МБОУ « Средняя школа № 12».
«Создание условий на уроках математики для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности».
Выполнила
учитель начальных классов:
Велиева Э.О.
« Все наши замыслы, все поиски и построения
Превращаются в прах, если у ученика не желания учиться».
В. А. Сухомлинский
Серьезной проблемой XXI века, является падение у школьников интереса к учебным занятиям, снижение общего уровня культуры учебного труда. Учащиеся не умеют слушать, отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Стандартным способом является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда помогает. Формирование побуждений к учению является одной из важных проблем в начальной школе.
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу умения, желания успешно учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учащихся в дальнейшем.
Для учеников начальных классов очень важно сознательное усвоение знаний. Необходимо построить учебный процесс так, чтобы школьник с первого дня обучения видел свое продвижение вперед, нужно придать мотивам личностный смысл, чтобы ученик сумел установить связь между своим сегодняшним днем и своим будущим. С этой целью с 1 класса каждым ребенком заводится индивидуальное портфолио, которое позволяет составить представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться его успехам. Первостепенное значение в этом приобретает четкая постановка целей и осознание их учащимися. Между учителем и учеником должен быть установлен психологический контакт, отношения должны быть доброжелательными.
Формирование внутренних мотивов ведётся через организацию учебной деятельности, которая существует в различных формах, приемах и методах:
– создание условий для возникновения проблемных ситуаций;
– выбор частично-поисковых и исследовательских приемов;
– подбор интересного по содержанию дидактического материала с опорой на чувственное восприятие, с использованием ИКТ;
– подача учебного материала в игровой форме через сказочного посредника;
– создание ситуации успеха через выполнение заданий разного уровня, в соответствии с возможностями и особенностями ребенка;
– соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией;
– разнообразие самих форм обучения и воспитания – это уроки-путешествия, интегрированные уроки, интеллектуальные игры, самостоятельные работы с элементами творчества, проектная деятельность, игровые программы, выставки, экскурсии, как очные так и виртуальные.
Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями, подталкивает к поиску новой информации.
Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить учебный материал. Большинство дидактических игр заключают в себя вопрос, задание, призыв к действию, например: Для развития аналитико-синтетических умений используются игры «Найди лишнее число» и т. д.
Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях использую приём «Привлекательная цель». На уроке математики во 2-м классе по «Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100» одной из задач, решаемых на у роке,я считаю -это отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Мною детям была поставлена цель: помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской.
В этом же случае можно дать ученикам возможность соревноваться, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.
Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:
«Найди лишнее число в каждом ряду»,
«Зачеркни его»,
«Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания»,
«Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово»,
«Запиши его»,
«Найми сотрудников в фирму, чтобы стоимость их оплаты труда не превысила... суммы» и т.д.
Больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика.
Проблемные задания позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.
И в заключении могу сказать, что только сочетание разнообразных методов мотивации и стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность каждого школьника в обучении.