем воду и укладываемся в 1,5 минуты. При использовании стакана с водой во время чистки зубов тратится всего 300 миллилитров. Так за год можно сэкономить около 3,5 тысячи литров воды.

Ситуация №2

Таня и Аня  всегда принимают ванну, они считают, что так расходуют воды меньше, чем если бы принимали душ. Правы ли девочки? Нет, девочки ошибаются.  Согласно исследованиям, средний объем ванны составляет около 150-200 литров воды. Средний же фактический расход воды в душе составляет 25-35 литров за процедуру (из расчёта 7-11 л/мин).

Ситуация №3

 В семье Синицыных никогда  не выключают из розетки телевизор, компьютер, ноутбук, игровую приставку. Электроприборы всегда находятся в режиме ожидания. Родители считают, что в данном режиме электроэнергия не используется. Правы ли они? Нет, не правы. Суммарное потребление электроприборов в режиме ожидания может составлять от 2% до 5% от общего потребления электроэнергии в квартире или в частном доме. В отдельных случаях до 10%. 

Ситуация №4

Чтобы сохранить больше тепла в своей комнате, пятиклассник Вова накрывает батарею одеялом. Он считает, что так батарея производят больше тепла. Прав ли мальчик? Нет, Вова ошибается.  Одеяло будет забирать тепло, из-за чего температура в комнате понизится.

3. МЫШКА

Живу я в норке, грызу я корки.

Короткие ножки и боюсь я кошки….

«Школа ремонта»

1 группа- «Сантехники» -«Устрани протечку»(понадобятся бутылки с водой, изолента , гаечные ключи, пробки с резьбой)









2 группа- «Электрики»

Бывает, что оказываешься в сложной жизненной ситуации, когда срочно нужен источник энергии.

или

















ФОНАРИК ИЗ ЛИМОНА И КАНЦЕЛЯРСКОЙ СКРЕПКИ!!!!

Нам понадобятся: тщательно вымытый и насухо вытертый лимон (кислое яблоко), два кусочка медной изолированной проволоки толщиной 0,2 — 0,5 мм и длиной 10 см (медная монета, любая медная пластина), стальная канцелярская скрепка, оцинкованные гвозди, алюминиевая фольга) и электролампочка на 3,5 вольта (от карманного фонарика) , светодиод или прибор Вольтетр, два проводка для подключения к «батарейке».

1.Зачистите противоположные концы обеих проволок на расстоянии 2-3 см.

2. Сожмите лимон, не повреждая его кожуру. Вы можете покатать лимон по столу, слегка надавливая на него. При сжатии из лимона выделяется сок, необходимый для работы батарейки.

3. Сделайте небольшой надрез в кожуре лимона посередине. Надрез должен быть достаточно большим, чтобы в него можно было вставить медную пластину примерно наполовину

4. Вставьте пластину и гвоздь в лимон.  Скрепка или гвоздь нужно воткнуть в лимон примерно в 2 сантиметрах от пластины. Эти предметы будут служить положительным и отрицательным полюсами вашей батарейки.

5. Прикрепите зажимы вольтметра к скрепке и пластине.  Вы должны увидеть небольшое увеличение напряжения на вольтметре.

Если нет вольметра: вставьте в лимон скрепку и прикрутите к ней один из концов проволоки. На расстоянии 1,5 — 2 см от скрепки воткните конец второй проволоки.

Теперь, если приложить два свободных конца проволок к контактам лампочки, она загорится. Если лампочка не светится, возьмите несколько лимонов и соедините их вместе.

3. группа : Строители

Проведение опыта «Электропроводность различных материалов»

В одну большую ёмкость поместим ложки из различного материала (пластик, металл, керамика, дерево) и добавим горячей воды. Немного подождём. Давайте попробуем вынуть ложки и проверим, нагрелись ли они. 

-Какой ввод можно сделать по итогам нашего эксперимента, какие из них обладают хорошей, а какие плохой теплопроводностью?

Вывод: дерево обладает плохой теплопроводностью, пластик имеет плохую теплопроводность, металлы хорошо проводят тепло, т. е. имеют большую теплопроводность, керамика обладает низкой степенью проводимости и сохраняет больше тепловой энергии, чем металлическая. Поэтому, дома лучше всего строить из дерева, потому что дерево не пропускает тепло и оно сохраняется в доме, а металлические батареи быстро нагреваются и отдают тепло нашим домам.

Ведущий: Какие, ребята молодцы, отремонтировали кран и воду сберегли, сами смогли получить энергию.


4. ВОЛК

Дружбу я вожу с лисой

Зверь сердитый я и злой

Я зубами щелк да щелк

Ведь я серый, страшный…


Игра «НЕЛЬЗЯ, НАДО» ( физкульминутка)

Дидактические задачи:

- закреплять знания детей о способах экономии и бережливости путём обсуждения ситуаций;

- развивать устойчивое внимание способом выбора правильных суждений и сопровождения соответствующих движений;

- развивать речевую активность посредством доказательства каждой ситуации.


Сейчас я буду вам о чём-то рассказывать. В моём рассказе вы должны заметить то, что делать нельзя или можно. Если так делать нельзя, вы топаете ногами, если нужно – хлопаете в ладоши. Кто-нибудь из вас объяснит всем подробнее свой выбор.

1. Нужно включать и трогать электроприборы мокрыми руками.

2. Можно играть с включенными электроприборами.

3. Нужно, уходя, выключать электроприборы.

4. Можно садиться близко к включенному телевизору.

5. Марина с сестрёнкой Леной смотрели по телевизору клуб «Дисней». Когда закончились мультфильмы, девочки затеяли игру со своими любимыми куклами. Пусть телевизор работает дальше, он же им не мешает играть.

6. На день рождения к Андрею пришли друзья. Старшая сестра время от времени заходила на кухню, где всё время горел свет, чтобы взять очередное угощение. Пусть горит свет всегда в кухне, нужно включить ещё и на коридоре.

4) ЛИСА

Хитрая плутовка, рыжая головка

Хвост пушистый – красота

А зовут меня……. 


Игра «Экология и мы . Учимся сортировать мусор» ( с применением настольных игр)

Практическое использование данной  настольных  игр позволит сформировать у дошкольников представления о способах решения экологических проблем, познакомить с понятиями «вторичная переработка», «сортировка мусора», способствует формированию экологической культуры.

-Друзья, скажите, у вас дома все выбрасывают мусор в помойку или кто-то скидывает его сразу на улицу? Такой вопрос вызывает интерес у детей. Когда получите положительные ответы, что все выбрасЗнаете ли вы дальнейшую судьбу собранных отходов? Куда, повашему мнению, могут увезти мусор? В больших городах, да и у нас в городе можно встретить контейнеры для раздельного сбора мусора. Давайте посморим , насколько вы разбираетесь в этом вопросе


Правила игры «Экология и мы»

Определить материал, из которого сделаны предметы, и разложить карточки в нужные контейнеры.  Дается определенное время, После проверяются результаты по списку классификации отходов. Команда, которая правильно распределила наибольшее количество карточек, побеждает.




6.МЕДВЕДЬ

Брожу летом без дорог

Между сосен и берез

А зимой я сплю в берлоге

От мороза прячу нос. ….

«Творческая»

Углеродный след — это количество углекислого газа и других углеродных частиц, поступающих в атмосферу из-за использования человеком продуктов природного топлива. Углекислый газ и схожие вещества называют парниковыми газами, и эти газы приводят к изменению климата и загрязнению окружающей среды. Может показаться, что уменьшить свой углеродный след крайне сложно, однако результат стоит усилий. Сокращение углеродного следа может помочь улучшить качество жизни всех обитателей планеты. 

На данном этапе для каждой команды выдается шаблоны. Учащимся предлагается создать макеты на тему «Мы за уменьшение углеродного следа!» с правилами энергосбережения ( ребята должны сформулировать правила , используя подсказки)

1 команда - свет , 2 команда – вода , 3команда - тепло


Подсказки: ВЫКЛЮЧАЙТЕ СВЕТ ,УТЕПЛЯЙТЕ ОКНА,МОЙТЕ ОКНА И ПЛАФОНЫ,ЗАКРЫВАЙТЕ КРАНЫ, ВЫКЛЮЧАЙТЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ ИЗ СЕТИ, ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИМИ ЛАМПАМИ, НЕ ОТАПЛИВАТЬСЯ ГАЗОМ , КОГДА ХОЛОДНО, ЧАЩЕ ХОДИТЕ ПЕШКОМ, ЧАЩЕ ЕЗДИТЕ НА ВЕЛОСИПЕДЕ, ОТКЛЮЧАЙТЕ ЗАРЯДНЫЕ УСТРОЙСТВА ИЗ СЕТИ, ЗАКРЫВАЙТЕ КРАН, КОГДА ЧИСТИТЕ ЗУБЫ, НЕ ЗАГОРАЖИВАЙТЕ РАДИАТОРЫ ОТОПЛЕНИЯ,НЕ ОТКРЫВАЙТЕ ХОЛОДИЛЬНИК НА ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ, НЕ ВКЛЮЧАЙТЕ ВОДУ ПОЛНОЙ СТРУЕЙ, НЕЛЬЗЯ СТАВИТЬ ХОЛОДИЛЬНИК И ПЛИТУ РЯДОМ

Ведущий: Спасибо всем присутствующим за активное участие, все мы в большей или в меньшей степени, но экономны и бережливы, а значит, и результат будет в решении непростых проблем современного мира.









Приложение

Игра «Было-стало»

«Творческая»

Подсказки

ВЫКЛЮЧАЙТЕ СВЕТ УТЕПЛЯЙТЕ ОКНА

МОЙТЕ ОКНА И ПЛАФОНЫ ЗАКРЫВАЙТЕ КРАНЫ

ВЫКЛЮЧАЙТЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ ИЗ СЕТИ

ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИМИ ЛАМПАМИ

НЕ ОТАПЛИВАТЬСЯ ГАЗОМ , КОГДА ХОЛОДНО


ЧАЩЕ ХОДИТЕ ПЕШКОМ ЧАЩЕ ЕЗДИТЕ НА ВЕЛОСИПЕДЕ


ОТКЛЮЧАЙТЕ ЗАРЯДНЫЕ УСТРОЙСТВА ИЗ СЕТИ


ЗАКРЫВАЙТЕ КРАН, КОГДА ЧИСТИТЕ ЗУБЫ

НЕ ЗАГОРАЖИВАЙТЕ РАДИАТОРЫ ОТОПЛЕНИЯ


НЕ ОТКРЫВАЙТЕ ХОЛОДИЛЬНИК НА ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ


НЕ ВКЛЮЧАЙТЕ ВОДУ ПОЛНОЙ СТРУЕЙ


НЕЛЬЗЯ СТАВИТЬ ХОЛОДИЛЬНИК И ПЛИТУ РЯДОМ