Просмотр содержимого документа
«Специфика методов исследования в возрастной и психологии»
Специфика методов исследования в возрастной и психологии
метод изучения продуктов деятельности
метод опроса
тест
методы оказания психологической помощи и поддержки
социометрия
биографический метод
Основные методы:
наблюдение
эксперимент
Для определения точных возрастных норм психического развития ребенка необходимо сочетание метода «поперечных срезов» и лонгитюдного.
Метод поперечных срезов — психологическое исследование, при котором эксперимент проводится один раз и при этом одновременно изучаются группы людей разного возраста.
Лонгитюдное исследование — длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека
Требования к методам:
1. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ :
- «эффект ореола» связан со склонностью наблюдателя к обобщению поведения наблюдаемого.
- ошибка «ложного согласия» состоит в том, что наблюдатель в оценке поведения следует мнению окружающих, сложившемуся о нем.
- ошибка «средней тенденции» связана со склонностью ориентироваться на типичные, «среднестатистические» для каждого человека поведенческие проявления, а не отличные от обычных формы.
- ошибка «первого впечатления» является результатом переноса сложившихся стереотипов восприятия на наблюдаемого человека.
Требования к методам:
2. МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА:
- привлекательность деятельности, выполняемой ребенком в эксперименте;
- постоянство стимульного материала по содержанию на протяжении нескольких возрастных периодов;
- легкость овладения формальной стороной выполняемой и регистрируемой в эксперименте деятельности;
- возможность завершения каждого экспериментального задания удачей для испытуемого.
МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
– это исследовательский метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний, навыков и умений, интересов и способностей человека, развитие различных психических качеств и свойств личности на основе анализа продуктов его деятельности.
Продуктами деятельности могут выступать дневниковые записи, архивные материалы, художественные тексты и т. д.
Требования к методам:
3. МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- анализируя продукты деятельности, следует установить, являются ли они результатом типичной, характерной для данного человека деятельности или созданы случайно;
- необходимо знать, в каких условиях протекала деятельность;
- анализировать не единичные, а многие продукты деятельности.
МЕТОД ОПРОСА
представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
Требования к методам:
4. МЕТОД ОПРОСА:
- не использовать слова, которые являются научными терминами или непонятные детям/взрослым;
- нельзя в качестве значений признака применять неконкретные и общие понятия («часто – редко», «много-мало»), их следует конкретизировать («раз в месяц», «раз в неделю»и т.д.).
СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД —
анализ межличностных взаимоотношений в малых группах.
Требования к методам:
5. СОЦИОМЕТРИЯ:
Следует учитывать возраст испытуемого.
МЕТОДЫ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ПОДДЕРЖКИ
Направлены на создание условий для целостного психологического развития школьников и на решение конкретных проблем, возникающих в процессе развития.
Требования к методам:
6. МЕТОДЫ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ПОДДЕРЖКИ:
- активное социальное обучение (тренинг)- совокупность методов, направленных на развитие знаний, социальных установок, умений и навыков самопознания и саморегуляции, общения, межличностного взаимодействия.
- индивидуальное и групповое консультирование – оказание педагогом-психологом непосредственной психологической помощи людям в виде советов и рекомендаций.
- психологическая коррекция – направленное психологическое воздействие с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности.
ТЕСТ
представляет собой стандартизированные и адаптированные методики психодиагностики, т. е. специализированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить психофизиологические и личностные характеристики, способности, а также знания, умения и навыки испытуемого с целью установления их годности к выполнению конкретной работы и оптимального применения их талантов.
Требования к методам:
7. ТЕСТ
1) процедура проведения теста должна быть единообразна для получения сравнимых с нормой результатов;
2) единообразие в анализе результатов выполнения теста;
3) установление норм выполнения теста для соизмерения с ними показателей, полученных в результате обработки данных тестирования.
- Валидность — обоснованность и пригодность применения методик и результатов исследования в конкретных условиях
- Надежность