СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфика семей воспитывающих детей с РДА

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные направления и содержание помощи семье

Просмотр содержимого документа
«Специфика семей воспитывающих детей с РДА»

Специфика семей воспитывающих детей с РДА.

Основные направления и содержание помощи семье.


Автор: Окользина Наталья Михайловна

Организация: МБДОУ № 9

Населенный пункт: Республика Башкортостан г. Салават


Слайд 1. Семья, в которой воспитывается ребенок с РДА, может быть большой – с братьями и сестрами, окруженная бабушками и дедушками, а может быть и малой – только мать с ребенком. Разный состав семей, разное материальное и социальное положение, но переживания чаще всего сходны.

Нельзя отрицать тот факт, что члены семей, в которых воспитываются дети с аутизмом, обладают рядом специфических личностных черт. Длительные наши наблюдения и практика работы с такими семьями позволяет сделать вывод, что эти особенности вторичны, они возникают вследствие наличия у ребенка особенностей развития.

Слайд 2. После первого стресса, вызванного постановкой диагноза, переживания родителей приобретают яркую специфику, характерную именно для родителей аутичных детей, что связанно с неопределенностью будущего. Родители не знают, будет ли их ребенок признан обучаемым, будет ли он посещать детский сад и какой, пойдет ли он в школу, не будет ли их ребенок изгоем в коллективе и все их опасения перечислять можно очень долго. Самый значительный стресс семьи испытывают от непредсказуемости поведения ребенка и связанных с этим проблем в социальном и межличностном общении.

Семья аутичного ребенка часто лишена моральной поддержки не только знакомых, но и близких людей, родителям бывает трудно объяснить окружающим причины неправильного поведения ребенка, его капризов, отвести от себя упреки в его избалованности. Нередко семья сталкивается с нездоровым интересом соседей, с недоброжелательностью, агрессивной реакцией людей. Родители испытывают стресс, когда поведение ребенка привлекает внимание к семье. Реакция родителей различна. Большинство молчит либо просто уходит, и лишь единицы пытаются объяснить окружающим состояние ребенка.

Слайд 3. Все члены семьи такого ребенка переживают стресс, который в наибольшей степени проявляется у матерей. Они не только испытывают чрезмерные ограничения личной свободы из-за сверхзависимости от детей, но и имеют очень низкую самооценку, считая что, недостаточно хорошо справляются со своей материнской ролью. У матери аутичного ребенка естественны проявления депрессивности, раздражительности, эмоционального истощения.

Слайд 4. Отцы, как правило, избегают ежедневного стресса связанного с воспитанием аутичного ребенка, проводя больше времени на работе. Тем не менее, они тоже переживают чувство вины и разочарования, на них ложатся задачи материального обеспечения, ухода за таким ребенком, которые обещают быть пожизненными. Отцы озабочены социально приемлемым поведением своих детей, их социальным статусом и карьерой.

Велика вероятность распада семей, не сумевших преодолеть кризис, вызванный рождением ребенка с аутизмом, семьи распадаются из-за взаимных обвинений супругов в ответственности за рождение больного ребенка.

Слайд 5. В особой ситуации растут братья и сестры таких детей, они тоже испытывают бытовые трудности, и родители часто вынуждены жертвовать их интересами. В какой-то момент они чувствуют обделенность вниманием, считают, что родители их любят меньше. Иногда они рано взрослеют, а иногда формируют особые защитные установки, а это в свою очередь дополнительный источник стресса для родителей. Братья и сестры могут страдать от недостатка информации, неадекватно оценивать семейные ситуации, не понимать своей роли в семье и ощущать себя вторым отцом или матерью.

Ощущение матерями отличия себя и больного ребенка от окружающих распространяется и на других членов семьи. В социуме эти люди также чувствуют себя обесцененными. При этом одни из них пытаются отдалиться от аутичного ребенка, а другие – попытаться до минимума сократить контакты с посторонними.

Семья – это важнейший ресурс, именно в ней ребенок получает первые знания, навыки и переживания. Невозможно помочь ребенку, не помогая его семье.

Слайд 6. В последнее время, с каждым годом увеличивается число детей с выраженными особенностями эмоционально-волевой сферы.   В нашем городе имеется опыт оказания помощи дошкольникам данной категории на базе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 9» города Салават. 7 детей с РДА в возрасте от 4 до 6 лет посещают группы для детей с нарушением интеллекта в режиме «полного» дня. Количество воспитанников в группе до 10 человек.

 Организуя работу с аутичными детьми, мы понимали, что эффективность проводимой в данном направлении работы во многом зависит от создания особых условий, в которых реально можно было бы сочетать психологическую, педагогическую, медицинскую и другие виды помощи.

В нашем ДОУ с детьми и их родителями работают специалисты разного профиля: 4 учителя-дефектолога, педагог-психолог, логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, физкультурный работник, невролог, медицинский персонал.

Слайд 7. Коррекционная  работа  осуществляется поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического  дизонтогенеза  ребенка   с   РДА. Длительность каждого этапа для каждого воспитанника определяется индивидуально, в зависимости от его особенностей, возраста и скорости накопления адаптивных возможностей.  Оценка состояния ребенка - аутиста, проводится комплексно всеми специалистами. Такая оценка служит основой для разработки индивидуального плана коррекционной помощи. Индивидуальная программа для каждого ребенка разрабатывается на короткий срок (обычно на 2-3 месяца). Работа специалистов во многом переплетается, они дополняют друг друга, но не заменяют. Все ищут пути облегченной коммуникации с ребенком, при этом каждый педагог выполняет свои функции и использует свой инструментарий.

Особое значение в коррекционно-развивающей работе с детьми с ранним детским аутизмом имеет работа с родителями. Именно родители заинтересованы в преемственности помощи таким детям, начиная с дошкольного возраста и заканчивая профориентацией, трудоустройством, достойным качеством жизни.

Формы и содержание работы с родителями определяются степенью их готовности к сотрудничеству. Особое внимание мы уделяем формированию у родителей мотивации к дальнейшей совместной работе.

Слайд 8. Первым и важным этапом в оказании психологической помощи матерям явилась индивидуальная консультативная работа. На консультациях родители знакомились с результатами прохождения ПМПК, психологической диагностики, адаптации, подробно оговаривалась работа всех специалистов ДОУ, давались рекомендации по коррекционной работе с ребенком дома.

На индивидуальных и групповых консультациях мы знакомим родителей с подготовленной специалистами программой воспитания и обучения ребенка.

Далее работа с семьей продолжается в виде комплексных домашних заданий дефектолога и психолога. Это дает возможность держать родителей в курсе проводимой коррекционной работы, а также обучать их некоторым педагогическим приемам.

Как работу с родителями мы рассматриваем также их обязательное присутствие на индивидуальных коррекционных занятиях с ребенком, где они вовлекаются во взаимодействие в системе «родитель-ребенок-педагог». Вариантом такой формой работы являются «дни открытых дверей», когда родители приглашаются на индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия всех специалистов ДОУ.

Каждый месяц специалистами нашего ДОУ проводятся различные родительские лектории, мастер-классы для родителей, на которых они получают много информации о путях и способах развития детей.

Слайд 9. Родители принимают участие в групповых занятиях, тренингах. Сама возможность встречаться и общаться с семьями, имеющими детей с РДА, влияет на родителей позитивно. Они перестают чувствовать себя одинокими в своей проблеме, устанавливают приятельские отношения с другими семьями, обмениваются опытом, имеют возможность открыто поделиться своими проблемами, будучи полностью уверенными в том, что их поймут и поддержат. Кроме родителей мы всегда рады встретиться и побеседовать с бабушкой и дедушкой аутичного ребенка. Всегда чутко реагируем на их обращение, и оказываем психолого-педагогическую помощь.

Позитивный психологический климат семьи, несомненно, влияет на развитие ребенка; в свою очередь, заметная динамика в развитии ребенка положительно сказывается на эмоциональном состоянии родителей. Эти процессы взаимозависимы. Поэтому так важно, занимаясь проблемами детей аутистов, уделять большое внимание работе с их семьями.

Мы находимся в состоянии постоянного поиска интересных результативных методах работы с такими особенными детьми и их семьями.