Основной целью изучения иностранного языка является формирование и развитие коммуникативной культуры учащихся.
В связи с этим возникает необходимость развития методики в обучении иностранному языку. Новые информационные педагогические технологии становятся частью учебного процесса.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество.
В большинстве случаев ребятам нравятся занятия, которые проходят в неформальной обстановке, учащимся предоставлены свобода действий, и некоторые из них могут “блеснуть” своими познаниями.
Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.
Одной из технологий, которую я использую на уроках, является метод проектов, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение. Типология проектов разнообразна. Проекты могут быть объемными и длительными по количеству времени работы над ними. Данные проекты обычно имеют исследовательский или информационный характер и часто предназначены для подготовки и проведения внеклассных мероприятий, особенно в старшей школе. Проекты могут подразделяться на несколько видов:
Групповой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся – партнёров, имеющая общие проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.
Индивидуальный проект - творческий проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога.
Информационный проект или информационно-творческий проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации. Также, используется понятие творческо-информационного проекта.
Исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы.
Краткосрочный проект – проект продолжительностью от 1 до 6 уроков.
Практико-ориентированный проект – проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо проблемы прикладного характера.
Ролевой проект (игровой) – проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.
Среднесрочный проект – проект продолжительностью от одной недели До одного месяца.
Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы. Творческие проекты могут иметь направления:
музыкально-творческий проект;
художественно-творческий проект.
Телекоммуникационный проект (учебный) – групповой проект, организованный на основе компьютерной телекоммуникации.
Учебный проект – проект, осуществляемый учащимися под руководством педагога и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель.
«Выполнение проектных заданий позволяет школьникам видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету». А именно мотивация при изучении иностранного языка способствует успеху в языковом развитии личности. Таким образом, использование проектной методики при обучении иностранному языку направлено на достижение целей, изложенных в Образовательном стандарте: - развитие речевых умений для достижения иноязычной коммуникативной компетенции (в том числе речевой компетенции, языковой /лингвистической компетенции, социокультурной компетенции, учебно-познавательной компетенции); - развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры
Система работы над проектами на разных ступенях школьного образования Необходимо выстроить целенаправленную систематическую работу над проектами по иностранному языку на всех ступенях образования с учетом возрастных психологофизиологических особенностей детей и их возможностей. Например, в младших классах дети еще слишком малы для проектирования. Но это не значит, что использование элементов проектной деятельности в ее классическом понимании невозможно. Конечно, это не будут полноценные проекты, выполненные учащимися самостоятельно. Но для ребенка это будет его проект. На сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что технология обучения по методу проектов в начальной школе полностью разработана и апробирована. Но тем не менее опыт, как российский, так и зарубежный, имеется. Например, в американской системе образования проекты чаще используются на начальном этапе обучения, чем в российской. Можно выделить особенности работы над проектом в начальной школе: •. Темы детских работ близки к содержанию тем иностранного языка; •. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную рабоу, должна находиться в зоне ближайшего развития в области познавательных интересов ребенка ; •. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить однойдвумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 уроками; •. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приемами проектирования; •. В процессе работы над темой можно проводить экскурсии, прогулки-наблюдения, работу с источниками информации, подготовку практически значимых продуктов проектов и их презентацию (с приглашением ребят, родителей, педагогов и руководителей). Примером использования проектной методики в начальной школе служит урок испанского языка во 2 классе школы № 1410 им. Росалии де Кастро учителя Ушаковой Е.Б. (См. Практическую часть) по теме «Письмо коту Фиделю» в форме мини-проекта. Особенности работы над проектом в основной школе У подростков на первый план выступают цели освоения коммуникативных навыков, поэтому проектную деятельность целесообразно организовывать в группах, но не стоит лишать ученика возможности выбора индивидуальной формы. Темы работ, волнующие подростков и близкие их пониманию, можно выбирать из любой области (предметной, межпредметной, внепредметной). В проектах решаются различные проблемы (личные, социальные, коллективные), но результат должен быть практически значимым. Презентации целесообразно проводить на школьной конференции, публично (например, в ходе недели проектов), а также в рамках подготовки к конкурсам высоких уровней. При этом следует учитывать сроки их проведения и планировать завершение работ обучающихся, чтобы дать каждому шанс публично заявить о себе и своей работе. Особенности работы над проектом в старшей школе К концу 10 класса необходимо достичь формирования надлежащего уровня компетентности в проектной деятельности, а именно: самостоятельное практическое владение технологией проектирования и исследования. Темы и проблемы проектных работ должны находиться в области самоопределения в соответствии с личностными предпочтениями каждого учащегося. Формы работы – индивидуальные или мини-групповые. Выполнение проектов в 11 (выпускном) классе может быть курсовой работой профильного предмета с защитой результатов на экзамене или рекомендовано в качестве формы сдачи экзамена для одаренных детей, имеющих выдающиеся успехи. Перспективы использования разнообразных форм проектной деятельности широки. Перейдем к примеру использования метода проектов в системе профильного обучения, которое становится ведущим в современном школьном образовании. Интересен опыт использования проектной методики, интегрированной в учебный процесс, использующейся во внеклассной работе и в качестве альтернативного способа организации учебного курса в системе профильного обучения, представленный В.В. Сафоновой и П.В. Сысоевым в предлагаемых ими программах элективных курсов «Культуроведение Великобритании» и «Культуроведение США». Этот вопрос представляется наиболее актуальным, так как в России создается система специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, которая предусматривает профильное обучение старшеклассников на ее старшей ступени, глубокое овладение иностранным языком и знаниями о культуре стран изучаемого языка.
На уроках иностранного языка более распространены учебные проекты. На их разработку требуется меньшее количество времени и, они небольшие по объему. Данные проекты предназначены для использования на конкретном уроке и имеют определенные цели. Проекты такого типа актуальны для использования на обобщающих и итоговых уроках по темам курса. Задача учителя: правильно сформулировать темы проектов, определить круг необходимых вопросов, направленных на реализацию целей и задач конкретного урока. Примерами таких проектов могут служить следующие темы: «How can we help the environment», «My role model», «My summer adventure» и многие другие. Также большое значение в обучении иностранному языку играют мини-проекты. Учащиеся выполняют их дома при подготовке домашнего задания или непосредственно на уроке. Проекты могут быть выполнены не только в письменной форме, но и в устной. Основные формы мини-проектов: монологические и диалогические высказывания, таблицы, рисунки. Задача учителя: добиваться выполнения передачи точного конкретного содержания проекта. Тематика мини-проектов зависит от конкретных целей и тем текущих уроков, разрабатывается учителем и обсуждается с учащимися
Проектная деятельность в начальной школе должна быть посильна и интересна ребёнку. Дети 7-10 лет способны выполнять только очень незамысловатые проекты, которые рассчитаны на день или даже только на несколько часов. Проекты на первой ступени обучения отличаются простотой, несложностью. Ребёнок должен отчетливо представлять задачу, стоящую перед ним и способы её решения. Ведущими видами проектной деятельности в начальной школе являются творческий и ролево – игровой. К творческим проектам на уроках английского языка можно отнести сценарии праздников, самодельные книги - малышки, альбомы, фотоальбомы, стенные газеты, плакаты, выставки рисунков и поделок. Накопив опыт использования проектов в учебном процессе, я хочу поделиться полученными результатами. Процесс обучения английскому языку в начальной школе мною построен так, что изучение некоторых тем заканчивается выполнением творческого проекта. С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей: 1. Расширить вокабуляр детей; 2. Закрепить изученный лексико – грамматический материал; 3. Создать атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей; К примеру: После прохождения темы «Merry Christmas» первый год изучения по УМК «Millie», автор С.И. Азарова, Э.Н. Дружинина, учащиеся принимали активное участие в празднование Рождества. До начало праздника ими были изготовлены поздравительные открытки для родных и близких им людей, разные рождественские украшения: ангелочки, колокольчики, звездочки, поделки: Санта Клаус, композиции со свечами, рождественские веночки, носочки, нарисовали камин. Так же подготовлены электронные презентации: «Деды Морозы разных стран», «Традиции празднования Рождества в Англии». Кроме того, на протяжении нескольких уроков были изучены рождественские песни « O Christmas Tree», «We wish you a Merry Christmas», «Silent Night». На празднике учащиеся получили полное представление о праздновании Рождества в Англии, окунувшись в поток чередующихся событий. Они исполнили ролевую инсценировку на английском языке «Three little Kittens», водили хороводы, пели песни, а также отработали учебный материал. Изучив в разделе Меrry Christmas слова по теме «Моя семья», учащиеся создавали проект «Мое семейное дерево» и семейный фотоальбом
Для организации проектной деятельности на среднем этапе обучения ИЯ в свою практику я внедряю 3 вида проектов: творческий, информационный и исследовательский. В 5 классе продолжается работа над творческими проектами. На этом этапе важно сохранить интерес и усилить мотивацию учащихся к изучению иностранного языка. У них должно сохраниться впечатление, что английский язык – это деятельность, удовольствие. Поскольку многие ребята в возрасте 11-12 лет увлекаются конструированием, дизайном, им можно предложить творческий проект «My Flat. My favourite room», который можно назвать также практико – ориентированный. Учащиеся с разным уровнем языковой подготовки участвуют в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Результатом проекта могут быть чертежи с подробным планом и описанием квартиры, рисунки, макеты своей комнаты и дома - мечты, видеоролики с демонстрацией и описанием своей комнаты. Такой проект позволяет не только подвести итоги по пройденной теме, усвоить лучше лексический и грамматический материал, но и проявить свое творчество, фантазию и побывать в роли художника, архитектора и даже режиссера. В 5 – 9 классах мною внедрены издательские проекты, отражающие самое существенное в содержании темы. Они представлены в виде альбома по теме "Мy family" (5 класс), информационного плаката «Seasons» (5 класс), постеров «My working Day» (5 класс), «Timetable» (5 класс) , коллажа «Our class» (6 класс), стенгазеты «Dogs in our life» (6 класс), листовок « My holiday» (7 класс), буклета «My role model» (8 класс), рекламных проспектов « Places of interests in New York» (9 класс). Одни проекты представлены в виде классической “бумажной версии”, которые выполнены карандашами, фломастерами, красками, а другие – в современном варианте, текст которых набран в Word’е. Сегодня в информационно - образовательной среде для создания какого-либо проекта учащиеся предпочитают использовать компьютерные технологии. Освоив текстовый редактор, они могут использовать имеющуюся в офисном пакете Microsoft Office среду для создания презентаций PowerPoint. Проекты, представленные в виде электронных презентаций, являются как наглядным средством, так и одним из средств развития рефлексии учащихся. То есть компьютерные технологии создают для ученика условия для саморазвития и самосовершенствования. Он может выстраивать собственный образовательный процесс. Учащийся вынужден искать и отбирать необходимые сведения, выстраивать логику высказывания, выражать свое мнение, делать оценку, оформлять информацию и выходить из положения при недостатке языковых средств