Спецификация контрольных измерительных материалов
для проведения итоговой работы по истории обучающихся 9 классов.
Назначение итоговой работы.
Назначение итоговой работы – оценить уровень знаний по истории обучающихся 9-х классов.
Документы, определяющие нормативно-правовую базу итоговой работы.
Содержание работы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897)
Подходы к отбору содержания, разработке структуры итоговой работы
Содержание предмета «История» включает изучение двух курсов: истории России, занимающей приоритетное место в учебном процессе, и всеобщей истории. В итоговой работе представлены задания, ориентированные на проверку знаний по истории России и по истории зарубежных стран, изучаемой в курсе Новой истории. В основу распределения заданий по уровню сложности положена характеристика видов деятельности, используемых учащимися при выполнении соответствующих заданий.
Структура работы отвечает цели построения системы дифференцированного обучения в современной школе. Дифференциация обучения направлена на решение двух задач: формирования у всех учащихся базового уровня по истории, составляющей функциональную основу общего образования; одновременного создания условий способствующих получению частью учащихся повышенного и высокого уровня, достаточной для активного использования знаний по предмету во время дальнейшего обучения.
Для определения уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) по предмету история у учащихся 9 классов, предусматривается три уровня в работе, а также используются различные типы заданий.
Контрольный материал должен включать в себя следующие задания:
1 уровень – задания закрытого типа – Упрощенная формулировка вопроса, предполагающего элементарный ответ в рамках минимума содержания образования. Например: знание (фиксация) – перечисли, назови, продолжи; понимание – смысл своими словами, установить взаимосвязь.
2 уровень – задания закрытого или (и) открытого типа – Формулировка вопроса для «среднего» ученика, предполагаемый ответ в рамках образовательного стандарта. Например: применение – объясни, реши, напиши, составь; анализ – как?, почему?, причина, следствие, сравнение, классификация.
3 уровень – задания открытого типа – Задания повышенной сложности, соответствующие заданию (отсутствуют выбор готовых вариантов ответов, учащийся самостоятельно формулирует развернутый ответ).
Характеристика структуры и содержания итоговой работы.
Итоговая работа состоит из трех уровней, где 10 заданий на 1 уровне, на втором уровне 4 задания и 1 задание на третьем уровне:
Таблица 1
Уровень | Тип задания | Количество заданий, вопросов | Количество баллов |
1 | Закрытого типа, с выбором ответа | 10 | 10 |
2 | Закрытого или (и) открытого типа, с кратким ответом | 4 | 8 |
3 | С развернутым ответом | 1 | 3 |
Итого: | 15 | 21 |
Время выполнения работы.
На выполнение работы отводится 40 минут. Дополнительное оборудование не требуется.
Система оценивания выполнения итоговой работы
Таблица 2
Баллы | Отметка | Процент выполненной работы | Уровень сформированности УУД |
20-21 баллов | Отметка «5» | 95-100% | Высокий |
16-19 баллов | Отметка «4» | 75-94% | Повышенный |
11-15 баллов | Отметка «3» | 52-74% | Базовый |
0-10 баллов | Отметка «2» | Менее 51% | Не достигнут |
Рекомендации по подготовке к итоговой работе.
К итоговой работе можно готовиться по учебникам рекомендованным и допущенным Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017-2018 учебный год (и используемым в школах в последние три-четыре года). Перечень учебников размещен на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu.ru) в разделе «Документы министерства».
Задания в итоговой работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов, указанных в таблице 4.
Таблица 3
№ задания | Количество баллов |
1-10 | 1 балл – правильный ответ; 0 баллов – неправильный ответ Итого: 10 баллов |
11 | 2 балла – правильный ответ; 0 баллов – неправильный ответ Итого: 2 балла |
12 | 2 балла – правильный ответ; 0 баллов – неправильный ответ Итого: 2 балла |
13 | 2 балла – правильный ответ; 1 балл – одна ошибка; 0 баллов – неправильный ответ Итого: 2 балла |
14 | 2 балла – правильный ответ; 1 балл – одна ошибка; 0 баллов – неправильный ответ Итого: 2 балла |
15 | 3 балла – правильный ответ; 2 балла – допущена 1 ошибка 1 балл – допущено 2 ошибки; 0 баллов – неправильный ответ Итого: 3 балла |
Таблица 4.
№ вопроса | уровень | Тип задания | Примерное время выполнения |
| 1 | Тест с выбором ответа | 2 мин. |
| 1 | Тест с выбором ответа | 2 мин. |
| 1 | Тест с выбором ответа | 2 мин. |
| 1 | Тест с выбором ответа | 2 мин. |
| 1 | Тест с выбором ответа | 2 мин. |
| 1 | Тест с выбором ответа | 2 мин. |
| 1 | Тест с выбором ответа | 2 мин. |
| 1 | Тест с выбором ответа | 2 мин. |
| 1 | Установить соответствие | 2 мин. |
| 1 | Тест с выбором ответа | 2 мин. |
| 2 | Установить соответствие | 3 мин. |
| 2 | Работа с картой | 3 мин. |
| 2 | Проанализировать, сделать вывод | 3 мин. |
| 2 | Проанализировать, сделать вывод | 3 мин. |
| 3 | Формулировать развернутый ответ | 6 мин. |