СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок истории и обществознания: общие характеристики и подходы

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современный урок истории и обществознания: общие характеристики и подходы»

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ:

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПОДХОДЫ.

Караман Н.Л.

учитель истории и обществознания высшей квалификационной

категории МОУ «Рыбницкая средняя школа №8».


Аннотация.

Инновационная деятельность учителя истории и обществознания в условиях реализации требований ГОС призвана формировать у учащихся умения самостоятельно решать познавательные, коммуникативные, организационные и нравственные проблемы. На уроках возникают благоприятные условия для сотрудничества педагога и обучающегося, растет эффективность занятий, соединяются воедино мыслительная активность и творческая практическая деятельность. С помощью новых технологий, методов и форм работы в школе усиливается потребность в знаниях, меняется планирование и структура занятий, достигается более высокая эффективность урока.


Ключевые слова: новые образовательные стандарты, компетентностный подход, тенденции современного урока, специальные условия познавательной деятельности, направленность работы педагога, особенности типов и форм работы по истории и обществознанию, работа над новыми понятиями, значение использования ИКТ, обучение основным навыкам и самостоятельности, формирование активной социальной позиции.

Современное общество выдвигает новые подходы в образовательном пространстве. Новые стандарты преподавания истории и обществознания призваны формировать у учащихся умения самостоятельно решать познавательные, коммуникативные, организационные, нравственные проблемы. Современный ученик под руководством учителя добывает и усваивает новые знания, сам исследует факты и делает выводы. Возникает высокая эффективность занятия, сливаются воедино мыслительная активность и творческая деятельность педагога и учащихся.

- Основными тенденциями современного урока можно назвать формирование у учеников потребности в знаниях, тщательное подготовительное проектирование урока, изменение его структуры, изучение и применение педагогом новых технологий, использование различных типов уроков и применение многообразных форм работы, опора на информационные технологии, личностное развитие обучающихся.

- Цели современного исторического и обществоведческого урока заключаются в развитии интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

- Задачи учителя истории и обществознания заключаются в умении сформировать у учащихся самостоятельность мышления, добывания и применения полученных знаний, свободного изложения материала, организации на уроке и во внеурочное время познавательной, исследовательской и творческой деятельности, умение вести диалог, дискуссию, критически мыслить, работать в группе, правильно и рационально оценивать события, явления и факты, проявлять заинтересованность в учебном процессе.

- Характерными особенностями современного урока являются сотрудничество учителя и ученика, стремление учащихся к познанию мира и самого себя, развитие интереса к предметам, желание получить знания, умения, навыки работы, развитие основных компетенций, повышение культурного уровня, нравственное и патриотическое воспитание, создание и решение проблемных ситуаций, дидактическая работа.

- Учитель создает на уроке условия изучения предметов с опорой на научное освещение изучаемого материала, достоверность фактов, правдивость в анализе исторических и общественных событий, связь изучаемых тем с современной жизнью, влияние прошлого на тенденции нынешнего развития общества, широкого применения дополнительной информации, использования наглядных методов интерактивного обучения.

- Направленность работы педагога нацелена на формирование главных компетенций по предметам, среди которых можно выделить такие как работа с текстом изучаемой темы и приложений к ней, его анализ, осмысление и выделение главного или необходимого, умение находить ответы на поставленные вопросы по тексту и документам, постановка и поиск решения проблем, обработка исторической, социальной, экономической, культурной, правовой и других видов информации, анализ полученных данных, формулирование выводов, построение материала в логическую цепь последовательности событий, сравнение, уподобление и сопоставление исторических явлений, выявление предпосылок, причин и следствий, приведение полученных знаний в определенную систему, использование и составление проектов, таблиц, схем, диаграмм, кроссвордов, занимательных заданий, самостоятельная работа с картой, определение значимости общечеловеческих, общекультурных, национальных и нравственных традиций и ценностей, умение общаться с людьми, использование учащимися своих способностей, полученных умений и навыков, интеллектуальное и нравственное самосовершенствование и самореализация обучающихся.

- Особенностью методики преподавания истории и обществознания является ее нацеленность на осуществление метапредметных связей истории, обществознания, экономических, религиозных, культуроведческих и светских курсов, гуманитарных дисциплин и других школьных предметов, единство в преподавании истории и обществознания, сочетания знаний фундаментальной науки с компетентностным подходом в обучении, обучение через деятельность учащихся, использование региональных достижений исторического, социального и культурного развития и имеющихся возможностей работы по предметам.

- Планирование деятельности педагога должно быть достаточно продуманным и заключаться в выборе доступного, личностного и практически-ориентированного интересного материала, в использовании различных книг, пособий, журналов, газет, интернет-ресурсов, иллюстраций. Организация работы согласно плану предполагает использование разнообразной деятельности учащихся (проектов, творческих заданий, экскурсий, факультативов, классных часов, конкурсов, дополнительных занятий, спецкурсов).

- Типы и формы работ на уроках истории и обществознания могут быть разнообразны. Это информационные сообщения, творческие, проблемные и исследовательские работы, социологические опросы, работы на научно-практическую конференцию и профолимпиаду. Из опыта педагогов известно, что наиболее эффективны формы нестандартного обучения, такие, как уроки-фантазии (праздники, выставки, спектакли, сочинения, эссе, рассказы, сказки, стихотворения, рисунки, плакаты) или уроки-состязания (деловая, ролевая и дидактическая игры). Особое место отводится самостоятельному составлению творческих заданий, например, кроссвордов, чайнвордов, «дырявых текстов», логических заданий. Учащиеся активно участвуют в исторических, деловых, ролевых, неролевых, театрализованных, маршрутных, дискуссионных играх, исторических путешествиях.

- Особо можно выделить работу на уроках над сложными терминами и понятиями. По ходу урока учащимся предлагается найти, выписать и выучить определения понятий или самим их составить (в зависимости от сложности). Учащиеся могут определить происхождение слов и понятий, найти синонимы или противоположные по значению термины, подобрать однокоренные слова, конструировать понятия и определения, составлять схемы и сиквейны с использованием новых понятий, работать с текстами, где используются данные слова или исключать лишние понятия из логической цепи.

- Главнейшее значение на современном уроке играет использование ИКТ, так как они вызывают активность учащихся на уроке, особенно тех, кто мало проявляет интерес к предметам, обеспечивают высокую дифференциацию обучения, дают возможность получить разнообразную информацию, справочный материал, значительно повышают объем выполненной работы, формируют навыки исследовательской деятельности.

Таким образом, на уроках истории и обществознания в русле инновационного обучения создаются специальные условия познавательной деятельности в различных формах. На основе получения знаний, развития критического подхода, единого процесса личностно-ориентированного обучения и воспитания ученик становится самостоятельным, формирует общественную позицию и личные убеждения, реализует творческие способности и активность, логически выстраивает ответ. Так постепенно складывается историческое и социальное мышление, развиваются культура речи и образцы нравственного поведения. История и обществознание, гуманитарные дисциплины помогают познать сущность мироздания, связей прошлого и настоящего, усвоить исторический опыт, нравственные и духовные традиции, осознать свое место, роль, предназначение в мире и в обществе.


Список литературы

1.Инновационная технология на уроках истории и обществознания. schoolfiles.net

2.Масаилова Е.С. Требования к современному уроку истории и обществознания в условиях введения

ФГОС нового поколения. nsportal.ru

3.Такмовцева М. Инновационные формы работы на уроках истории. krfu.ru

4. Цабренко Г.Н. Современные педагогические технологии на уроках истории. journalpro.ru

5. Шакирова Э. Инновационные технологии на уроках обществознания. botana.biz