СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Происходящие социально-политические и культурные изменения в нашем обществе приводят к тому, что образование и воспитание, к сожалению, существенно отстают от современных требований, а потому нуждаются в глубокой модернизации

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе»

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ



Происходящие социально-политические и культурные изменения в нашем обществе приводят к тому, что образование и воспитание, к сожалению, существенно отстают от современных требований, а потому нуждаются в глубокой модернизации, жизненно необходимой для страны.

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.

Сейчас чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но всё же в учебном процессе массовой школы сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика: необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения; преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.

Одним из важных направлений решения названных проблем являются разработка и внедрение новых педагогических технологий.

Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

Технология обучения, или образовательная технология- это «привязывание» методики обучения к конкретным условиям, системы использования выработанных правил с учётом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяжённости педагогического процесса.

Любой процесс познания начинается с импульса, дающего толчок к работе всех сфер человека в логико-эмоциональном единстве.

Необходимо удивление, идущее от невозможности сиюминутного обеспечения того или иного явления. Необходим восторг, эмоциональный всплеск, идущий от сопричастности к этому явлению.

Одним словом, необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению в деятельность.

Сколько загадочного и неизвестного находят дети в окружающем их мире! Мире ярком, многогранном и многоцветном. Сложно ли ребёнку найти ответы на все интересующие его вопросы? Сложно, но очень интересно! И ребёнок с радостью стремиться найти ответы на все как, отчего и почему?

«Человек рождён для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.

Образно говоря, окружающая жизнь, это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.

В основу методов проекта положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически и теоретически значимой проблемы.

«Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат - опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности».

В своей работе, я использую метод проектной технологии. Применяя его на своих уроках, я реализую модель «обучение через открытие», ученик осознаёт, каким способом получен результат, какие встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.

Мои ученики с удовольствием принимают участие в различных исследованиях. Главное правильно организовать познавательную деятельность учащихся, создать благоприятные условия для новых открытий. Тема, выбранная для исследования должна быть интересна ребёнку, когда он заинтересован, делает полезное и важное дело, лучше усваивает материал.

Данная технология в интегрированном обучении, делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным.

Возможны проекты кратковременные, рассчитанные на два урока. Для выполнения других необходимо более длительное время, например, месяц.

Работать над проектами способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Самое главное найти для каждого ребёнка, ту сферу деятельности, где он может проявить свои способности.

Критерии успеха нашей работы над проектом, это достижение конечного результата, создание активной команды участников проекта, способной продолжить работу в будущем и использование результата проекта другими учащимися.

На одном примере, хочу показать нашу работу с детьми, над проектом «Маленькие рыцари» по предмету окружающий мир 3 класс, автор учебника - А.А.Вахрушев.

Класс разбивается на три группы по 9 человек, так как объединение учащихся в небольшие группы позволяет включить в работу каждого ученика, предоставив им, возможность выбора уровня её сложности, варианты технологического решения, учит трудиться в коллективе, пользоваться при необходимости помощью членов группы. А один ученик берёт главную роль на себя, т.е. координирует работу. Каждая команда выбирает своё задание, которое рассчитано на выполнение нескольких недель.

Работая над проектом, мы с ребятами выделили пять основных этапов:

1) Разработали замысел проекта и план работы.

На этом этапе определяется практически значимая цель.

2) Набор первоначальных идей и обсуждение путей реализации поставленной цели.

3) Проработка идей. Дети решают, как будет реализовываться проект, что конкретно они будут выполнять.

4) Выполнение части работы.

5) Защита и обсуждение проектов.

Все пять этапов помогают нам реализовывать проекты.

На первом этапе, мы с ребятами выбрали тему проекта: «Маленькие рыцари». Обсудили с ребятами, что мы будем работать с типом животных «Членистоногие» и поэтому, каждая из групп будет работать над отдельным классом животных.

1 группа над классом «Насекомые»,

2 группа над классом «Паукообразные»,

3 группа над классом «Ракообразные».

На этом этапе, мы обсудили, что каждой группе, надо найти информацию о классе животных, над которым они работают, найти отличительные черты этого класса, приготовить загадки, вопросы и задания другим группам, а также подготовить макет, где ребята смогут наглядно увидеть отличительные особенности этого класса животных.

На втором этапе учащиеся, выдвигали первоначальные идеи, решали, как они будут выполнять задание и распределяли задание между членами группы.

На третьем этапе идёт проработка идей, где учащиеся, уже конкретно решают, как будет реализовываться проект. На этом этапе, у них уже собран небольшой материал, и они решают, что конкретно они будут выполнять. Этот этап, вероятно, самый интересный для ребят, так как на нём они рассуждают, советуются друг с другом, предлагают свои идеи, показывают сделанные ими заготовки.

На этом этапе ребята удивили меня своими идеями.

Так, первая группа решила изготовить для завершающего этапа, книгу, где на каждой странице, будет показана жизнь животных и их отличительные особенности. Насекомых сделала одна девочка из бисера.

Вторая группа предложила изготовить большую паутину и на ней наглядно показать жизнь паукообразных в природе и приготовить презентацию, про их строение и отличие от других классов.

Третья группа учеников предложила изготовить макет имитирующий водоём, на дне которого будут находиться среди водорослей и других обитателей водной среды - ракообразные. Их ребята решили изготовить из пластилина и прикрепить ко дну. Верх макета накрыть полиэтиленовой плёнкой голубого оттенка.

На четвёртом этапе работы ребята показали уже часть приготовленной работы. На этом этапе уже были подобраны материалы, загадки, задания другим группам. Большая часть работы, была уже проделана к этому времени.

На завершающем, пятом этапе, ребята защищали свои готовые проекты. На этом этапе очень важно отметить каждую работу, созданную детьми, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.

Работая над этим проектом, ребята знакомились с разнообразием окружающего мира, получали представления об его устройстве, о способах получения знания о нём, учились самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать её; у них формировалась ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнёрами.

Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук.

Исследование – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире

Исследование – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

Литература

1. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования: Учебное пособие / В.С. Кукушин, А.В. Болдырева-Вараксина – М.: Март, 2012.

2. Полат Е.С.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Академия, 2010.

3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? / Н.Ю. Пахомова // Методист. – 2014 – №1.