МБОУ «Лазаревская средняя школа №26» семинар «С овременные образовательные технологии» »
Современные образовательные технологии
Бобкова О.В.
Учитель химии и биологии
Современные образовательные технологии
Термин
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» ,
появившийся в 1960-х гг.,
означает построение
педагогического процесса
с гарантированным результатом
Современные образовательные технологии
ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. téchne — искусство, мастерство, умение и греч. logos — изучение) — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами
Современные образовательные технологии
М.В. Кларин
Г.Ю. Ксенозова
«Системная совокупность и порядок
функционирования всех личностных,
инструментальных, методических средств,
используемых для достижения
педагогических целей».
«Такое построение деятельности педагога,
в котором все входящие в него действия
представлены в определенной целостности
и последовательности, а выполнение
предполагает достижение необходимого
результата и имеет вероятностный
прогнозируемый характер».
ЮНЕСКО
«Системный метод создания,
применения и определения
всего процесса преподавания
и усвоения, ставящий своей задачей
оптимизацию форм
образования».
В.П. Беспалько
«Совокупность средств и методов
воспроизведения процессов обучения
и воспитания, позволяющих успешно
реализовать поставленные
образовательные цели».
Педагогическая
технология
В.М. Монахов
«Продуманная во всех деталях
модель педагогической
деятельности, включающая в себя
проектирование, организацию и
Проведение учебного процесса с
безусловным обеспечением
комфортных условий для учащихся
и учителя».
«Это упорядоченная совокупность действий,
операций и процедур, инструментально
обеспечивающих достижения
прогнозируемого результата в изменяющихся
условиях образовательно-воспитательного
процесса».
Современные образовательные технологии
Современные образовательные технологии
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
Педагогика сотрудничества
Современные образовательные технологии
Педагогика сотрудничества
Особенности методики :
- гуманно-личностный подход к ребёнку- новый взгляд на личность как цель образования,
- гуманизация и демократизация педагогических отношений,
- отказ от прямого принуждения как метода не дающего результатов в современных условиях,
- формирование положительной Я-концепции.
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс :
-содержание обучения рассматривается как средство развития личности, -обучение ведётся прежде всего обобщённым знаниям, умениям и навыкам, способам мышления, -вариативность и дифференциация обучения, -создание ситуации успеха для каждого ребенка.
Современные образовательные технологии
Педагогика сотрудничества
- Концепция воспитания : - превращение школы Знания в школу Воспитания, - постановка личности школьника в центр всей учебно- воспитательной системы, -гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей, -развитие творческих способностей ребёнка.
- Педагогизация окружающей среды : - сотрудничество с родителями, -взаимодействие с общественными и государственными институтами защиты детства, -деятельность в микрорайоне школы.
Технология проектного обучения
Современные образовательные технологии
Исходный лозунг основателей системы проектного обучения:
« Всё из жизни, всё для жизни».
Цель проектного обучения: создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
Современные образовательные технологии
Технология проектного обучения
Исходные теоретические позиции проектного обучения :
- в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей; процесс обучения строится на логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития; комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика; глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.
- в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
- процесс обучения строится на логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.
Современные образовательные технологии
Технология проектного обучения
Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.
Современные образовательные технологии
Игровые технологии
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
Игра несёт на себе функции:
- психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;
- психотерапевтические, помогая ребёнку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие;
- технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.
Современные образовательные технологии
Игровые технологии
- Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве средства игры, в учебную деятельность включается элемент соревнования, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
- Педагогические игры по характеру педагогического процесса подразделяются на группы:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.
Современные образовательные технологии
Игровые технологии
- По игровой методике : предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации.
- Младший школьный возраст- игры и упражнения , формирующие умение выделять основные , характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их.
Современные образовательные технологии
Игровые технологии
- Младший школьный возраст- игры и упражнения , формирующие умение выделять основные , характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их.
- *Группы игр на обобщение предметов по определённым признакам.
- *Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонетический слух, смекалку и т.д. Игровые технологии- персонажи «Волшебника Изумрудного города», «Приключений Буратино», «Сам Самыч» В.В. Репкина и другие.
Современные образовательные технологии
Игровые технологии
Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте.
- Этап подготовки- 1. Разработка игры : разработка сценария, план деловой игры, общее описание игры, содержание инструктажа, подготовка материального обеспечения.
- Ввод в игру : *постановка проблем, целей, *регламент, правила, *распределение ролей, *формирование групп, * консультации.
- Этап проведения : 1.Групповая работа над заданием- работа с источниками, тренинг, мозговой штурм.
- 2. Межгрупповая дискуссия- выступления групп, защита результатов, работа экспертов.
- Этап анализа и обобщения : * вывод из игры, *анализ, рефлексия, * оценка и самооценка работы, * выводы и обобщения, * рекомендации.
Современные образовательные технологии
Проблемное обучение
это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
- Результат проблемного обучения :
Творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проблемное обучение
Современные образовательные технологии
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
- - учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- - сталкивает противоречия в практической деятельности;
- - излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- - предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);
- - побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- - ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- - определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);
- - ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).
Современные образовательные технологии
Технология уровневой дифференциации
- Дифференцированное обучение-это форма организации учебного процесса , при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа).
- Индивидуально- психологические особенности детей, составляющие основу формирования гомогенных групп :
*по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы),
* по полу( мужские, женские, смешанные классы, команды), *по области интересов (гуманитарные, физико- математические, биолого-химические и др. группы)
*по уровню умственного развития (уровню достижений), *по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения и т. д. )
- Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация (Н.П.Гузик) : *внутриклассная дифференциация обучения , *развивающий цикл уроков по теме.
Современные образовательные технологии
Технология уровневой дифференциации .
- По каждой учебной теме пять типов уроков : 1- урок общего разбора темы ( лекция), 2-комбинированные семинарские занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся(от 3х до 5 уроков), 3- уроки обобщения и систематизации знаний (тематические зачёты), 4-уроки межпредметного обобщения материала( уроки защиты тематических заданий), 5-уроки- практикумы.
- Разноуровневые задания для учащихся ( дидактический материал для самостоятельных работ, решения задач, лабораторных и практических заданий) : первый вариант С- соответствует обязательным результатам обучения (стандарт), второй вариант В-предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника, третий вариант А- включение дополнительных заданий из вспомогательной учебно-методической литературы.
- Выбор программы изучения каждого из предметов предоставляется самому школьнику. При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию- индивидуальный учёт достижений каждого учащегося.
Современные образовательные технологии
Групповые технологии
*обеспечение активности учебного процесса,
*достижение высокого уровня усвоения содержания.
- Особенности организации : - класс на уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач, - каждая группа получает определённое задание и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя,
-задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы, -состав группы непостоянный, он подбирается с учётом того, чтобы могли реализовываться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Современные образовательные технологии
Групповые технологии
- Технологический процесс групповой работы :
- 1.Подготовка к выполнению группового задания- *постановка познавательной задачи (проблемной ситуации), *инструктаж о последовательности работы, *раздача дидактического материала по группам.
- 2.Групповая работа : *знакомство с материалом, * планирование работы в группе *распределение заданий внутри группы, *индивидуальное выполнение задания, *обсуждение индивидуальных результатов работы в группе, *обсуждение общего задания группы(замечания, дополнения, уточнения, обобщения), *подведение итогов группового задания.
- 3.Заключительная часть- *сообщение о результатах работы в группах, *анализ познавательной задачи, *общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
- Разновидности групповых технологий :
* групповой опрос, * нетрадиционные уроки- * урок-конференция, * урок-суд, * урок- путешествие, * урок-игра, * интегрированный урок и др.
Современные образовательные технологии
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
- формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей,
- подготовка личности «информационного общества»,
- дать ребёнку так много учебного материала, как только он может усвоить,
- формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Главная особенность методик компьютерного обучения заключается в том, что компьютерные средства являются интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог.
Современные образовательные технологии
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
- Компьютер используется на всех этапах процесса обучения- * при объяснении нового материала, *при закреплении знаний, *при повторении, *при контроле ЗУН.
- В функции учителя компьютер представляет : * источник учебной информации; * наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
*индивидуальное информационное пространство; * тренажёр; * средство диагностики и контроля.
Современные образовательные технологии
Исследовательская деятельность
- Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на обучение учащихся алгоритму ведения исследования, развитию у них исследовательского типа мышления
- Этапы построения учебного исследования:
- Постановка проблемы Постановка целей и задач исследования Формулировка рабочей гипотезы Изучение теоретического материала Подбор и освоение методик исследования Сбор материала Анализ и обобщение собранного материала Представление результатов работы
- Постановка проблемы Постановка целей и задач исследования Формулировка рабочей гипотезы Изучение теоретического материала Подбор и освоение методик исследования Сбор материала Анализ и обобщение собранного материала Представление результатов работы
- Постановка проблемы Постановка целей и задач исследования Формулировка рабочей гипотезы Изучение теоретического материала Подбор и освоение методик исследования Сбор материала Анализ и обобщение собранного материала Представление результатов работы
- Постановка проблемы Постановка целей и задач исследования Формулировка рабочей гипотезы Изучение теоретического материала Подбор и освоение методик исследования Сбор материала Анализ и обобщение собранного материала Представление результатов работы
- Постановка проблемы
- Постановка целей и задач исследования
- Формулировка рабочей гипотезы
- Изучение теоретического материала
- Подбор и освоение методик исследования
- Сбор материала
- Анализ и обобщение собранного материала
- Представление результатов работы
Современные образовательные технологии
Технологии развивающего обучения
- Система развивающего обучения Л.В. Занкова,
- технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова,
- системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов),
- личностно- ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская).
Технологии развивающего обучения
Современные образовательные технологии
- Новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно- иллюстративному.
- Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидума.
- В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.
- В развивающем обучении ребёнок является полноценным субъектом деятельности.
- Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
- Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребёнка.
Личностно ориентированное развивающее обучение
Современные образовательные технологии
- Технология личностно ориентированного обучения представляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и ученья, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Ее содержание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности.
Личностно ориентированное развивающее обучение
Современные образовательные технологии
- Для каждого ученика составляется образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками. Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям ученика, динамике его развития под влиянием обучения.
Личностно ориентированное развивающее обучение
Современные образовательные технологии
- Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то ее методическую основу представляют индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Исходным пунктом любой предметной методики является раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика .
Личностно ориентированное развивающее обучение
Современные образовательные технологии
- Постоянно наблюдая за каждым учеником, выполняющим разные виды учебной работы, педагог накапливает банк данных о формирующемся у него индивидуальном познавательном «профиле», который меняется от класса к классу. Профессиональное наблюдение за учеником должно оформляться в виде индивидуальной карты его познавательного (психического) развития и служить основным документом для определения (выбора) дифференцированных форм обучения (профильных классов, индивидуальных программ обучения и т.п.).
Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
Современные образовательные технологии
Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:
- • в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);
- • в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);
- • в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);
- • в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).
Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
Современные образовательные технологии
Особенности содержания
Технология саморазвивающего обучения включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы
- 1. «Теория» - освоение теоретических основ самосовершенствования. В учебный план школы вводится существенная, принципиально важная компонента курс «Самосовершенствование личности» с I по XI класс.
- 2. «Практика» - формирование опыта деятельности по самосовершенствованию. Эта деятельность представляет внеурочные занятия ребенка во второй половине дня.
- 3. «Методика» - реализация форм и методов саморазвивающего обучения в преподавании основ наук.
Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
Современные образовательные технологии
- Курс «Самосовершенствование личности» дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Этим курсом реализуется положение о ведущей роли теории в развитии личности; он является теоретической базой для всех учебных предметов.
Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
Современные образовательные технологии
Курс построен с учетом возрастных возможностей и представляет следующую структуру по классам:
- I-IV классы - Начала этики (саморегуляция поведения);
- V кл. - Познай себя (психология личности);
- VI кл. - Сделай себя сам (самовоспитание);
- VII кл - Учись учиться (самообразование);
- VIII кл. - Культура общения (самоутверждение);
- IX кл. - Самоопределение;
- X кл. - Саморегуляция;
- XI кл. - Самоактуализация.
Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
Современные образовательные технологии
В процессе занятий половина учебного времени отводится практической, лабораторной и тренинговой формам работы, включающим
- • психолого-педагогическую диагностику и самодиагностику учащихся;
- • составление программ самосовершенствования по разделам и периодам развития;
- • осмысливание, рефлексию жизнедеятельности;
- • тренинги и упражнения по самовоспитанию, самоутверждению, самоопределению и саморегуляции.
Современные образовательные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Эффективная
организация
физкультурно-
оздоровительной
работы
Создание
здоровье-
сберегающей
инфраструктуры
Просветительская
работа с
родителями
Программа
формирования
культуры
здорового и
безопасного
образа жизни
Реализация
модульных
образовательных
программ
Рациональная
организация
учебной и
внеучебной
жизни
обучающихся
Современные образовательные технологии
Технология «Дебаты»
Формирует умения
- Умение критически мыслить Умение отделить важную информацию от второстепенной Умение определить и вычленить проблему Умение определить причины и возможные последствия Умение определить факты и мнения Умение эффективно решать проблемы Умение оценивать доказательства Умение работать в команде
- Умение критически мыслить
- Умение отделить важную информацию от второстепенной
- Умение определить и вычленить проблему
- Умение определить причины и возможные последствия
- Умение определить факты и мнения
- Умение эффективно решать проблемы
- Умение оценивать доказательства
- Умение работать в команде
Современные образовательные технологии
Технологии «ТРИЗ» (технология решения изобретательских задач)
ТРИЗ - педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Её отличие от известных средств проблемного обучения – в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики. Под методом решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приёмы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие зарубежные методы, как мозговой штурм.
Современные образовательные технологии
Портфолио
Портфолио – технология, позволяющая решать проблему объективной оценки результатов деятельности
Портфолио – технология планирования профессиональной карьеры
Типы портфолио
- достижений, тематический
- презентационный, комплексный
Новые формы портфолио
- Электронный портфолио
- Паспорт компетенций и квалификации
- Европейский языковой портфолио (единый европейский образец, принятый Советом Европы)
Современные образовательные технологии
Технология модернизации
Модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.
Технология модернизации
Современные образовательные технологии
В модерации также применяются хорошо известные сегодня техники решения проблем и поиска оптимальных решений –кластер, морфологический анализ, ментальные карты, шесть шляп мышления, синектика и др.
Цели применения модерации – эффективное управление детьми в процессе занятия, максимально полное вовлечение всех учеников в процесс обучения, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего занятия, гарантированное достижение целей занятия. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени занятия (внеклассного мероприятия), а также энергии и потенциала всех участников процесса обучения (учителя, воспитателя, обучающихся).
Современные образовательные технологии
Современные педагогические технологии, используемые коллективом школы
? %
? %
Здоровьесбе-регающая
Проблемное обучение
? %
Игровая
? %
? %
технология
Информационно
коммуникацион-ная
Разноуровневое обучение
? %
? %
? %
Развивающее
обучение
Проектная
Групповая
- Закон РФ «Об образовании» предписывает в обучении ориентироваться на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
- И сегодня создан инструмент, позволяющий эту задачу решить, то есть построить такое образовательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Таким инструментом и являются инновационные технологии обучения.
Современные образовательные технологии
Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала.
В.П.Беспалько
Современные образовательные технологии
Творческих успехов и эффективной работы