СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфика обучения информатике в условиях проектирования единой информационно-образовательной среды

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Специфика обучения информатике в условиях проектирования единой информационно-образовательной среды»

Специфика обучения информатике в условиях проектирования единой информационно-образовательной среды

Кадейкина Ольга Петровна

МБОУ Хреновская СОШ №1

учитель информатики и математики

[email protected]

С 2017 года школа занимается развитием различных компетенций школьников инженерной направленности или сопряженных с ними. Когда мы задумывались о формировании единой информационно-образовательной среды школы, встала первостепенная необходимость объединение информационно-образовательных ресурсов, накопленных и получаемых знаний. Многие предметные области, которые раньше изучались без внедрения информационных технологий, сегодня невозможно в принципе реализовать без них. В то же время, активное внедрение в образовательный процесс информационных технологий, необратимым образом изменяет и сам процесс обучения информатике, его содержательную, организационную и методическую основы. Главная задача исключить дублирование, устранить пробелы в знаниях, связанные с опережающим обучением, выстроить единую образовательную траекторию с учетом индивидуализации процесса обучения. Таким образом, на современном этапе развития образования разработка общей методологии проектирования информационно-образовательной среды на уроке информатики имеет огромное значение.

Применение информационных технологий позволяет использовать новые ресурсы информации, такие как электронные учебники, виртуальные лаборатории и т.д.; обеспечивать выход в глобальные компьютерные сети; осуществлять разработку и внедрение новой методической и технологической базы, способной учитывать специфику обучения информатике на основе использования компьютерных и телекоммуникационных технологий, психолого-педагогические особенности применения этих технологий в организации учебного процесса. Когда я начала преподавать информатику никто не задумывался о кибербезопасности, не было необходимости рассказывать школьникам о социальных сетях и методам безопасного общения в них – их не было…

Выстраивая единую образовательную траекторию, мы отталкиваемся от интересов наших ребят, социального заказа и учитываем множество других факторов. На наш взгляд, мудрость педагогической деятельности заключается в том, чтобы увидеть то, что часто не видно и не понятно самому ученику или его родителям.

Мы проанализировали, какие учебные курсы, кружки выбирают дети, конечно, они идут туда где весело, легко и интересно. А Бобровскому муниципальному району в ближайшее время очень будут нужны специалисты, основу работу которых составляет программирование в различных его вариациях. Вы думаете это программисты, системные администраторы? А это сварщики, токаря, фрезеровщики и т.д. Но все они будут работать на высокотехнологичном оборудовании с числовым программным управлением. А вы любили в школе Бейсик, Паскаль, алгоритмической язык? По своему опыту скажу, что таких единицы. Поэтому мы решили разработать «хитрый» образовательный маршрут «Программирование – занятие для каждого».

Изучая раздел информатики «Алгоритмизация и программирование», многие учащиеся (особенно гуманитарной направленности) не понимают основных структур и теряют интерес к обучению.

Чтобы заинтересовать детей, мы знакомимся с программированием с начальной школы. С первого класса в нашей школе проводятся занятия внеурочной деятельности по робототехнике (конструктор LegoWedo), где разбираем базовые и пишем собственные программы для созданных моделей. В 4 классе мы изучаем данную тему на конструкторах LegoWedo 2.0, поднимая на ступеньку уровень сложности.

С пятых классов используем более сложные наборы. Нами разработаны два курса для тех, кто уже занимался робототехникой и для тех, кто выбрал этот курс впервые, а также курсы различной продолжительности.

Чтобы продолжить цепочку в программирование с использованием датчиков, сенсоров, но показать их реальное значение на производстве с 8 классов мы планируем ввести занятия с применением комплектов мехатроники, где ребята, используя знакомые алгоритмы, уже смогут построить различные макеты производственных линий. Работа с техникой формирует понимание алгоритма, аналитическое мышление, навыки проектирования. И опять мы сталкиваемся с единым образовательным пространством и необходимостью интеграции изучения учебных курсов, различных школьных предметов. Например в мехатронных комплексах появляются пневматические приводы, а к 8 классу этих знаний по физике может быть маловато, будем внедрять блиц-курс по физике или модуль Физика+ .

Практически все школьники не равнодушны к 3d-ручкам, 3d-принтерам, особенно, когда выполненную деталь можно понести домой. Мы воспользовались этим и ввели курсы по 3d-моделированию. Сначала весело интересно рисуем, строим, придумываем, но в основе всего лежит g-код и да, да мы опять приходим к программированию. Что заставляет заучивать скучную кодировку и писать программы? Дух соперничества. Каждый хочет получить более качественную деталь, чтобы она быстрее «выросла» на принтере, ну и поехать на конкурс от школы, победить.

Таким образом, информационно-образовательная среда школы представляет собой качественно новый уровень организации обучения (информатике в частности), важным аспектом которого является педагогическое проектирование, которое предполагает грамотное органичное определение структуры и содержания учебно-познавательной деятельности самого обучаемого, ориентацией на четко определенные цели и подразумевает структурную и содержательную целостность всего учебно-воспитательного процесса.

Я никогда не думала, что мне доведется строить единый образовательный вектор моих учеников с учителями технологии и ИЗО. С 2017 года мы работаем в очень тесном партнерстве. В школу поступили станки с числовым программным управлением, и опять программирование встало во главу угла. Мы долго разбирались, спорили, но разработали и этот образовательный маршрут. Теперь мои ученики понимают, чем на практике полезно составлять программы. Они уже выточили подставки для телефонов, создали подсвечники и т.д. А для подсвечники важен и дизайн. Здесь мы получаем интеграцию с изобразительным искусством, объемным моделированием, а закончится все моей информатикой-программой на флэшке, которую и будет выполнять станок.

Пока я вам рассказала о едином образовательном пространстве в изучении только одного раздела информатики, а их много и во всех мы стараемся выстроить единые образовательные маршруты с коллегами.

Уже сегодня гуманитарные науки активно используют информатику и математику, и сращивание дисциплин будет продолжаться.

Благодаря очень простым, игровым образовательным проектам многие наши школьники считают, что программирование — это очень легко.

Ежегодно 45-50 наших школьников поступают в ХЛК, где учатся на сварщиков, токарей, фрезеровщиков, а также о специальности «Технология машиностроения», затруднений в обучении у них нет потому, что и здесь мы стараемся построить вектор преемственности обучения. Понимая, что им очень нужно черчение мы его ввели, но мы также понимаем, что мало кто сегодня чертит только за кульманом и тут начинается моя работа. Мы ведем курсы автоматизированного проектирования, причем не только я учитель школы, но и преподаватель колледжа.

Мы чуть больше года работаем в этом направлении и обязательно продолжим, потому что увидели реальные результаты. Наши дети занимают призовые места на различных конкурсах, выбирают профессии технической направленности, активнее посещают кружки.


1