Создание условий для военно-патриотического воспитания школьников.
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.
Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру. В школе, ребята получают первую профориентацию, нередко и практически знакомятся с будущей военной специальностью офицера – ракетчика, связиста, кинолога, водителя, санинструктора. Ведь освоение штатной боевой техники в войсках пойдет успешнее, если молодой человек до призыва на службу в ряды Российской армии уже ознакомился с устройством и эксплуатацией мотоцикла, автомобиля, трактора. Мы считаем, что походы, состязания, военизированные игры укрепляют силу воли, вырабатывают у молодых людей терпение.
Программа «Военно-патриотическое воспитание учащихся МБОУ СОШ № 4 на 2016-2020 гг.» составлена на основе программ "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015-2020 годы», «Молодежь Дона», опыта работы педагогического коллектива по военно-патриотическому воспитанию учащихся.
Программа определяет цели, задачи по организации военно-патриотического воспитания в школе и классных коллективах, принципы организации военно-патриотического воспитания, определяет основные направления военно-патриотического воспитания учащихся и представляет собой комплекс акций, творческих дел и мероприятий, направленных на реализацию задач военно-патриотического воспитания в школе.
Как видим, задача подготовки защитников Родины, стоящая перед нами, педагогами, весьма сложная и ответственная. Каждый учитель в нашей школе пересмотрел как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному школьнику чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство и уклонение от службы в армии).
Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России. Работа по военно-патриотическому воспитанию в нашей школе идет по трем системообразующим направлениям:
I направление
Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил
Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
1. Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (шефство над могилой Героя Советского Союза Краснова З.А.; вахта памяти – участие в создании «живого коридора» для ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов локальных войн; возложение гирлянды Славы; проведение митингов и других патриотических мероприятий в городском парке им. Ю.В.Усачева и в других памятных местах).
2. Проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий на Северном Кавказе, республике Афганистан и других локальных войн. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда.
3. Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
4. Проведение смотров - конкурсов военно-патриотической песни «Гвоздики Отечества», а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам.
Военно-спортивные игры
Прежде всего, это «Орленок», спартакиада допризывной и призывной молодежи, конкурс «Смотр строя и песни» как школьный так и городской, которые в комплексе решают задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. Практическая значимость игр четко прослеживается с помощью обратной связи «ШКОЛА – АРМИЯ». Опыт подготовки и участия в областной военно-спортивной игре «Орленок» показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. «Орленок» оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.
Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества.
III направление
Взаимосвязь школьного и воинского коллективов
Работа по данному направлению осуществляется через руководство военно-прикладными кружками и секциями, совместную организацию оборонно-спортивной работы, военно-полевых сборов, встреч с военнослужащими. Данные направления являются военно-патриотическими воспитательными комплексами.
Не забываем, что именно урок стоит во главе всего воспитательного процесса. Каждый общеобразовательный предмет объективно располагает большим патриотическим потенциалом. Специальный раздел в предмете ОБЖ – ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ призван закрепить уже имеющиеся у обучающихся знания по допризывной подготовке, привести их в систему, дополнив новыми знаниями, научить применять на практике, полученные на уроках знания и умения – иными словами, сформировать умения и навыки военно-прикладного характера.
Уроки по разделу ОВС являются особенным звеном в системе военно-патриотического воспитания школьников, так как охватывают, в отличие от других предметов, не весь контингент учащихся школы. Кроме того, программа ОВС предполагает не только военную подготовку, но и психологическую. Уроки носят как обучающий, так и воспитывающий, развивающий характер. Для обеспечения более полной реализации целей учебно-воспитательного процесса необходимо наличие хорошо оснащенного кабинета по основам военной службы.
Созданный в школе кабинет ОБЖ является воспитательным центром военно-патриотической работы. Наличие в школе подобного воспитательного центра военно-патриотической работы способствует приданию всей проводимой работе системности, закреплению позитивных традиций. В кабинете ОБЖ имеется уголок боевой Славы, где помещены материалы по поисковой работе, способствующие воспитанию школьников на героических традициях старших поколений. Есть стенд, посвященный выпускникам, поступившим в Военные ВУЗы и ставшим офицерами РА.
На базе кабинета ОБЖ проводятся:
Уроки истории, литературы, а также других предметов по материалам военно-патриотической направленности. Это способствует тесной взаимосвязи военно-патриотического воспитания на уроках и вне уроков.
Встречи школьников с военнослужащими, ветеранами. Осуществляется координация всей работы по воспитанию школьников на боевых традициях.
Организуется учеба юнармейцев по программе подготовки к военно-спортивной игре «Орленок».
Уроки Мужества, сборы, беседы, классные часы, просмотры видеофильмов, занятия стрелкового кружка и ДЮП.
Учащиеся регулярно посещают пожарную часть, где проводятся практические занятия и экскурсии.
Данная система военно-патриотического воспитания, созданная в нашей школе, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников.
Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Воспитание гражданина – патриота стратегическая цель школы, была, есть и будет. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»
От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию во всех школах нашей страны, и зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни. Очень хотелось, чтобы данная система военно-патриотического воспитания была постоянно действующей и направленной на конечный результат – воспитывать гражданина – патриота своей страны. Мне кажется, что нам это удалось и мы на правильном пути. Вся работа, проводимая по военно-патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты. Ребята учатся в школе с увлечением, и это, пожалуй, радует больше всего. При встрече с выпускниками, которые проходят службу в армии, курсантами военных училищ приятно слышать лестные отзывы о нашей работе в школе по военно-патриотическому воспитанию.
В школе на высоком уровне поставлена экскурсионная работа, которая также способствует военно-патриотическому воспитанию обучающихся. Ежегодно проводится большое число экскурсий по городам Ростовской области и России.
Только за последние два года мы с ребятами посетили памятные места в городах Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Старочеркасск, Старая станица, а также провели обзорные тематические экскурсии по гг. Волгогад, Казань, Санкт-Петербург, Новгород Великий, Псков, Киев.
В рамках реализации проекта «Космонавтика» мы созданием условия для воспитания чувства ответственности за порученное дело, чувства гордости за россиян, несущих службу по охране нашего Отечества и преумножающих его мощь и славу - ключевая идея проекта. Для успешного решения привлекли наших выпускников – офицеров, а также друга нашей школы – космонавта Ю.В.Усачева. Используя современные возможности – Интернет, Скайп, электронную почту, мы стали собрать материал о Ракетных войсках стратегического назначения, о космонавтах, о полетах в космос и т.д. Это стало еще одним шагом в военно-патриотическом воспитании подростков. Эмоционально воспринимая, особенно встречи с Юрием Владимировичем, ребята становятся активными участниками сбора, изучения и оформления материалов по темам «Полигоны», «Медицина и космос», «История развития космонавтики». Ежегодно мы успешно участвуем в областных конкурсах «Космонавтика».
Военно-патриотическое воспитание - дело сложное, и непросто определить результат данной деятельности. Ведь нет такого мерила, с помощью которого можно измерить уровень патриотизма и гражданственности у обучающихся. Поэтому в качестве критерия оценки эффективности работы по данной программе мы рассматриваем количество победителей различных соревнований, конкурсов, викторин, олимпиад; увеличение числа учащихся, активно и сознательно участвующих в мероприятиях военно-патриотического воспитания; количество качественно проведенных мероприятий военно-патриотического воспитания.
Наши дети хорошо усвоили главное, что любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота.