СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современные условия реализации принципа преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на августовской конференции 2016 год. С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе.  

Просмотр содержимого документа
««Современные условия реализации принципа преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой»»

Выступление на августовской конференции 2016 год.

Выступление подготовила: учитель начальных классов Секретева Татьяна Сергеевна.

«Современные условия реализации принципа преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой»


«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда 
опирается на определённую стадию 
развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе.  

Проблема преемственности обучения между 1 и 2 ступенями общего среднего образования, несмотря на многочисленные исследования путей её решения, до сих пор остаётся актуальной. Понятие «преемственность» в учебном пособии рассматривается следующим образом: « Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития.            Правильное понимание процессов преемственности имеет особое значение для анализа закономерностей раз­вития того или иного процесса.

            Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существен­но, сохранение и развитие необходи­мого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа по­ступательного развития процесса.

Преемственность образования предполагает, что между ступенями школы должны быть установлены закономерные, устойчивые связи с учётом того, что предшествующая ступень образования является естественной базой для последующей ступени. Решение проблемы преемственности позволит создать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы каждой личности в соответствии с её способностями.

Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольным и школьным уровнями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Решение проблемы преемственности мы видим в создании плана сотрудничества начальной школы и детского сада, которая бы отражала эту связь, согласованность и перспективность.

Цель: реализовать единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.

Задачи:

  1. Развивать любознательность; формировать у старших дошкольников основы умения учиться

  2. Развивать способность самостоятельно решать творческие задачи;

  3. Формировать творческое воображение, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

  4. Развивать коммуникативность (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.

Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:


- на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения;

- школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

     Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно:

- координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;

обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребёнка

Работа по преемственности между дошкольным и начальным образованием

- создание системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации);

создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребёнка;

-развитие ведущей деятельности каждого периода жизни;

-формирование психологической готовности к школе;

-разработка «сквозных» учебных планов и программ для дошкольного и младшего школьного возраста;

-создание комплекта учебно-методической документации;

-формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;

Формы осуществления преемственности:

  1. Работа с детьми:

-экскурсии в школу;

-посещение школьной библиотеки;

-знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

-участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

- выставки рисунков и поделок;

- встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной школы);

- совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

- участие в театрализованной деятельности;

- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

  1. Взаимодействие педагогов:

-совместные педагогические совещания (ДОУ и школа);

- семинары, мастер- классы

- круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

- психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

- проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

-взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

- открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

- педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

  1. Сотрудничество с родителями:

-совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

-круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

-родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

-консультации с педагогами ДОУ и школы;

- встречи родителей с будущими учителями;

-дни открытых дверей;

-творческие мастерские;

- анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

-образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

-семейные вечера, тематические досуги;

-визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

-заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар)

Проблема преемственности остро ощущается именно тогда, когда дети из дошкольного учреждения переходят в начальную школу, когда воспитатели пытаются реализовать функции учителя начальных классов, а учителя не считают нужным знакомиться с опытом работы воспитателей детских садов.

Мы считаем, что реализация преемственности возможна при соблюдении условий таких, как единая система планирования педагогического процесса, интеграция педагогической деятельности воспитателей и учителей, общение и сотрудничество дошкольников и школьников в разновозрастных коллективах, создание единого образовательного пространства, рациональное использование системы предметной среды детского сада и школы.

Раздельное функционирование данных учреждений не способствует полному разрешению проблемы преемственности: каждое образовательное учреждение реализует свою особую программу в соответствии с социальным заказом, группы из детского сада не всегда в полном составе переходят в одну начальную школу. В таких условиях реализация принципа преемственности усложняется. Отсюда вытекает необходимость в определении расхождения в работе педагогических коллективов начальных школ и детских садов при подготовке детей к школе.

По итогам наблюдений пришли к выводу, что в данных образовательных учреждениях нет единого образовательного пространства, не реализуется или в неполной мере реализуется принцип преемственности. Причинами такого вывода являются:

1. Отсутствие единого плана работы детского сада и начальной школы;

2. Отсутствие взаимодействия между администрациями данных учреждений;

3. Недостаточное взаимодействие учителей начальной школы и воспитателей детского сада.

Согласование целей и задач с учетом единой системы целеполагания и планирования учебно-воспитательной деятельности образовательных учреждений выступает одним из важных условий реализации принципа преемственности.

Переход ребенка с одной ступени обучения на другую требует особой педагогической поддержки. Обеспечить ребенку необходимую поддержку на каждом этапе призвана особая педагогическая деятельность воспитателей детского сада, учителей начальной и средней школы. Для нас эта деятельность – взаимодействие на основе педагогики сотрудничества. Каждый ребёнок обладает уникальными способностями, но всегда нужно помнить о том, что это прежде всего ребёнок, и ему необходимы помощь и поддержка.

Мы понимаем, что преемственность дошкольного начального и среднего образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования России.
По определению Даниила Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая детством. Воспитатель и учитель начальных классов также имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог!

Проблема может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства решения вопросов преемственности.