СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современная семья. Какая она?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал раскрывает психологические характеристики   возрастных особенностей родителей, черты, присущие современной семье, социальный портрет семьи

Просмотр содержимого документа
«Современная семья. Какая она?»

СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ. КАКАЯ ОНА?

Психологическая характеристика возрастных особенностей родителей



Исследования показывают, что родителями дошкольников бывают люди самых разных возрастов. Наибольшая группа состоит из молодых людей до 30 лет, однако, и 35—40-летние родители тоже не редкость. Учет психологических знаний о возрастных особенностях не только детей, но и их родителей, знаний о психологических механизмах взаимодействия с людьми разного возраста помогает воспитателю, специалистам ДОУ предотвращать фрустрацию (переживание, связанное с неудачей, когда невозможно осуществить желаемое и трудно отказаться от него), трудности взаимодействия.

Психологическая особенность поздней юности (возраст 18— 25 лет) — осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других. Как следствие, может возникать внутренняя напряженность, порождающая чувство одиночества, обычно трудно переносимого. Кстати, это одна из причин ранних браков: иллюзия, что любимый человек спасет от этого одиночества; на самом деле непрожитое одиночество, с которым человек не научился справляться, «выстрелит» в него самого же на более поздних стадиях развития, а заодно отрекошетит в ребенка и партнера по браку.

Равновесие внутреннего мира в эти годы нарушается необходимостью самоопределения: многие молодые родители учатся, решают проблему трудоустройства, находятся в поиске своего места в жизни. В период ранней молодости люди стремятся доказать себе и другим, что они уже способны к самостоятельным решениям и взрослой жизни. Это стремление необходимо активно и своевременно поддержать. Позднее формировать жизненную смелость и независимость намного труднее. Самостоятельные решения молодые люди учатся принимать быстрее, если на первых порах принимают их вместе со взрослыми и делят ответственность за результаты, и существенно медленнее, когда вся ответственность за решение целиком ложится на них или когда всякая ответственность с них снимается.

Еще одна проблема — удлинение периода детства: нередко молодые люди поздно вступают на стезю собственной трудовой жизни, они долго остаются иждивенцами родителей. Чувство обладания благами, не заработанными самостоятельно, а полученными от родителей, может породить лень, может породить инфантилизм и иждивенчество, не возникает необходимости развивать у себя целеустремленность и силу воли. Отсутствие этих качеств неблагополучно сказывается на родительской роли, примерить которую на себя вынуждены молодые люди, (по незнанию противозачаточных мер; из стремления быть взрослым; из стремления удержать партнера и по другим неуважительным и уважительным причинам).

Центральный психологический момент в ранней зрелости (25— 30 лет) — установление интимности, близких личных связей с другим человеком: поиск партнера, заключение брака, создание семьи, рождение и воспитание ребенка. Если человек потерпел неудачу в интимном общении, то у него может развиваться чувство изоляции, ощущение, что ни на кого в целом мире он не может положиться, кроме себя. Проблемы неполных семей могут быть связаны именно с трудностями решения жизненных задач в этом возрасте. Родитель, один воспитывающий ребенка (чаще мама), может быть очень тревожным, беспокойным, неровным и непоследовательным в воспитании ребенка, а также в общении с окружающими. Другая крайность — попустительство и безразличие к малышу из-за полной загруженности экономическими и бытовыми, личными проблемами, накопившихся усталости и отчаяния.

Возраст 35—45 лет (средняя зрелость) — время переоценки целей и притязаний юности. В эти годы родители часто испытывают кризис середины жизни, который ощущается как внезапное осознание, что полжизни уже прожито. Оно соединяется с вопросами что достигнуто и что в действительности означает жизнь. В этот момент своей жизни человек нередко начинает отдавать себе отчет в том, что он не достиг целей, поставленных когда-то перед собой, и, вероятно, никогда их не достигнет (и даже если он их достиг все равно может испытывать разочарование). Кризис середины жизни определяется расхождением между мечтами, поставленными в молодости целями и действительностью. Поскольку мечты часто нереальны, оценка достигнутого может оказаться окрашенной негативно. Тогда человек склонен мрачно смотреть на жизнь и считать, что «уже поздно что-либо менять» «и уже не успеть» Внутренняя драма обязательно сказывается на отношении к близким, дети часто беззащитны перед неблагополучным родителем. Некоторые родители, в стремлении успеть» и начать жизнь с нового листа, пробуют развестись и создать новую семью. В эпицентре развода оказывается ребенок, для которого развод по масштабам горя взрослого сравним разве что с началом войны, когда рушится мир.

Центральная тема средней зрелости — желание повлиять на следующее поколение через собственных детей, через практический или теоретический вклад в развитие общества. Для большинства людей это самый продуктивный период жизни: люди поглощены работой. Такое стремление быть полезным и продуктивным определяет способность оглянуться вокруг, заинтересоваться другими людьми, что в свою очередь делает человека счастливым. Другим проявлением может стать чрезмерная нагрузка на ребенка, которого родители стремятся всему научить, развить, его готовят к той самой жизни, которой не удалось пожить самому («я всегда хотел рисовать, но меня не водили в художественную школу, мой ребенок это получит»), стремятся, чтобы ребенок реализовал их собственные мечты, воплотил их в своей жизни. Потерпевший на этой стадии неудачу имеет тенденцию оказаться поглощенным только самим собой. В этом возрасте человек формулирует свою точку зрения о внешнем мире, его будущем и о своем участии в нем. Осознав и оценив реальное положение вещей, наметив с учетом этого новые цели или скорректировав старые, человек, подходящий к себе доброжелательно и здраво, благополучно преодолевает это время и с новыми планами вступает на следующую стадию своей жизни.

Весь период взрослости — это освоение экзистенциальных социальных ролей — роли Матери и Отца. Потребности детей словно «включают» пол родителей. Только женщина может кормить грудью малыша, только мужчина может дать ребенку образец мужского поведения. Мать и отец выступают по отношению к ребенку как Женщина и как Мужчина, реализуя свою сущность. Достаточно хорошая мать — это мать, уделяющая ребенку достаточно много внимания (полная самоотдача, а не притворство, игра). Отцовское присутствие «на сцене», как полагают исследователи, важно время от времени. Важнее не сколько он остается на сцене, а что делает в свой «выход». Поэтому занятость родителей часто оказывается ни при чем. Часто она — отговорка, выражение психологической беспомощности, бессознательного желания переложить ответственность за воспитание ребенка друг на друга, на бабушку, на детский сад, школу. В этом смысле задача ДОУ: вернуть родителей собственным семьям, научить их быть родителями своим детям.



Особенности современной семьи

Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

Рассмотрим черты, присущие современной семье.

1. Соматическая, в том числе и мозговая организация поведения человека в современных условиях изменилась, а значит, развитие ребенка проходит иначе. Современные дети гораздо сложнее по своему физическому, интеллектуальному развитию, чем их сверстники 5— 10 лет назад. Но сложность заключается еще в том, что социальные требования, предъявляемые ребенку, остались неизменными, то есть обращенными к прошлому поколению, со специфической ему мозговой организацией психических процессов. По данным главного специалиста по медико-социальной экспертизе детей Минздрава России: профессора Балевой Л.С., почти 40% новорожденных страдают различными заболеваниями. С 1992 по 2001 год в России постепенно увеличивается число больных новорожденных. До начала девяностых годов их было 25%. Все чаще стали появляться дети с пороками развития, затрагивающими несколько органов и систем. Растет число новорожденных с аномалиями центральной нервной системы.

В последнее время наметилась угрожающая тенденция роста нарушений у совсем маленьких детей — до трех лет. Различные психические расстройства в той или иной форме выявляются у 66% юных россиян. Данные статистики свидетельствуют, что сегодня каждый четвертый ребенок в начальной школе имеет дефект речи, более 65% младших школьников страдают различными отклонениями в физическом и психическом развитии, что сильно влияет на весь процесс последующего развития ребенка и тесно связано с показателями личностного развития. Рождение ребенка с проблемами развития изменяет жизненные перспективы, а иногда структуру семьи и оказывает длительное неблагоприятное воздействие на ее членов (на мать в значительной степени). По мнению врачей, когда болен ребенок, отношение родителя к миру меняется (пусть даже и на непродолжительное время). Помощь такой семье, по мнению психологов, заключается в получении родителями объективной информации об особенностях их ребенка. Непонимание одним или обоими родителями объективного статуса психического развития их ребенка, несогласие с решениями специалистов в оценке его медицинского и психологического статуса нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций как внутри семьи, так и во взаимодействии со специалистами.

2. Современные данные свидетельствуют о том, что в воспитании ребенка отнюдь не всегда выручает материнский инстинкт — особым образом сформированная установка, которая закладывается в детстве. Если научения образцу материнского поведения у девочки в детстве не происходит, мы получаем то, что называют «депривированным» материнством ,проявляющимся не только в индивидуальных стилях поведения, но и находящим отражение в социальных процессах (рост числа домов малютки, беспризорных детей и т.п.). Мама со «спящим» инстинктом материнства — это, как правило, неласковая и не понимающая своего ребенка женщина. Возможно, ей проще откупиться от ребенка, потому что психологическую, душевную близость она не умеет создавать. Возникает феномен социального сиротства.

Материнство имеет свои особенности. С эволюционной точки зрения — это вариант родительской сферы поведения, присущий женскому полу и приобретающий самостоятельную функцию, специфику в виде охраны, заботы, выхаживания, воспитания ребенка; обеспечения со стороны матери адекватной заботы о потомстве. Формирование такой способности и способов удовлетворения этой потребности в онтогенезе проходит сложный путь. Современные исследования выделяют несколько этапов становления материнства:

  • первый — отношения ребенка (девочки) с собственной матерью, начиная с раннего детства. В этот период формируется понимание сути детско-родительского взаимодействия;

  • второй — игровой, или этап общения со сверстниками (игры в семью, когда проигрываются отдельные компоненты родительского поведения);

  • третий — подражание. Реальное участие в отношении к живому ребенку; наблюдение за поведением взрослого и ребенка, анализ характера этих отношений;

  • четвертый — реальное взаимодействие с собственным ребенком (включает подэтапы: беременность, постнатальный период и др.).

Депривированное материнство реализуется (по крайней мере, на некоторых этапах) в условиях невозможности полноценной эмоциональной связи с ребенком. Оно обнаруживает себя в самых разных вариантах, например: нездоровье матери, психологическая неготовность к материнству, негативный опыт матери во взаимоотношениях с собственными родителями, личностные особенности и др.

Дети гневливы, капризны, агрессивны, гиперактивны, потому что «заброшены» родителями, их потребность в привязанности, близости не удовлетворена. С другой стороны, ребенок с отклонениями в развитии часто не способен «включить» мать и ее материнский инстинкт, и не получает необходимого первотолчка. Ребенок «не цветет» довольством, значит, у матери чахнут материнские чувства, следовательно, ребенок получает от нее еще меньше эмоциональной поддержки и т.д. Впрочем, разве так уж принципиально, по чьей вине начинается порочный круг, осложнения всегда печальны.

Матери больных детей чаще связывают свои собственные переживания со здоровьем-болезнью ребенка, а не с достижениями ребенка в разных сферах жизнедеятельности. Болезнь ребенка сужает эмоциональный опыт матери, что нередко проявляется в ее стереотипах эмоционального поведения с ребенком. Помощь следует направлять и на снижение проявлений тревожности и страхов у родителей, и на формирование адекватных представлений о заболевании и своей роли в его патогенезе.

Глубина чувств между ребенком и родителями определяет все, его дальнейшее развитие. Именно эмоционально - личностное общение чаще всего страдает в дисфункциональных семьях.

3. Рост числа разводов. Современная семья нуклеарная — это значит, состоящая из супружеской четы с детьми или одного из родителей со своими детьми, которые не состоят в браке. Нуклеарная семья развивает самостоятельность ее членов, их автономность относительно друг друга. Если этот процесс проходит корректно, то он укрепляет семейные узы. А вот недостаточная подготовленность к брачной и семейной жизни приводит к конфликтным ситуациям и увеличивает бракоразводность. Почему? Часто брак рассматривается людьми как путь достижения счастья. Но счастье в браке обеспечивает не государство, а люди как участники культурных, национальных и религиозных сообществ и партнеры по браку. Несовпадение ожиданий приводит к нежеланию сохранять брак, ибо он рассматривается сейчас не как средство выживания, а как условие счастья, обретения личного смысла жизни. Поэтому институт семьи все чаще становится неустойчивым именно по психологическим причинам.

Современная семья: социальный портрет

Детство современного ребенка проходит в обстановке радикально меняющегося общества. Изменения затронули не только политические институты (за последние 10 лет изменились границы страны, само ее название, лидеры и их цели), — они прошли через внутренний мир граждан. Известен ряд исследований, в которых установлена зависимость между новыми социально-экономическими условиями и ценностными ориентациями представите лей разных социальных групп.

Тенденция развития современной России направлена в сторону усиления социально-экономической поляризации общества. Вопрос о делении общества на социально-экономические классы является достаточно разработанным в западных странах. За рубежом уже в течение нескольких десятков лет проводятся многочисленные исследования на эту тему, в том числе и касающиеся проблем воспитания. Ученые утверждают, что социально-экономический статус семьи — важный фактор в развитии ребенка, влияющий на интеллект, индивидуальный стиль поведения, ценностные ориентации, мотивы и, в конечном итоге, на индивидуальное своеобразие человека в целом.

В нашей стране психология различных слоев и групп людей долгие годы не изучалась, что было связано как с причинами идеологического характера, так и с усредненностью образа жизни российских граждан. В настоящее время трудности в выделении социально-экономических классов в нашей стране связаны, прежде всего, с такой существенной чертой современного российского общества, как нестабильность. Кроме того, трансформация социально-классовой структуры происходит в России только в течение около 10 последних лет, и этот процесс далек от завершения, причем наблюдается внутренняя миграция от одного класса к другому. В связи со всем сказанным нельзя в точности переносить результаты зарубежных исследований, связанных с различиями в социально экономическом статусе, на наши условия. Так, например, в подавляющем большинстве передовых стран высота положения на социально-экономической лестнице напрямую зависит от уровня образования, что, как мы знаем, расходится с ситуацией в нашей стране. Тем не менее, столкнувшись с новой социальной реальностью, мы должны ее осмыслить и сделать необходимые выводы, в данном случае — применительно к влиянию определенных социальных изменений в обществе на положение и развитие ребенка. Девство – особый период жизни, отведенный для общей ориентации в сложном организационном мире. Девство чувствительно ко всем изменениям, происходящим в социуме. Приобщаясь к конкретным людям в конкретных отношениях и уподобляясь им, ребенок вырабатывает те жизненные ориентиры, идеалы, которые отражаются на его представлении самом себе на его представлении о будущем. Первое место в иерархии значимости для формирования личности ребенка занимает семья.

Принадлежность семьи к той или ил социальной категории существенная детерминанта личности, фактор, оказывающий влияние на личностное развитие. Мысли, чувства, переживания ребенка производны от жизненного мира взрослых. Однако разные люди несут в себе разные взгляды, ценности, способы жизни, поэтому, приобщаясь к одним людям, ребенок одновременно дифференцируется от других.

Сегодня необходим индивидуальный подход в понимании личности детей,

воспитывающихся в иных социально-экономических условиях. Это важно понимать педагогам, психологам, работающим в детских учреждения. Процесс социального расслоения общества повлек за собой дифференциацию учебно-воспитательных заведений — от элитных до бедных. Учреждения ориентируются на определенные категории семей, но программы воспитания и обучения не учитывают психологические особенности, связанные с принадлежностью воспитанников к определенным социальным условиям. Что это за особенности?

Попытаемся описать социально-психологические портреты семей из разных классов общества. Одним из базовых при отнесении членов общества к тому или иному классу является объективный критерий, т.е. в первую очередь имущественное и доходное состояние, а также выполняемые в общественном разделении труда функции. Типичные представители этих слоев такие:

  1. Высший слой — политики высокого уровня, бизнес - элита, хозяева крупных предприятий, представите криминального бизнеса.

  2. Средний слой — высокооплачиваемые представители рабочего класса.

  3. Низший слой — в основном работники государственных предприятий, пенсионеры, неквалифицированные рабочие.

Особого внимания заслуживает описание семей с высоким социальным статусом, так как именно для них характерно наиболее активное освоение новых социальных ролей.

«Деловые родители» -

Тип семьи, как правило, занимающей положение выше среднего. Принципиальным отличием такой семьи является ориентация женщины на карьеру с выраженным стремлением к экономической независимости. Находясь изначально в неравных стартовых условиях по сравнению с мужчинами, «бизнес-вумен» зачастую пользуется мужскими методами продвижения по службе. Она прагматична и расчетлива, напориста в достижении цели. Нередко такие женщины доминируют в семье, и эта ситуация характеризуется наиболее неблагополучными брачными отношениями. Дети в таких семьях, как правило, воспитываются бабушками и дедушками, причем часто живут вне семьи и (или) с гувернантками, так как у родителей не хватает времени на общение с ними.

Такой тип семьи является все более распространенным в нашем обществе. Масштабы участия женщин в бизнесе сегодня нарастают. К тому же 70% россиянок считают, что лучший способ стать независимой – это иметь достойную и хорошо оплачиваемую работу.

Муж – бизнесмен, способный материально обеспечить семью, а жена – домохозяйка.

Эта роль еще только осваивается российской женщиной. Однако таких семей с высоким статусом становится все больше. Домохозяйки характеризуются выраженными зависимыми установками в виде перекладывания на мужа заботы о собственном выживании и комфортном существовании. Такой стратегии сопутствует низкая ценность свободы в сознании и, соответственно, заниженный уровень социальных притязаний, связанных с самореализацией в профессиональной сфере. Материальные притязания, как правило, достаточно высоки. О неблагополучном эмоциональном состоянии домохозяек говорит тот факт, что именно они чаще всего являются инициаторами конфликтов в семье. Можно выделить несколько типов родительских позиций обеспеченных домохозяек по отношению к ребенку:

• занятые собою больше, чем собственными детьми, и, как правило, имеющие гувернантку;

• сконцентрировавшие всю свою энергию на заботе о ребенке, пытаясь создать ему максимально комфортные условия жизни,

• домохозяйки по призванию, для которых забота о доме и семье является приемлемым способом самореализации.

Каков же портрет муж чины — главы материально обеспеченной семьи?

Как правило, это менеджеры высшего звена и бизнесмены, владельцы собственных фирм с наемными рабочими. Большинство из них имеют высшее образование. Мужчины-бизнесмены, как показывают результаты социологических опросов, ценят возможность самореализации, карьерного роста: они честолюбивы, готовы пойти на нарушение некоторых моральных норм ради достижения успеха и материального благополучия. Сами они отмечают психологическое перенапряжение, связанное с утомительным характером труда и необходимостью удерживаться в конкурентных условиях.

Сегодня появилось такое понятие, как «комплекс богатого человека», который связан прежде всего со сложностями в общении (боязнь того, что окружающие стремятся к сближению с ним из выгоды, а не в силу его личностных качеств), а также с проблемой пресыщения: материальные блага, получаемые в большом количестве за относительно короткое время, не приносят удовлетворения, и жизнь кажется пресной. Близкие отмечают у бизнесменов ослабление контактов с семьей, повышенную нервозность и тревожность. Измученные гонкой за успехом, утратившие духовные связи, эти люди часто оказываются в состоянии стресса, который они не умеют переживать. И если на Западе отмечают прямую зависимость состояния здоровья людей от социально-экономического статуса, то в нашей стране, наоборот, в последние годы наблюдается большое количество сердечных заболеваний (в том числе инфарктов) у бизнесменов.

Дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто только на первый взгляд являются благополучными. Они живут в окружении дорогих игрушек, компьютеров. Как правило, такие семьи имеют единственного ребенка, поэтому дети часто испытывают дефицит общения со сверстниками, их воспитание и образование в большей степени, чем у других детей, носит индивидуальный характер. Некоторым детям создаются тепличные условия, отношение к ним взрослых характеризуется гиперопекой; другие — наоборот, живут в атмосфере завышенных требований: родители стремятся во всех аспектах жизни соответствовать занимаемому в обществе положению, удовлетворяя таким образом свое честолюбие за счет детей.

Что касается социальных групп, принадлежащих к нижней прослойке среднего класса и рабочему классу, то их доходы в результате экономических потерь уменьшились или остались на прежнем уровне, причем, чтобы удержаться на нем, работать им приходится более напряженно. Семьи с низким достатком более однородны. В целом, по оценкам специалистов, эти семьи психологически изменились в меньшей степени, чем те, чьи доходы значительно возросли. Так, например, представители гуманитарных профессий — учителя, врачи, психологи — чаще остаются верными своему профессиональному выбору, что связано с устойчивостью ценностных ориентаций. Однако эта категория людей характеризуется повышенным уровнем тревожности, связанным с различными нереализованными потребностями из-за отсутствия денег, нехватки времени и душевных сил для общения с детьми

О том, что наше общество переживает трудное время, говорит самочувствие россиян. По результатам опросов, 45 % населения считают себя несчастными людьми. В настоящее время исследование состояния фрустрации, которое можно понять как психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребностей и желаний, приобретает социальное значение. Фрустрированность, по мнению социальных психологов, становится едва ли не основной составляющей личности в современном обществе. Очевидно, что несчастливые родители, склонные к самоотрицанию, не способны полноценно проявлять любовь к ребенку. Сегодня мы наблюдаем дефицит внимания и уважения к детям. При этом резко обострилось противоречие между потребностью ребенка во внимании и уважении и непрерывным ослаблением внимания со стороны взрослых

В России только сейчас мы приближаемся к пониманию того, что семья — важный компонент социальной экологии общества — фактор, имеющий решающее значение для его (общества) будущего. Исследования различных аспектов проявлений семьи актуальны для дальнейшего формирования демократического, открытого общества.









Литература.

  1. А.В.Козлова, Р.П. Дешеулина. Работа ДОУ с семьей, стр.34, 46. Москва «Сфера»,2004 г.

  2. Современная семья: социальный портрет \ журнал «Дошкольная педагогика № 1 – 2001 г.



































Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Аленушка»





























Провела:

Старший воспитатель

Лизунова Л.Н.



11