Специаьная индивидуальная программа развития Сипр ученика 1 класса I. Общие сведения о ребенке.
- ФИО ребенка:
- Возраст ребенка: 9 лет
- Место жительства:
- Мать:
- Отец: _
- Год обучения в ГКОУ СКОШИ-2 8 вида : 1-ый
- Ступень обучения: 1
- Группа (особые потребности): 2
II. Характеристика ребенка
Психолого-педагогическая характеристика
III. Индивидуальный учебный план на 2016 – 2017 учебный год
Предметные области | Учебные предметы
| Индивидуальные занятия. Количество часов в неделю |
1. Язык и речевая практика | Речь и альтернативная коммуникация | 2 |
2. Математика | Математические представления
| 2 |
3. Окружающий мир | Человек | 2 |
Окружающий природный мир
| 2 |
| Итог 8 |
Расписание индивидуальных занятий.
Дни недели | 1 занятие | | 2 занятие | | 3 занятие | | 4 занятие | | 4 занятие |
понедельник | Речь и альтернативная коммуникация | | Математические представления
| | Окружающий природный мир
| | Человек | Человек |
среда | Математические представления
| | Окружающий природный мир
| | Человек | | Речь и альтернативная коммуникация | Речь и альтернативная коммуникация |
III. Индивидуальный учебный план на 2016 – 2017 учебный год (второе полугодие)
Предметные области | Учебные предметы
| Индивидуальные занятия. Количество часов в неделю |
1. Язык и речевая практика | Речь и альтернативная коммуникация | 2 |
2. Математика | Математические представления
| 2 |
3. Окружающий мир | Человек Окружающий природный мир
| 1 |
4.Изобразительная деятельность | Рисование, лепка, аппликация | 2 |
5.Физическое развитие | Адаптивная физкультура | 1 |
| Итог 8 |
Расписание индивидуальных занятий на 2-ое полугодие
Дни недели | 1 занятие | 2 занятие | 3 занятие | 4 занятие | | 4 занятие |
понедельник | Речь и альтернативная коммуникация | Математические представления
| Окружающий природный мир 1 час | Изобразительная деятельность | Человек |
среда | Математические представления
| Физическое развитие. 1час
| Изобразительная деятельность | Речь и альтернативная коммуникация | Речь и альтернативная коммуникация |
Календарно – тематический план на второе полугодие 2016-2017 г.
Дата | 1 занятие. Речь и альтернативная коммуникация | 2 занятие Окружающий социальный мир.Человек .1ч. | 3 занятие. Изо (рисование.,лепка, аппликация) | 4 занятие. Физическое развитие. 1ч. | 5 занятие Математические представления |
01.17г | Установление зрительного контакта с собеседником.Приветствие собеседника жестом. | Обращение с одеждой и обувью. Узнавание(различение) предметов одежды. | Аппликация:учить сгибать лист бумаги(пополам, вчетверо, по диагонали), скручивать лист бумаги | | Понятие о числе |
январь | Установление зрительного контакта с собеседником.Приветствие собеседника жестом. | | Аппликация:учить сгибать лист бумаги(пополам, вчетверо, по диагонали), скручивать лист бумаги | Упр-ия на развитие координации движения | Понятие о числе |
| Понимание слов, обозначающих цвет(основные цвета) | Обращение с одеждой и обувью. Узнавание(различение) предметов одежды. | Аппликация:учить сгибать лист бумаги(пополам, вчетверо, по диагонали), скручивать лист бумаги | | Число и цифра 1 |
| Понимание слов, обозначающих цвет(основные цвета) | | Аппликация:учить сгибать лист бумаги(пополам, вчетверо, по диагонали), скручивать лист бумаги | Тренировка вестибулярного аппарата | Число и цифра 1 |
| Понимание слов, обозначающие действия (дай, лови, принеси, бери) | Обращение с одеждой и обувью. Узнавание(различение) предметов одежды. | Рисование:учить рисовать точки, линии(вертикальные, горизонтальные, наклонные), соединять точки | | Число и цифра 1 |
| Понимание слов, обозначающиехдействия (дай, лови, принеси, бери | | Рисование:учить рисовать точки, линии(вертикальные, горизонтальные, наклонные), соединять точки | Тренировка вестибулярного аппарата | Соответствие количества, цифры |
| Понимание слов, обозначающиехдействия (дай, лови, принеси, бери | Обращение с одеждой и обувью. Узнавание(различение) предметов одежды. | Рисование:работа с трафаретами. Раскрашивание предметов | | Соответствие количества, цифры |
Дата | 1 занятие. Речь и альтернативная коммуникация | 2 занятие Окружающий соц. мир. Человек | 3 занятие. Изо | 4 занятие. Физическое развитие. | Соответствие количества, цифры |
02.17г | Понимание слов, обозначающих действия (дай, лови, принеси, бери) | Квартира, дом, двор. Узнавание(различение) помещений квартиры. Развитие экспрессивной речи. | Рисование:работа с трафаретами. Раскрашивание предметов. | | Геометрические формы и фигуры |
февраль | Понимание слов, обозначающих предметы (посуда:тарелка,стакан, ложка, вилка.кастрюля) | | Рисование:работа с трафаретами. Раскрашивание предметов. | Учить предавать мяч без отскока от пола, с отскоком от пола, ловить мяч | Дидактические игры |
| Понимание слов, обозначающих предметы (посуда:тарелка,стакан, ложка, вилка.кастрюля).Цвет,форма. | Узнавание(различение) помещений квартиры (спальня, гостиная, кухня, ванная комната,балкон) | Рисование:работа с трафаретами. Раскрашивание в 1-2 цвета | ) | Практические упражнения с цифрой |
| Понимание слов, обозначающих предметы (посуда:тарелка,стакан, ложка, вилка.кастрюля).Цвет,форма. | | Лепка:учить различать пластичные материалы и их свойства(пластилин, тесто) | Узнавание(различение) помещений квартиры (спальня, гостиная, кухня, ванная комната,балкон) | Практические упражнения с цифрой |
| Понимание слов, обозначающих предметы (посуда:тарелка,стакан, ложка,вилка.кастрюля) | Узнавание(различение) помещений квартиры (спальня, гостиная,кухня | Лепка:учить раскатывать тесто скалкой, отрывать кусочки материала от целого куска | | Практические упражнения с цифрой |
| Понимание слов, обозначающих фрукты (банан, яблоко). Цвет, форма | | Лепка:учить раскатывать тесто скалкой, отрывать кусочки материала от целого куска. Отщипывать кусочек от целого куска | Массаж, пальчиковая гимнастика | Практические упражнения с цифрой |
| Понимание слов, обозначающих фрукты ( банан, яблоко). Цвет, форма | Узнавание(различение) помещений квартиры (спальня, гостиная, кухня, ванная комната,балкон) | Лепка:учить размазывать пластилин (по шаблону, внутри контура) | | Практические упражнения с цифрой |
| Понимание слов, обозначающих фрукты (картофель, банан, яблоко). Цвет, форма | | Лепка:учить катать колбаски(на доске, в руках) | Упр для рук, плечевого пояса | Итоговый урок |
Дата | 1 занятие. Речь и альтернативная коммуникация | 2 занятие Окружающий социальный мир. Человек | 3 занятие. Изо (рисование, лепка, аппликация) | 4 занятие. Физическое развитие. | 5 занятие Математич еские представления |
03.17г | Понимание слов, обозначающих овощи(картофель, морковь). Цвет, форма | Предметы быта. Узнавание(различение) предметов мебели. | Рисование:пальчиковое | | Практические упражнения с цифрой1. |
| Понимание слов, обозначающих овощи(картофель, морковь). Цвет, форма | | Рисование:пальчиковое | Игровые упражнения | Число и цифра 2. |
март | Понимание слов, обозначающих овощи(картофель, морковь). Цвет, форма | Предметы быта. Узнавание(различение) предметов мебели. | Аппликация:выполнение простых аппликаций | | Число и цифра 2. |
| Понимание слов, обозн животных. | | Выполнение простых аппликаций с учителем | Упр на развитие двигательной активности | Число и цифра 2. |
| Понимание слов, обознач. животных. Части тела | Учить соотносить себя со своим отражением в зеркале | Рисование:работа с красками. Учить соблюдать последовательность действий при работе с красками | | Соответствие количества, цифры 2 |
| Понимание слов, обознач. животных. Части тела | | Рисование:учить различать основные цвета | Упр на развитие двигательной активности | Понятие о количестве |
| Понимание слов, обознач. животных. Части тела | Учить относить себя к определенному полу. | Рисование:раскрашивание предметов | | Понятие о величине |
Дата | 1 занятие. Речь и альтернативная коммуникация | 2 занятие Человек | 3 занятие. Изо | 4 занятие. Физическое развитие. | 5 занятие Математич представления |
04.17г | Понимание слов, обознач. животных. Части тела | | Рисование:работа с трафаретами, раскрашивание | Упр для растягивания мышц | Практические упражнен с цифрой |
| Понимание слов, обознач. животных. Части тела | Дать представления о возрастных изменениях человека | Рисование:работа с трафаретами, раскрашивание | | Практические упражнен с цифрой |
апрель | Стихи Агнии Барто. Узнавание, показ героев | | Лепка:работа с пластилином.учить катать колбаски,шарики. | Упр для растягивания мышц | Практические упражнен с цифрой |
| Стихи Агнии Барто. Узнавание, показ героев | Учить определять «моё» и «не моё». | Лепка:работа с пластилином | | Практические упражнен с цифрой |
| Стихи Агнии Барто. Узнавание, показ героев | | Лепка:работа с пластилином.Учить сгибать колбаску в кольцо, закручивать колбаски в жгутик | Упр для укрепления брюшного пресса | Дидактические игры |
| Сказки. Учить слушать сказки и запоминать персонажи | Учить показывать на фотографии членов своей семьи | Аппликация: выполнение простых аппликаций с учителем (на тарелке) | | Дидактические игры |
| Сказки. | | Аппликация: выполнение простых аппликаций с учителем (на тарелке) | Упр для укрепления брюшного пресса | Число и цифра 3 |
| Сказки. | Учить показывать на фотографии членов своей семьи | Аппликация: выполнение простых аппликаций с учителем | | Число и цифра 3 |
Дата | 1 занятие. Речь и альтернативная коммуникация | 2 занятие Человек | 3 занятие. Изо (лепка,рисование,аппликация) | 4 занятие. Физическое развитие. | 5 занятие Математические предст |
05.17г | Понимание слов,обозн предметы | Учить показывать на пальчиках свой возраст | Рисование предметов округлой формы | | Число и цифра 3 |
| Понимание слов,обозн предметы | | Рисование предметов квадратной формы | Пальчиковая гимнастика, физические упр | Число и цифра 3 |
май | Понимание слов,обозн предметы | Учить показывать на пальчиках свой возраст | Рисование предметов треугольной формы | | Практические упр с цифрой |
| Развитие импрессивной и экспрессивной речи | | Лепка:плетение из 2-х. из 3-х колбасок | Подвижные игры на развитие координации | Практические упр с цифрой |
| Продолжить работу по формированию умения понимать обращенную речь | Итоговый урок | Лепка:декоративная | Подвижные игры на развитие координации | Практические упр с цифрой |
- IV.Условия организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся.
-
Требования к материально-техническому обеспечению должны быть ориентированы не только на обучающихся, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в «норме» необходимостью индивидуализации процесса образования обучающихся.
Специфика данной группы требований состоит в том, что все вовлечённые в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике, либо специальному ресурсному центру в образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребёнка.
Должна быть обеспечена материально техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлечённых в процесс образования информационно-техническими средствами (доступ в интернет, скайп и др.).
V. Содержание образования
Приоритетные образовательные предметы:
1. Речь и альтернативная коммуникация
2. Математические представления
3. Человек
4. Окружающий природный мир
Базовые учебные действия.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
Формирование учебного поведения:
Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
Умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);
Использование по назначению учебных материалов;
Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Формирование умения выполнять задание:
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т. д.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит на индивидуальных занятиях по учебным предметам в рамках учебного плана.
Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.
Пояснительная записка
Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития по варианту 2 АООП является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Рабочая программа по организации учебного процесса во 1 классе составлена на основе:
ФГОС от 19.12.2014г. приказ № 1599, Адаптированной основной общеобразовательной программы, варианта 2, нацеленной на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей;
учебного плана школы;
Программа включает следующие разделы:
Язык и речевая практика
Математика
Окружающий мир
Обоснование выбора данной программы
Данная учебная программа составлена для обучающегося с умственной отсталостью в умеренной степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1) направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.
Данная учебная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения больного ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.
Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.
По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.
Этим обоснован выбор данной образовательной программы соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с выраженной умственной отсталостью.
Основные цели и задачи коррекционного обучения:
1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.
2.Развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности.
3.Формирование представлений о себе как «я», значимой и
равноправной личности для окружающих.
4.Формирование коммуникативных умений и социальных
контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.
5.Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;
6.Бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы.
Формы организации учебного процесса:
Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.
Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.
Последовательность использования упражнений:
практические упражнения;
упражнения с картинками;
Виды деятельности учащегося на уроке:
- наблюдение;
- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,
аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;
- игры-имитации, жестово-образные игры;
- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;
- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка.
Сроки освоения образовательной программы определяются индивидуальными возможностями конкретного ребенка.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и формирование жизненной компетенции), задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.
- Язык и речевая практика
1. 1. Речь и альтернативная коммуникация.
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека.
Умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.
2)Овладение доступными средствами коммуникативного общения–вербальными и невербальными.
Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов, коммуникативных таблиц, тетрадей, воспроизводящих (синтезирующих) речь, устройств (коммуникаторы, персональные компьютеры, др).
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации и в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
Использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
- Математика.
Математические представления
Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые) пространственные, временные представления.
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
2. Математика.
2.1. Математические представления
1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления. * Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. * Умение пересчитывать предметы в доступных пределах. * Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 5-ти. * Умение обозначать арифметические действия знаками. * Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.
3. Человек
Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
Представление о собственном теле.
Отнесение себя к определенному полу.
Умение определять «моё»и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностями ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
Умение следить за своим внешним видом.
4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
- 4.Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области.
Речь и альтернативная коммуникация.
Пояснительная записка.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития данного ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими: Ученик имеет нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, у него отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности, а также отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. Кроме того, понимание речи данного ученика окружающими значительно затруднено.
В связи с этим, обучение ребенка речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у него потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации социального общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Программно-методический материал по «Общению» представлен следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.
Ученик не владеет устной (звучащей) речью, ему подобраны альтернативные средства коммуникации. К ним относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (пиктограмма, фотография, цветная картинка, черно - белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Общение» включает:
Графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
Электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.) ;
аудио и видео программы.
Содержание предмета.
- Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др. Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты и др) . Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.)
Экспрессивная речь.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные. Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи).Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др).
Математические представления
- Пояснительная записка.
-
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т. д.
Для учащегося с выраженным нарушением интеллекта овладение элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения затруднено. Основным приемом в обучении, в котором ребенок непроизвольно осваивает доступные для него элементы математики, является создание практических ситуаций, в которых ребенок учится применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т. п.
Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений применение их в повседневной жизни.
Данная программа построена на основе следующих разделов:
«Количественные представления», «Представления о форме».
Примерное содержание предмета.
- Количественные представления.
- Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество.
- Пространственные представления.
- Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела).
- Окружающий природный мир
- Пояснительная записка.
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами:
«Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления»,
«Объекты неживой природы».
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь). Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений у детей должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные/несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование).
Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и не съедобных грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (вт. ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий) ; наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся) ; муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, скотный дворик, огород, теплица и др.
В семье мальчика выращивают растения и содержат животных
Примерное содержание предмета.
- Растительный мир.
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/стебель, ветка, лист, цветок).
Животный мир.
Знание основных признаков животного. Узнавание (различение) домашних животных (корова, лошадь, кот, собака
- Объекты природы.
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе.
Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.
-
- Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь).
Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, гром, ветер, дождь).
Человек. Пояснительная записка.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
У ребенка слабо сформировано представление о себе, он недостаточно отождествляет себя с собственным именем, часто говорит о себе в третьем лице. С детьми не играет, не замечает их на игровой площадке. Круг общения ограничен (родные и учитель).
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена). Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову и т. д. Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды. Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой. Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет». В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлось доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.
Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать руки и т. д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. Например, формирование гигиенических навыков начинают с формирования умения мыть руки, лицо, чистить зубы. На последнем этапе обучения ребенок учится принимать душ, мыть голову и т. д.
При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия специалистов и родителей. Работа, проводимая педагогом индивидуального обучения, должна продолжаться родителями. В домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания.
Для реализации программы по предмету «Человек» материально-техническое обеспечение включает: тренажеры для обучения обращению с одеждой и обувью; насадки для столовых приборов и другая посуда, предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др
Представления о себе.
Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Идентификация себя как мальчика. Узнавание (различение) частей тела (голова, волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот) , руки (локоть, ладонь, пальцы) , ноги (колено, пальцы) .
Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы).
Гигиена тела.
Различение вентилей с горячей и холодной водой. Вытирание рук полотенцем Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Нанесение крема на руки.
Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.
Очищение носового хода.
Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос.
Мытье ушей. Чистка ушей. Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела: ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела. Гигиена интимной зоны.
Обращение с одеждой и обувью.
Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер, рубашка, футболка, майка, трусы, брюки носки (колготки).
Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки). Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка). Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог) . Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка) . Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк). Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог). Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например: надевание колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты
Туалет.
Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой/большой нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.
- Прием пищи.
Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана) : захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана) , втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту , снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.
- Семья.
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье.
- Условия организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся.
-
Требования к материально-техническому обеспечению должны быть ориентированы не только на обучающихся, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в «норме» необходимостью индивидуализации процесса образования обучающихся.
Специфика данной группы требований состоит в том, что все вовлечённые в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике, либо специальному ресурсному центру в образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребёнка.
Должна быть обеспечена материально техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлечённых в процесс образования информационно-техническими средствами (доступ в интернет, скайп и др.).
V. Перечень специалистов, участвующих в реализации СИПР.
Учитель индивидуального обучения, социальный педагог, логопед.
VI. Программа сотрудничества с семьей обучающегося.
Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий:
Задачи | Мероприятия | Отчет о проведении |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка | «Организация свободного времени дома », «Реализация СИПР в домашних условиях », «Формирование социально – бытовых навыков у ребенка с ТМНР». | |
обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИОП, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации | участие родителей в разработке СИПР посещение родителями уроков/занятий; консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы; | |
организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИОП и результатах ее освоения | личные беседы; | |
организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях | привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий: «1 сентября – День Знаний» «Мама, папа, Я – спортивная семья» «Новогодний праздник» «Последний учебный день» | |
Мероприятия:
Задачи | Возможные мероприятия | |
Психологическая поддержка семьи | тренинги, психокоррекционные занятия, встречи родительского клуба, индивидуальные консультации с психологом |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка | индивидуальные консультации родителей со специалистами, тематические семинары |
обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР | договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и образовательной организацией; убеждение родителей в необходимости их участия в разработке СИПР в интересах ребенка; |
обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации | консультирование; |
организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения | ведение дневника наблюдений (краткие записи); информирование электронными средствами; личные встречи, беседы; просмотр и обсуждение видеозаписей с ребенком; |
организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях | привлечение родителей к планированию мероприятий; анонсы запланированных внеурочных мероприятий; поощрение активных родителей. |
VII. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.
Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.
Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:
специально подобранные предметы,
графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а так же составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы) ,
алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения») ,
электронные средства (устройства, записывающие на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).
Выше перечисленные и другие средства могут и должны использоваться для развития вербальной (речевой) коммуникации с теми обучающимися, для которых она становится доступной.
Освоение предметной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала:
предметов различной формы, величины, цвета,
изображений предметов, людей, объектов природы, цифр идр.,
оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,
программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений,
калькуляторов и других средств.
Формирование доступных представлений об окружающем мире и практики взаимодействия с ним в рамках предметной области
«Окружающий мир» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы (растительными животным) . В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, живые уголки, расположенные в здании образовательной организации, а так же теплицы, сенсорный сад и др. объекты на прилегающей к образовательной организации территории.
Формирование представлений о себе, своих возможностях в ходе освоения учебного предмета «Человек» (знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми) в рамках данной предметной области происходит с использованием средств, расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт обучающихся. В частности, сенсорных средств, воздействующих на различные чувственные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на окружающую действительность. Важно, чтобы в образовательной организации имелся арсенал материалов и оборудования, позволяющих обучающимся осваивать навыки самообслуживания, доступной бытовой деятельности. Учебный предмет «Человек» предполагает использование широкого спектра демонстрационного учебного материала (фото, видео, рисунков) , тематически связанного с социальной жизнью человека, ближайшим окружением. Данные материалы могут использоваться, как в печатном виде (книги, фотоальбомы) , так и в электронном (воспроизведение записи с носителя электронной информации) . По возможности для освоения социальных ролей и общепринятых правил в процессе обучения используются различные ролевые игры, для которых в арсенале учебно-дидактических средств необходимо иметь игрушки, игровые предметы и атрибуты, необходимые в игровой деятельности детей: мебель, посуда, транспорт, куклы, маски, костюмы и т. д.
VIII. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Условные обозначения
Уровни освоения (выполнения) действий / операций |
1. Пассивное участие / соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). | |
2. Активное участие. действие выполняется ребёнком: | |
- со значительной помощью взрослого | |
- с частичной помощью взрослого | |
- по последовательной инструкции (изображения или вербально) | |
- по подражанию или по образцу | |
- полностью самостоятельно | |
Сформированность представлений |
1. Представление отсутствует | - |
2. Не выявить наличие представлений | |
3. Представление на уровне: | |
- использования по прямой подсказке | |
- использование с косвенной подсказкой (изображение) | |
- самостоятельное использование (узнает объект, не узнает объект) | + |
Учитель: | _________________ | |
| | |
Родители: | _________________ | /______ |
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений, действий/ операций, внесенных в СИПР.
Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.