Выступление на августовской конференции 2016 год.
Выступление подготовила: учитель начальных классов Секретева Татьяна Сергеевна.
«Современные условия реализации принципа преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой»
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе.
Проблема преемственности обучения между 1 и 2 ступенями общего среднего образования, несмотря на многочисленные исследования путей её решения, до сих пор остаётся актуальной. Понятие «преемственность» в учебном пособии рассматривается следующим образом: « Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Правильное понимание процессов преемственности имеет особое значение для анализа закономерностей развития того или иного процесса.
Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.
Преемственность образования предполагает, что между ступенями школы должны быть установлены закономерные, устойчивые связи с учётом того, что предшествующая ступень образования является естественной базой для последующей ступени. Решение проблемы преемственности позволит создать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы каждой личности в соответствии с её способностями.
Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольным и школьным уровнями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Решение проблемы преемственности мы видим в создании плана сотрудничества начальной школы и детского сада, которая бы отражала эту связь, согласованность и перспективность.
Цель: реализовать единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.
Задачи:
Развивать любознательность; формировать у старших дошкольников основы умения учиться
Развивать способность самостоятельно решать творческие задачи;
Формировать творческое воображение, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;
Развивать коммуникативность (умение общаться со взрослыми и сверстниками).
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.
Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:
- на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения;
- школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно:
- координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;
обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребёнка
Работа по преемственности между дошкольным и начальным образованием
- создание системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации);
создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребёнка;
-развитие ведущей деятельности каждого периода жизни;
-формирование психологической готовности к школе;
-разработка «сквозных» учебных планов и программ для дошкольного и младшего школьного возраста;
-создание комплекта учебно-методической документации;
-формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;
Формы осуществления преемственности:
Работа с детьми:
-экскурсии в школу;
-посещение школьной библиотеки;
-знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
-участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
- выставки рисунков и поделок;
- встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной школы);
- совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
- участие в театрализованной деятельности;
- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
Взаимодействие педагогов:
-совместные педагогические совещания (ДОУ и школа);
- семинары, мастер- классы
- круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
- психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
- проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
-взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
- открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
- педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
Сотрудничество с родителями:
-совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
-круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
-родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
-консультации с педагогами ДОУ и школы;
- встречи родителей с будущими учителями;
-дни открытых дверей;
-творческие мастерские;
- анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
-образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
-семейные вечера, тематические досуги;
-визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
-заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар)
Проблема преемственности остро ощущается именно тогда, когда дети из дошкольного учреждения переходят в начальную школу, когда воспитатели пытаются реализовать функции учителя начальных классов, а учителя не считают нужным знакомиться с опытом работы воспитателей детских садов.
Мы считаем, что реализация преемственности возможна при соблюдении условий таких, как единая система планирования педагогического процесса, интеграция педагогической деятельности воспитателей и учителей, общение и сотрудничество дошкольников и школьников в разновозрастных коллективах, создание единого образовательного пространства, рациональное использование системы предметной среды детского сада и школы.
Раздельное функционирование данных учреждений не способствует полному разрешению проблемы преемственности: каждое образовательное учреждение реализует свою особую программу в соответствии с социальным заказом, группы из детского сада не всегда в полном составе переходят в одну начальную школу. В таких условиях реализация принципа преемственности усложняется. Отсюда вытекает необходимость в определении расхождения в работе педагогических коллективов начальных школ и детских садов при подготовке детей к школе.
По итогам наблюдений пришли к выводу, что в данных образовательных учреждениях нет единого образовательного пространства, не реализуется или в неполной мере реализуется принцип преемственности. Причинами такого вывода являются:
1. Отсутствие единого плана работы детского сада и начальной школы;
2. Отсутствие взаимодействия между администрациями данных учреждений;
3. Недостаточное взаимодействие учителей начальной школы и воспитателей детского сада.
Согласование целей и задач с учетом единой системы целеполагания и планирования учебно-воспитательной деятельности образовательных учреждений выступает одним из важных условий реализации принципа преемственности.
Переход ребенка с одной ступени обучения на другую требует особой педагогической поддержки. Обеспечить ребенку необходимую поддержку на каждом этапе призвана особая педагогическая деятельность воспитателей детского сада, учителей начальной и средней школы. Для нас эта деятельность – взаимодействие на основе педагогики сотрудничества. Каждый ребёнок обладает уникальными способностями, но всегда нужно помнить о том, что это прежде всего ребёнок, и ему необходимы помощь и поддержка.
Мы понимаем, что преемственность дошкольного начального и среднего образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования России.
По определению Даниила Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая детством. Воспитатель и учитель начальных классов также имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог!
Проблема может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства решения вопросов преемственности.