СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок информатики, применение веб-квестов на уроках

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современный урок информатики, применение веб-квестов на уроках»

«Современный урок информатики»


АННОТАЦИЯ

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в образовании. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Государственные образовательные стандарты требуют использования технологий деятельностного подхода в образовательном процессе. Следует отметить, что технологии web-квеста и дистанционного обучения особо актуальны на уроках в условиях современного информационного общества, где обучающиеся находят информацию путём поиска в сети Интернет, используют её и применяют в учебном процессе. Отмечается важность подготовительной работы и непосредственно проведения уроков в дистанционном формате, что актуально в условиях современной действительности

Цель: формирование знаний, умений и навыков обучающихся посредством технологий педагогических квестов и дистанционного обучения на уроках информатики и ИКТ.

Задачи:

  • изучить научно-методическую литературу по инновационным технологиям на уроках информатики и ИКТ;

  • определить особенности современного урока информатики ИКТ;

  • описать технологию веб-квеста как инновационную составляющую современного урока;

  • дать методические рекомендации по применению технологий веб-квеста и дистанционного обучения на уроках информатики;

  • разработать планы-конспекты уроков по информатике и ИКТ, включающие технологию веб-квеста и элементы дистанционного обучения.

В первом разделе проведен обзор литературы о роли инновационных технологий в современном образовательном процессе, их видах, и формах применения. Во втором разделе приведены примеры по использованию технологий дистанционного обучения и web-квестов на уроках информатики и ИКТ.

Технологии веб-квеста и дистанционного обучения пользуются огромной популярностью у современных школьников и способны не только расширить кругозор обучающихся, но и позволяют активно применять на практике свои знания и умения, а также прививают желание к учебе в целом.









СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………...5

Раздел 1. Инновационные технологии как основа современного урока………………..7

1.1. Инновационные технологии как важная составляющая современного урока……7

1.2. Технология веб-квест на уроках информатики……………………………………..9

1.3. Технологии дистанционного обучения…………………………………………….12

Раздел 2. Использование инновационных технологий на уроках информатики…….14

2.1. Методика применения квестов на уроке информатики. Этапы работы над веб-квестом……………………………………………………………………………………14

2.2. Пример реализации технологии веб-квеста на примере урока «Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов» в 6 классе…………………………15

2.3. Пример реализации технологии веб-квеста и дистанционного обучения на примере урока «Информационная культура. Социальные сети. Этические нормы информационной деятельности человека» в 11 классе………………………………...20

Выводы…………………………………………………………………………………...26

Список использованной литературы……………………………………………………29



ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время дистанционное обучение становится не только доступной, но и весьма привлекательной формой получения образования для все большей части граждан, поскольку позволяет людям получать необходимый им уровень общей и профессиональной подготовки в достаточно престижных образовательных учреждениях, не прекращая других видов своей деятельности. Дистанционное обучение открывает широкие возможности для образования и повышения квалификации. Развитие системы дистанционного образования представляет важную и актуальную социально-технологическую проблему, которая тесно связана с проблемой информатизации сферы образования.

Требование современного образования состоит не в том, чтобы дать обучающимся как можно больший объем знаний, а в том, чтобы научить их учиться самостоятельно, не только знать, но и уметь оперировать полученной информацией.

Благодаря использованию инновационных информационных компьютерных технологий у учителей появляются новые возможности в ведении своей дисциплины. Использование web-квестов, дистанционных образовательных технологий позволяет учащимся самостоятельно обдумать элементы урока и принять участие в их создании, что способствовало бы развитию интереса обучающихся к учебной дисциплине.

На сегодняшний день в образовательных учреждениях обучающиеся используют различные информационные технологии, чтобы упростить себе работу. Поэтому на уроках информатики использование компьютера и такой формы как web-квест способствует формированию у обучающихся новых образовательных компетенций, самообучению и саморазвитию, формированию личных качеств и творческого потенциала. Также web-квест предполагает и коллективную работу учащихся, когда они распределяются по ролям, а потом формируются команды, в которых присутствуют разные роли.

Методика квест-урока связана с инновационными направлениями образования, в которых информационно – коммуникативные технологии выступают в качестве научно-исследовательской основы урока, включающего в себя элементы творческой лаборатории.

Технология квест-урока может быть применена при работе над кратковременными проектами в пространстве одного урока и в работе над долговременными проектами, в которых, переходя с одного этапа на другой, обучающиеся реализуют поставленные цели и задачи в соответствии с выбранной темой.

Цель технологии квест-урока заключается в изменении привычных стереотипов организации урока. Благодаря использованию проектной технологии обучающиеся получают возможность самостоятельно выбирать и структурировать материал, анализировать полученную информацию, учатся самостоятельно принимать решения в выборе тем и ее представлении для обсуждения на уроке. В пространстве квест-урока обучающиеся постигают элементы научно-практической работы.

Цель выпускной работы: формирование знаний, умений и навыков обучающихся посредством технологий педагогических квестов и дистанционного обучения на уроках информатики и ИКТ.

Задачи работы:

  • изучить научно-методическую литературу по инновационным технологиям на уроках информатики и ИКТ;

  • определить особенности современного урока информатики ИКТ;

  • описать технологию веб-квеста как инновационную составляющую современного урока;

  • дать методические рекомендации по применению технологий веб-квеста и дистанционного обучения на уроках информатики;

  • разработать планы-конспекты уроков по информатике и ИКТ, включающие технологию веб-квеста и элементы дистанционного обучения.

Объектом исследования является процесс обучения информатике.

Предметом исследования является использование веб-квестов и дистанционных технологий на уроках информатики и ИКТ

Методы исследования: теоретический анализ методической литературы, подбор и составление заданий для уроков с применением технологии веб-квестов, обобщение.

РАЗДЕЛ 1. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО УРОКА 1.1. Инновационные технологии как важная составляющая современного урока

Что же такое сегодня «инновационное образование»? Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех участников процесса; отсюда главный тезис; инновационное образование – это развивающее и развивающееся образование.

Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

  1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.

  2. Современные методы обучения – активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.

  3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения [4].

Современная педагогика предлагает такие инновационные педагогические технологии как:

  1. Проектная работа.

  2. Игровые технологии.

  3. Дистанционное обучение.

  4. Интерактивные технологии.

  5. Технология web-квестов.

  6. Портфолио.

Проектная работа – это вид деятельности, который помогает развивать творческие способности обучающихся, формировать в них навыки работы в коллективе. Цель проектов – актуализировать и использовать на практике, расширять и углублять полученные знания. Эта инновация формирует и развивает комплексное мышление, умение анализировать, устанавливать связи и создавать новые идеи, видеть целостную картину мира.

Игровые технологии инновационное обучение в игре. Данные технологии выполняют несколько функций: развлекательную, терапевтическую, диагностическую, социальную. Во время игры обучающиеся занимаются свободной развивающей деятельностью, получая удовольствие и эффект не только от результата, но и от процесса. В образовательном процессе игра используется в качестве элемента более широкой технологии, части урока или внеклассной работы. Педагогическая игра имеет четко сформулированную цель, которая подаётся в форме игровой задачи, все участники игры подчиняются заранее подготовленным и озвученным правилам.

Следует отметить, что формирование познавательного интереса происходит при создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально-значимых проблем. Одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникационных компетенций является технология квестов.

Квест-технология (анг. «quest» – поиск) разработана профессором Университета Сан-Диего (США) Берни Доджем в 1995 году как способ организации поисковой деятельности в учебном процессе, при которой обучающимися используется информация из Интернет-ресурсов.

Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов ученика в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио нечто большее, чем просто папка ученических работ; это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в различных областях; поэтому, конечную цель учебного портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам учебной деятельности [7].


1.2. Технология веб-квест на уроках информатики

Остановимся подробнее на понятии квеста и особенностях его применения на уроках информатики.

Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в классе, так и в городе, на природе, в сети Интернет, то есть практически в любом окружении.

Квест – это совершенно новая форма как обучающих, так и развлекательных программ, которая позволяет ребятам полностью погрузиться в происходящее, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. Живые квесты несут в себе элемент соревновательности, они способствуют развитию аналитических способностей. Погружение в атмосферу игры было бы неполным без неожиданных встреч, например, с таинственными обитателями старинных крепостей или заброшенных фортов. Обучающиеся могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения, все зависит лишь от фантазии и изобретательности участвующих детей. С использованием квестов есть возможность отвлечься от классно – урочной системы сидения за партами, расширить рамки образовательного пространства [5].

Можно выделить некоторые определения понятия web-квест:

Образовательный web-квест – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого требуются ресурсы Интернета.

Образовательный web-квест – это сайт в Интернете, с которым работают обучающиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными [10].

Поскольку понятие квест имеет несколько значений (с одной стороны, это приключенческая игра, требующая какого-либо решения для продвижения по сюжету, а с другой ‒ задание, которое необходимо выполнить для достижения цели), то помимо педагогических квестов выделяют множество других видов. Таких как:

    • текстовые ‒ происходят с помощью текстового ввода сообщений, и позволяют исследовать словарный запас и устанавливать диалог;

    • графические ‒ не содержат сложных головоломок и для них характерна динамичность, атмосфера сюжета, сопереживание и эмоциональность;

    • головоломки ‒ подразумевают решение каких-либо логических задач и загадок;

    • визуальные романы ‒ представляют собой подвид текстового квеста, в котором сюжет преподносится в виде текста и реже анимированных изображений; степень интерактивности низкая и от участника требуется сделать определенный выбор с помощью меню;

    • эскейп-рум – основная задача успеть найти выход из помещения за строго ограниченное время, для этого команде придется решать различные головоломки;

    • перформанс – каждому участнику даются определенные роли (главные), а второстепенные роли играют специально подготовленные для этого актеры, которые направляют героев или, наоборот, мешают им в выполнении заданий (можно сравнить с театральной постановкой);

    • квест в реальности – подразумевает определенный сценарий, который нужно проиграть с помощью поэтапного выполнения заданий;

    • морфеус (квест-нереальность) – подразумевает выполнение заданий, в условиях лишения какого-либо вида чувств (например, завязывание глаз), прохождение квеста в данном жанре позволяет переосмыслить свое отношение к некоторым жизненным обстоятельствам;

    • экшн-игра (спортивный квест) – подразумевает выполнение как интеллектуальных, так и физических заданий в зависимости от сюжетной линии.

Структура квеста:

    • четкое описание ролей участников, план действий в квесте, сюжет всего квеста в целом;

    • цель, в которой определен результат индивидуальной работы;

    • информационные ресурсы (электронный вид, внешние носители, бумажный вид, ресурсы в интернете, названия сайтов по данной теме), которые могут использоваться при прохождении web-квеста;

    • список ролей учащихся, которые используются в квесте. У каждой роли свои цели и задания;

    • этапы работы, которые должны быть выполнены участниками квеста;

    • критерии и оценка работы участников квеста;

    • описание по представлению полученной информации;

    • выводы, а также понятность и полезность информации, которая была получена при прохождении квеста [6].

Данная форма работы на уроке, на сегодняшний день, является наиболее популярной, но требует особой подготовки не только для обучающихся, но и самого учителя, т.к. требует особых навыков в разработке сайта или презентации. Из-за этого не все учителя способны внедрять такую форму обучения в образовательный процесс.

Самый главный итог – обучающиеся, проходя квест, могут получать информацию, общаются, совершенствуют свои знания, чувствуя себя увереннее в современном информационном обществе.

1.3. Технологии дистанционного обучения

Дистанционное обучение – инновация, которая активно внедряется в современных жизненных условиях. На специально разработанных площадках создаются курсы, в которые входят циклы уроков, задания, расписание очных консультаций (при необходимости). Обучающиеся самостоятельно организовывают время и дисциплинируют себя на самообучение. Образовательные организации разрабатывают собственные информационные ресурсы, которые помогают обучающимся и учителям взаимодействовать и обмениваться опытом вне стен образовательных учреждений.

Технологии, применяемые в дистанционном обучении, насчитывают три вида:

  1. Дистанционное обучение, которое проходит на основе бумажных и аудио носителях. Сюда входят аудио- и видеоматериалы, учебно-методические пособия, учебники и прочее. Как правило, в данной форме обучения с обучающимся работает учитель, который и проверяет работы, присланные по почте, а также консультирует и отвечает на вопросы по телефону.

  2. Дистанционное обучение посредством телевизора. Так называемая, телевизионно-спутниковая технология. Она пользуется малым спросом, поскольку является дорогой и сложной;

  3. Дистанционное обучение с помощью Интернет-технологий. Интернет-обучение пользуется всё большим спросом и становится наиболее актуальным, по мере плотного и повсеместного внедрения Интернета в нашу жизнь. Данная технология включает в себя все вышеназванные формы в разных пропорциях.

Можно выделить следующие типы дистанционных технологий:

  1. Кейсовая технология (портфельная) – технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов (на бумажных носителях, флеш-накопителях) и рассылке их обучающимся для самостоятельного обучения (от английского case, suitcase – портфель).

  2. Кейсовая технология (тренинговая) – технология, основанная на применении ситуационно-тренинговых методов обучения (от английского case – случай, ситуация).

  3. Интернет-сетевая технология – технология, которая основана на использовании сети Интернет для обеспечения обучающихся и их родителей учебно-методическими материалами и для обучения. Локально-сетевая технология – технология, которая предполагает использование локальных сетей для обеспечения обучающихся учебно-методическими материалами [11].

Интерактивные технологии – это методы, которые помогают поменяться местами учителям и обучающимся. Взаимодействуя в группах, работая над информацией, обучающиеся открывают для себя новые возможности самообучения. Это целый комплекс методов и приёмов работы, направленных на создание деятельности, в процессе которой обучающиеся взаимодействуют друг с другом, работают над решением общей задачи. Интерактивные технологии реализуются через проведение в образовательных учреждениях семинаров, диспутов, проблемных лекций, дискуссий, на которых учащиеся могут представить свои мысли, учиться аргументировать свое мнение.

Портфолио помогает оценить динамику результатов обучения. С его помощью можно визуализировать учебные достижения и открытия. Эта инновация реализуется через такие способы накопления информации: электронные портфолио, «папки достижений», «дневники роста». В них фиксируются все наработки, проекты, собираются материалы, которые подтверждают участие в проектах, дискуссиях, результаты творческой деятельности.



РАЗДЕЛ 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 2.1. Методика применения квестов на уроке информатики. Этапы работы над веб-квестом

Начальный этап: обучающиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

Ролевой этап: индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели.

Заключительный этап: команда работает совместно, под руководством учителя, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие, как учителя, так и обучающиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.

Визитная карточка квеста может содержать следующие пункты:

  1. предмет;

  2. возрастная категория обучающихся;

  3. центральное задание;

  4. количество ролей;

  5. название ролей;

  6. пример пошаговой инструкции (запишите пошаговые инструкции для каждой роли);

  7. список Интернет-источников (запишите хотя бы 2 Интернет-ресурса, которыми могут воспользоваться учащиеся для выполнения задания);

  8. критерии оценки веб-квеста;

  9. предполагаемый результат.

Критерии оценки квеста.

Ключевым разделом любого квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель. Квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата. Б. Додж рекомендует использовать от 4 до 8 критериев, которые могут включать оценку:

  • исследовательской и творческой работы;

  • качества аргументации, оригинальности работы;

  • навыков работы в микрогруппе;

  • устного выступления;

  • мультимедийной презентации;

  • письменного текста и т.п.



2.2. Пример реализации технологии веб-квеста на примере урока «Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов» в 6 классе

Предмет: Информатика.

Учитель: Лыкова Наталия Александровна, учитель 2 квалификационной категории МОУ «Школа №84 г. Донецка».

Класс: 6.

Тема 4. Алгоритмика (номер урока в планировании 24, номер урока в теме 1).

Тема урока: «Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов».

Цель урока:

Обучающая: знакомить обучающихся с понятием алгоритм, свойствами алгоритма, видами алгоритма, способами записи алгоритма.

Развивающая: развитие критического мышления, познавательных интересов, рефлексии.

Воспитательная: развитие кругозора; воспитание мотивации учебной деятельности; воспитание информационной культуры учащихся, умение работать в паре.

Тип урока: комбинированный.

Технология: веб-квест.

Планируемый результат: обучающиеся в мини-группах изучают материал урока согласно заданиям и ознакомят с ними класс.

Задачи урока:

  • показать возможности проведения анализа информации и обобщать ее;

  • способствовать формированию навыков и умений обучающихся работать с электронными ресурсами;

  • способствовать развитию познавательного интереса;

  • формировать ценностное отношение к новым знаниям, умение применять их в повседневной жизни;

  • способствовать повышению грамотности устной и письменной.

Оборудование: компьютер, проектор, доска.

Образовательные ресурсы: Интернет

Учебник: Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 6 класса. - М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

Ход урока

  1. Организационный момент (1 мин.)

Приветствие. Обучающиеся рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. Проверка присутствующих, определение дежурных.

  1. Проверка домашнего задания, постановка цели и задач урока. (2 мин.)

Устный фронтальный опрос

  1. Актуализация знаний. (2 мин.)

Постановка задачи: предложить обучающимся проговорить как они решают жизненные задачи: заваривают чай, покупают хлеб, собираются в школу, закрывают дверь на ключ

  1. Мотивация учебной деятельности. (1 мин.)

Что важно при решении этих задач, с чего начинается решение?

Да, порядок выполнения отдельных действий, приводящий к поставленной цели. Следовательно, чтобы решить задачу, сначала ее необходимо алгоритмизировать.

Итак, определена тема урока: «Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов».

  1. Изучение нового материала. (20 мин.)

Проводится с применением технологии веб-квест.

У Вас есть желание узнать больше об алгоритмах, свойствах алгоритма, основных алгоритмических структурах? Вы хотите научиться создавать блок-схемы? Тогда этот веб-квест для вас! Давайте начнем.

Порядок работы:

1. Выберите себе ту роль, которая вам ближе и с которой Вы справитесь.

2. В зависимости от выбранных ролей объединяю обучающихся в группы: теоретики, историки, практики.

3. После работы Вы должны обсудить результаты работы в группе и подготовить совместный отчет в виде устной презентации вашей работы.

  • теоретики (занимаются поиском определений что такое алгоритм, виды алгоритмов, способы записи алгоритмов, что такое блок-схема, какие геометрические фигуры используют в разных алгоритмах);

  • историки (изучают исторический аспект появления алгоритма);

  • практики (примеры блок-схем, создание блок-схем).



Критерии оценивания


Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Результат работы

Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции.

Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы.

Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы.

Творческий подход

Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения микрогруппы.

Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводы.



Задание для групп:

ТЕОРЕТИКИ – понятие алгоритма, свойства алгоритма, основные алгоритмические структуры.

Ресурсы: Понятие "алгоритм", свойства алгоритма, алгоритмические структуры:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BC

  2. http://www.yaklass.ru/p/bosova-l-l-informatika-dlya-5-9-klassov/6-klass/algoritmy-14002/formy-zapisi-algoritmov-13583/re-d7fa05a8-66da-4cb2-a9ac-4a3937527570

  3. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1332423

ИСТОРИКИ – история понятия "алгоритм".

Ресурсы: История понятия "алгоритм"

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BC

  2. http://osnovialgoritmizaziimodule.blogspot.com/p/1.html

ПРАКТИКИпримеры различных блок-схем, создание блок-схем.

Ресурсы: Блок-схемы:

  1. http://www.yaklass.ru/p/bosova-l-l-informatika-dlya-5-9-klassov/6-klass/algoritmy-14002/formy-zapisi-algoritmov-13583/re-a14cf686-98fd-487c-879f-b0ef01ff85ea

  2. http://www.yaklass.ru/p/bosova-l-l-informatika-dlya-5-9-klassov/6-klass/algoritmy-14002/tipy-algoritmov-13610/re-fef12148-ecf0-47f8-bb52-8f28a63d5c03

  1. Закрепление изученного материала. (10 мин.)

Обучающиеся демонстрируют результаты проделанной работы. Участники других групп записывают в тетради представленный материал.

  1. Контроль усвоения знаний, обсуждение допущенных ошибок, коррекция при необходимости. (5 мин.)

Работа обучающихся с карточками (2 мин.).

Проверка и обсуждение ошибок. Далее обучающимся предлагается ответить на вопрос: Как вы думаете, кто может быть исполнителем этих алгоритмов?

1

Составь алгоритм сбора портфеля.

1. Проверить все ли на месте

2. Достать дневник

3. Сложить учебники, тетради, пенал

4. Закрыть портфель

5. Посмотреть какие завтра уроки

Ответ запиши номерами действий в правильном порядке (например: 34251)



Ответ:


2

Составь алгоритм приготовления бутерброда

1. Отрезать сыр

2. Положить сверху колбасу

3. Отрезать хлеб и колбасу

4. Бутерброд готов

5. Достать нож, хлеб, колбасу, масло

6. Намазать хлеб маслом

7. Намазать батон шоколадной пастой

Убери лишнее, ответ запиши номерами действий в правильном порядке (например: 34251)



Ответ:



  1. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению. (2 мин.)

Запись домашнего задания на доске, контроль записи задания в тетради.

П.14-16 читать, творческое задание (составить алгоритм с иллюстрациями)

  1. Рефлексия. Оценивание обучающихся. (2 мин.)

Проанализируйте, насколько удачной была Ваша работа!

Что нового Вы узнали по данной теме?



2.3. Пример реализации технологии веб-квеста и дистанционного обучения на примере урока «Информационная культура. Социальные сети. Этические нормы информационной деятельности человека» в 11 классе

Предмет: Информатика.

Учитель: Хоменко Андрей Сергеевич, учитель 2 квалификационной категории МБОУ «Школа №88 г. Донецка».

Класс: 11.

Тема 20. Информационное право и безопасность (номер урока в планировании 61, номер урока в теме 1).

Тема урока: «Информационная культура. Социальные сети. Этические нормы информационной деятельности человека».

Цель урока:

Обучающая: сформировать понятие о web-квесте; изучить теоретический материал о правилах этикета и общения в сети Интернет.

Развивающая: развивать навыки работы с информацией: поиска и выделения нужной информации, обобщения и фиксации информации.

Воспитательная: воспитывать навыки правильного общения в сети Интернет; сформировать чувство ответственности за свое поведение.

Тип урока: комбинированный.

Технология: веб-квест.

Планируемые результаты: формирование и развитие ИКТ-компетентности; формирование учебного сотрудничества на уроке с одноклассниками в группе; формирование умения самостоятельной работы с материалом интернет-ресурсов.

Задачи урока:

  • формировать навыки общения в сети Интернет и повысить уровень информационной культуры.

  • формировать умение самостоятельно добывать знания, пользоваться справочным материалом, представленным в виде различных источников информации;

  • формировать умение выполнять задания с использованием информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет.

Оборудование: компьютеры, проектор, доска.

Образовательные ресурсы: Интернет.

Учебник: Семакин И. Г. Информатика: Учебник для 11 класса. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

Ход урока

  1. Организационный момент. (1 мин.)

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Проверка присутствующих, определение дежурных. Настрой на активную работу.

  1. Проверка домашнего задания, постановка цели и задач урока. (2 мин.)

Устный фронтальный опрос

  1. Актуализация знаний. Беседа. (2 мин.)

Ребята кто знает, что такое веб-квест? Образовательный веб-квест – (webquest) – проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы находится на различных веб-сайтах.

  1. Мотивация учебной деятельности. (1 мин.)

Сегодня на уроке вам предстоит познакомиться с технологией веб-квеста и поработать с интернет ресурсами. (Разделение детей на группы).

  1. Изучение нового материала. (20 мин.)

Проводится с применением технологии веб-квест.

Порядок работы:

Обучающиеся выступят в ролях:

А) Историки. Вы – историк, который занимается изучением информации о возникновении этикета.

Задания: 1. Найти понятие сетевого этикета, рассмотреть основные характеристики и его отличительные черты. 2. Выяснить, каково состояние и развитие сетевого этикета в Донецке. 3. Подготовить отчет в форме презентации.

Критерии оценивания

1. Содержание соответствует поставленному вопросу – 5 баллов.

2. Полнота раскрытия содержания – 5 баллов.

3. Оригинальность выполнения – 2 балла.

4. Достоверность информации (откуда взят материал) – 2 балла (макс. 14 баллов).


Ресурсы:

https://www.unisender.com/ru/support/about/glossary/shto-takoe-setevoy-etiket/

https://dnr-hotline.ru/20210330-jekspert-po-jetiketu-raskryla-sekrety-obshhenija-v-seti-3/

https://externat.foxford.ru/polezno-znat/setevoy-etiket

Б) Онлайн-геймеры. Вы – онлайн-геймер, который интересуется различными видеоиграми и активно поддерживает общение в процессе игры.

Для выполнения задания вам необходимо:

1. Выбрать 3 любые онлайн-игры и зарегистрироваться на веб-сайтах игр.

2. Ознакомиться с правилами общения в игре.

3. Проанализировать общение в чатах в онлайн играх после ознакомления с правилами этикета.

4. Ответить на вопрос: «Можно ли сделать вывод, что в онлайн-играх поддерживается сетевой этикет. Каковы общепринятые манеры (особенности) общения в данной среде? Зависит ли жанр игры на стиль (манеру) общения? Ответ представить в виде эссе объёмом не менее 1 страницы.

Критерии оценивания

1. Полнота раскрытия проблемы на поставленный вопрос – 5 баллов.

2. Соответствие ответа учащегося заданной теме – 5 баллов.

3. Аккуратность исполнения (структура, грамотность) – 2 балла.

4. Аргументация своих рассуждений – 2 балла (макс. 14 баллов).

Ресурсы:

https://blog.counter-strike.net/

https://www.dota2.com/home

https://worldofwarcraft.com/ru-ru/

В) Пользователь социальной сети. Вы – активный пользователь, который постоянно поддерживает общение с другими пользователями.

Для выполнения задания вам необходимо:

1. Зарегистрироваться минимум в 3 социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook).

2. Ознакомиться с правилами общения в каждой из соц. сетей.

3. На основе просмотренных правил выявить отличия и сходство в каждой из социальных сетей (оформить в виде таблицы).


Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Сходства


Различия





Критерии оценивания

1. Верно заполнена вся таблица – 5 баллов.

2. Представлено верное заполнение строки «сходства» – 2баллов.

3. Представлено верное заполнение строки «различия» – 3 баллов.

4. Частично верное заполнение ячейки «сходства» – 2 балла.

5. Частично верное заполнение строки «различия» –2 балла. (макс. 14 баллов)

Ресурсы:

https://vk.com

https://ok.ru

https://www.facebook.com

Г) Участник форумов. Вы – студент, активно пользующийся образовательными форумами, для решения учебных задач.

Для выполнения задания вам необходимо:

1. Просмотреть особенности общения нескольких научно-образовательных форумов (не менее 3).

2. Проанализировать правила общения в выбранных образовательных форумах.

3. Исходя из анализа, ответить на вопрос: можно ли сделать вывод, что на образовательных форумах поддерживается сетевой этикет? Опишите основные закономерности в общении на данных форумах. Ответ представить в виде эссе объемом не менее 1 страницы.

Критерии оценивания

1. Полнота раскрытия проблемы на поставленный вопрос – 5 баллов.

2. Соответствие ответа учащегося заданной теме – 5 баллов.

3. Аккуратность исполнения (структура, грамотность) – 2 балла.

4. Аргументация своих рассуждений – 2 балла (макс. 14 баллов).

Ресурсы:

https://xn----7sbacgtltrmiedhtl1azq1lta.xn--p1ai/

https://propostuplenie.ru

https://lomonosov-msu.ru/rus

  1. Закрепление изученного материала. (10 мин.)

Обучающиеся демонстрируют результаты проделанной работы. Участники других групп записывают в тетради представленный материал.

  1. Контроль усвоения знаний, обобщение информации, полученной при прохождении квеста. (5 мин.)

Заполнение таблицы.

Линии сравнения

Общение в онлайн-играх

Общение в соц. сетях

Общение на обр. форумах

Цель общения




Основные правила




Цель использования правил




Какие правила нарушаются чаще




Причины нарушения правил




Соблюдение вами правил этикета





  1. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению. (2 мин.)

Запись домашнего задания на доске. Читать параграф 21-23. Написать сообщение на тему «Информационное общество»

  1. Рефлексия. Оценивание обучающихся. Подведение итогов урока. (2 мин.)

Понравился ли вам урок в виде веб-квеста? Какие задания понравились больше всего? Какие задания вызвали трудности? Довольны ли вы своей работой на уроке?



ВЫВОДЫ

В целом, все вышеизложенное позволяет заключить, что использование педагогических квестов как дидактического средства на уроках основ безопасности жизнедеятельности повышает эффективность и качество обучения. Актуальность педагогических квестов связана с инновационными направлениями образования, в которых информационно-коммуникативные технологии выступают в качестве научно-исследовательской основы урока, включающего в себя элементы творческой лаборатории. Поэтому сама квест-технология может быть применена при работе как над кратковременными проектами в рамках одного урока, и в работе над долговременными проектами в рамках целой темы или раздела. Преимуществом таких уроков является использование активных методов обучения, а также фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

Использование уроков с применением квест-технологии дает широкий простор самореализации и самовыражения педагога, а также индивидуализации процесса обучения, осуществляя такие педагогические цели как:

  • развитие личности обучаемого, подготовка ребёнка к комфортной жизни в условиях информационного общества;

  • развитие мышления (например, наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого);

  • эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа);

  • развитие коммуникативных способностей;

  • формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

  • развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования или использования оборудования, сопрягаемого с компьютером);

  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (например, за счет использования интегрированных пользовательских пакетов, различных графических и музыкальных редакторов).

Не смотря на большие возможности квестов как дидактического средства, проведенный нами анализ данных литературы свидетельствует о непопулярности этой технологии среди учителей, так как их реализация требует основательной подготовки и значительных временных затрат.

Дистанционное обучение в виде заочного обучения зародилось в начале 20-го столетия. Сегодня заочно можно получить высшее образование, изучить иностранный язык, подготовиться к поступлению в ВУЗ и т.д.

Дистанционная технология обучения (образовательного процесса) на современном этапе – это совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

При осуществлении дистанционного обучения информационные технологии должны обеспечивать:

  • доставку обучаемым основного объема изучаемого материала;

  • интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения;

  • предоставление обучающимся возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала;

  • оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения.

Для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии:

  • предоставление учебников и другого печатного материала;

  • пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;

  • дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации;

  • трансляция учебных программ по национальной и региональным телевизионным и радиостанциям;

  • кабельное телевидение;

  • голосовая почта;

  • двусторонние видео-, телеконференции;

  • односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону;

  • электронные (компьютерные) образовательные ресурсы.

В настоящее время активно развивается система дистанционного обучения в самых различных областях образования. Теперь уже не является проблемой получение полноценного образования практически по любому предмету дистанционно в условиях нехватки времени. Но, как любое другое обучение, оно имеет как положительные, так и отрицательные стороны.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Закон Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75- IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС).

  2. Государственный образовательный стандарт основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 120-НП.

  3. 5 инноваций для педагога//via Future: интернет-портал. – URL: https://viafuture.ru/katalog-idej/innovatsionnye-pedagogicheskie-tehnologii (дата обращения 24.09.2021).

  4. Бочкарева, Т. Н. Проблемы использования современных педагогических технологий в педагогическом процессе и пути их решения / Т. Н. Бочкарева, Л. И. Гардшина, С. М. Гиниятуллина // Педагогические науки [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://novaum.ru/public/p415 (дата обращения 20.09.2021).

  5. Бутурлакина, Т. Ю. Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/metodicheskoe-posobie-po-sozdaniyu-sovremennogo-uroka-po-fgos.

  6. Василенко, А. В. Квест как педагогическая технология. История возникновения квест-технологии // Предметник. Международный педагогический журнал [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.predmetnik.ru/conference_notes/69 (дата обращения 22.09.2021).

  7. Кадочникова, Н. И. Эффективность использования квест-технологии на уроках основ безопасности жизнедеятельности / Н.И. Кадочникова, Д.А. Виноградова // Научно-издательский центр открытое знание. – URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/effektivnost-ispolzovaniya-kvest-tekhnologii-na-urokakh-osnov-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti.html (дата публикации 30.11.2020)

  8. Нечитайлова, Е. В. Веб-квесты как методика обучения на основе Интернет – ресурсов / Нечитайлова, Е. В. // Проблемы современного образования. – 2012. – №2. – С. 147-155.

  9. Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров / Под ред. Е.С. Полат. – М., "Академия", 2006.

  10. Пять типов квестов в реальности [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://todayer.ru/recenzii/kvesty-v-realnosti (дата обращения 25.09.2021).

  11. Реферат по теме: «Дистанционные технологии в образовании», автор Мигонькина Зиля Раисовна//infourok.ru: интернет-портал. – URL: https://infourok.ru/referat-distancionnye-tehnologii-v-obrazovanii-4170999.html (дата обращения 22.09.2021).




1