1 СЛАЙД
Добрый день!
Тема нашего сегодняшнего выступления: «Формирование учебно-познавательных компетенций у младших школьников на основе использования приёмов критического мышления».
2 СЛАЙД
Что такое компетенция всем нам уже известно, не будем на этом останавливаться.
3 СЛАЙД
При определении состава ключевых компетенций нами была взята за основу классификация Андрея Викторовича Хуторского.
Андрей Викторович выделяет 7 ключевых образовательных компетенций:
4 СЛАЙД
В рамках сегодняшнего выступления нам хотелось бы остановиться на системе работы по формированию учебно-познавательной компетенции.
В рамках реализации современных образовательных задач, у нашего МО возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.
5 СЛАЙД
Среди многих нас заинтересовала «Технология развития критического мышления».
Сегодня в научных источниках критическое мышление определяют как разумное рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.
Признаки критически думающего человека вы можете видеть на слайде.
6 СЛАЙД
Основу технологии составляет трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
С точки зрения традиционного урока эти этапы, не представляют исключительной новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно для учителя – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» – изучение нового материала. Третья стадия в традиционном уроке – закрепление материала, проверка усвоения знаний.
Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.
7 СЛАЙД
На стадии вызова можно использовать такие приёмы как «Кластер», «Верю –неверю», «Верные и неверные утверждения», «Корзина идей» и другие.
8 СЛАЙД
Так на уроке обучения грамоте, при ознакомлении с новой буквой Я, использован элемент этого приёма. Детям предлагается ответить на следующие вопросы:
- Верите ли вы, что в русском языке 10 гласных букв?
- Верите ли вы , что гласная а является показателем мягкости предшествующего согласного звука?
- Верите ли вы, что буква Я может обозначать как один звук в слове, так и два?
9 СЛАЙД
Начиная со второго класса можно использовать приём «Верные и неверные утверждения». Учащимся предлагается список утверждений, созданных на основе текста, который они в дальнейшем будут изучать. Затем учитель просит учащихся установить, верны ли данные утверждения. В таблице, в первом столбике, они ставят плюс, если согласны и минус, если не согласны. Второй столбик у них пока остаётся пустой. После знакомства с основной информацией (тест параграфа) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
10 СЛАЙД
На второй стадии осмысления можно применять следующие приёмы: «Инсерт или чтение с пометками», «Чтение с остановками», «Кластер» и другие.
11 СЛАЙД
Приём «Инсерт»
- Во время чтения нового текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.
12 СЛАЙД
Для воспитания самостоятельности детского мышления чрезвычайно ценны такие учебные ситуации, где нет готовых способов действия.
Задания-«ловушки» учат ребенка самостоятельному, неимитационному ответу на любой вопрос. Учитель спрашивает и сам предлагает неверный ответ. Дети либо копируют ответ, либо отвечают по-своему.
К примеру, когда перед ребенком нарисованы схемы трех- и пятизвукового слов, а учитель просит найти «звуковой домик» для слова ТИГР. Разумный ученик с начатками учебной самостоятельности не будет наугад выбирать схему, а объяснит учителю, почему задание невыполнимо.
13 СЛАЙД
На заключительном этапе Рефлексия можно использовать следующие приёмы: дискуссия, «Синквейн», «Письмо учителю», «Архивариус», творческие и исследовательские работы.
14 СЛАЙД
Так на уроке обучения грамоте, после изучения буквы, ребята выполняют мини-проект «Спрячь букву в любой предмет».
15 СЛАЙД
И последний приём, о котором нам хотелось бы рассказать, особо полюбившийся нашим четвероклассникам – это «Синквейн».
В переводе с французского слово « синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам Синквейн – мощный инструмент для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации.
16 СЛАЙД
Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание, так и для работы в парах.
Правила написания синквейна.
Первая строка – существительное, тема синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, описывающих тему.
Третья строка – три глагола: действия, которые производит существительное.
Четвертая строка – фраза из 4-х слов, передающая ваше отношение к существительному.
Пятая строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову
Примеры работ, выполненных учениками 4-ых классов вы можете видеть на слайде.
17 СЛАЙД
А теперь я вам предлагаю подвести итог нашей работы и написать синквейн на тему критическое мышление. Не забывая о правилах его написания:
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
ДВА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
ТРИ ГЛАГОЛА
ФРАЗА ИЗ 4 СЛОВ
СИНОНИМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
Наш вариант синквейна вы можете видеть на слайде.
18 СЛАЙД
И в заключении хочу сказать, что цель технологии «Развитие критического мышления» состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни.