Амелина С.А., воспитатель
МБДОУ ПГО «Детский сад 32»
«Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольников, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического процесса»
«Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого – с любви к своей семье,
к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине,
её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д. С. Лихачёв.
Патриотизм – одна из важнейших черт гармоничной личности и отличительное качество граждан России. Воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у детей гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Дошкольник – формирующаяся личность. Нам, педагогам, необходимо помочь ребёнку расширить его знания, опыт, приобщить к родной культуре. И постараться это сделать так, чтобы у ребёнка остались неизгладимые впечатления, которые и легли бы в основу формирования патриотических чувств.
Основное направление моей работы - это движение от воспитания любви к близким людям, природе, родному городу к достижению наивысшей цели - воспитанию чувства гордости и любви за свою Родину. Таким образом, путь воспитания любви к Отечеству, выстраивается в логике «от близкого к далёкому» - от любви к родителям (точнее к родному дому), к детскому саду, к улице, к городу, до любви к родной стране.
Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком, членом семейного сообщества. НОД «Что означают наши имена», «Моя мама-лучше всех», «Мой папа-солдат» и т.д., позволяют детям прикоснуться к истории своей семьи, вызывают у детей сильный эмоциональный отклик, заставляют их сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Детский сад должен стать детям домом, в котором бы ребёнок хорошо себя чувствовал. Для того, чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребёнок полюбил свой сад. Происходит это в том случае, если воспитатели с уважением относятся к каждому ребёнку, знают его достоинства и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий. Если воспитателям удаётся сделать детский сад вторым домом, то чувство привязанности закрепляется и с годами переходит в область приятных и дорогих воспоминаний. С детьми проводятся НОД на темы: «Что такое детский сад», «Мои друзья», «История детского сада», «Профессии детского сада» и т.д.
Большая роль отводится пешим экскурсиям по близлежащим улицам. Дети знакомятся с их названиями, узнают, почему или в честь кого они так названы, рассматривают здания разного назначения. Проводятся беседы с детьми: «Моя малая родина», «Москва – столица России», «История города Полевского» и т.д. В играх закрепляют полученные знания.
Активно использую проектный метод в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Ведь именно проектная деятельность позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия всех участников образовательного процесса. Совместный проект с родителями «Мир цветов», цель которого, знакомство с разнообразием цветущих растений Урала, их связью со средой обитания, формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира, развитие творческих способностей детей. Долгосрочный проект «Дорожная азбука». Цель проекта: знакомство с улицами города, формирование навыков безопасного поведения на дорогах. Проект «Матрёшка – душа России» - вызвать у детей интерес к истории России, к истокам русской народной культуры, народному творчеству на примере русской национальной матрёшки; приобщать детей к прекрасному;
формировать чувство патриотизма; «Мы помним, мы гордимся!» - цель данного проекта заключается в воспитании у детей патриотизма, чувства гордости за подвиг народа в Великую Отечественную Войну; «Россия сильна – если крепкая семья» - наш совместный проект с родителями воспитанников стал прекрасным поводом поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях; «Памятники и достопримечательности родного города» - целью проекта была познакомить детей с памятниками и достопримечательностями родного города ,сформировать более точные и полные представления о них и др.
Такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д., необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старшего поколения, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц, в их честь воздвигнуты памятники. Для этого проводятся знакомства с выдающимися людьми нашего города, героями - земляками прошлого и настоящего времени. Рассказывание детям о значимых событиях, произошедших в родном городе, стране. О людях, которые вошли в историю России.
Проводятся консультации для родителей на темы: «Права ребенка – соблюдение их в семье», «Маленький гражданин», «Что нужно знать родителям о правах ребенка», «Искусство быть родителем». Оформление стендов в информационном уголке для родителей: «Конвенция о правах ребенка», «Защита прав и достоинств ребенка в законодательных актах», «Четыре заповеди мудрого родителя» и т.д.
Использую следующие формы работы по патриотическому воспитанию:
Экскурсии в библиотеку, художественную школу, пожарную часть, в музей «Морской славы», Дворец Культуры и Творчества.
Целевые прогулки к памятнику «Неизвестному солдату», «Во славу флота России», по улицам города.
Проведение тематических мероприятий по патриотическому воспитанию, таких как: «День Победы», «День Защитника Отечества», «День пожилого человека», «День матери», «День космонавтики», «День любви, семьи и верности», «День России», «Масленица», «8 Марта–международный женский день», «Новый год» и др. Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам, конкурсы рисунков, изготовление сувениров, альбомов.
Использование и рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.
Для полноценной реализации системы воспитания патриотизма у дошкольников в ДОУ, развития их активности и познавательного интереса в этом направлении, был создан совместно с родителями и воспитанниками патриотический центр. Оформление центра направлено на ознакомление детей с историей родного города, с государственными символами страны, с русскими народными промыслами, поможет в развитии у детей любви к Родине, к ее традициям и достижениям. Благодаря материалам, представленным в уголке, у детей развивается интерес и уважение к семье, труду людей, трудовым и гражданским подвигам известных людей города и страны.
Любовь к природе - одно из проявлений любви к Родине. Мы постоянно с детьми проводим наблюдения, которые развивают интерес к природе, дети учатся замечать изменения, устанавливать их причины. На занятиях и в повседневной жизни дети получают знания о природе нашей страны, для этого я использую иллюстрации и картины русских художников о родной природе, сопровождаю чтением поэтических произведений, что является ценнейшим средством воспитания любви к родной природе. Во время прогулок, экскурсий обращаю внимание детей на очарование пейзажа, учу ценить разнообразную красоту, ведь всё это воспитывает умение эстетически понимать окружающий мир, бережно, поэтически относиться к природе родного края. Этому способствуют занятия по развитию речи, литературно-музыкальные развлечения, занятия по изобразительному искусству, конкурсы рисунков и поделок
В детском саду у нас проходят тематические вечера совместно с родителями: «Добрые слова и добрые дела»; «Книги—наши друзья»; «Конкурс чтецов» и т.д. Беседы детьми, составления рассказов на различные темы: «Мой любимый детский сад», «Почему я люблю свой город», «Мои родители - самые лучшие» и т.д. Проводятся фото выставки «Мой любимый город», «Моя семья» и т.д. Совместные рисунки, творческие работы детей и родителей на разные темы: «Мой любимый воспитатель», «Новогодняя игрушка», «Вечерний город», «Кормушка для птиц», «Рождественский венок» и т.д. Благоустройство территории и посадка цветов совместно с родителями, детьми, сотрудниками детского сада.
В патриотическом воспитании детей ориентиром в моей педагогической деятельности является детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых и детей, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.
Планируя работу по патриотическому воспитанию, я разделила весь материал по тематическим блокам: «Мой город», «Моя семья», «Урал - Родина моя», «Наша страна-Россия, её столица, символика», «Родная природа», «Культура и традиции», «Защитники Отечества», используя их во всех видах детской деятельности (познавательной, продуктивной, игровой), учитывая возможности детей, их интересы и индивидуальные особенности каждого ребёнка. Работа по каждой теме включает беседы, дидактические игры, игры-путешествия, экскурсии, игры-беседы, игры-инсценировки, развлечения. Отдельные темы я реализую через проектный метод развивающего обучения.
В тематическое планирование входят разделы: «Здравствуй, детский сад», «Я и моя семья», «Осень», «Мой город, мой дом» и т.д., которые тесно связаны с конкретными событиями и праздниками в детском саду, городе, стране: «День города», «День России», «День Победы», «День Защитника Отечества» и т.д.
Знакомя детей с бытом и традициями русского народа, стараюсь вызвать интерес к исконно народным традициям: гостеприимству, почитанию родителей. Активно вводятся в речь детей потешки, загадки, пословицы и поговорки, заклички.
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно и имеет своими источниками красоту» - эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают задачу воспитателя и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у ребёнка черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.
Одним из важных аспектов патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с семьёй. Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к своей стране. Свою любовь к родным местам, представление о том, каким трудом заняты люди, чем они знамениты, какая природа этих мест - все это в своей работе мы передам детям, что чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств.