Тема урока: Спинной мозг. Строение и функции
Конспект урока
Тема урока по учебно-тематическому плану: Центральная нервная система. Спинной и головной мозг
Форма урока: изучение нового материала с опережающим обучением.
Методы урока: рассказ, беседа, элементы лекции, демонстрация презентации «Центральная нервная система. Спинной и головной мозг», сообщение учащихся.
Дидактическая цель: создание условий для осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуациях; проверка уровня усвоения учебного материала средствами технологии КСО.
Цели по содержанию урока:
Образовательная - углубить знания о строении и функциях спинного мозга; познакомить учащихся с общим планом строения головного мозга человека, со строением и функциями его отделов.
Развивающая - продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы по результатам лабораторной работы, раскрывать причинно-следственные связи.
Воспитательная - формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и ученика в процессе коллективного способа обучения, стимулировать развитие познавательного интереса.
Средства обучения:Компьютер, медиа-проектор, презентация по теме.
Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. Учебник для 8 класса.Издательство «Дрофа», 2004 год.
Книга для учителяк уч.Сонина Н.И., Сапина М.Р.Биология. Человек. 8 класс. Издательство «Дрофа», 2010 год.
Сонин Н.И., Агафонова И.Б.Биология, Человек, 8 класс, Рабочая тетрадь, , 2013.
Дидактические материалы для организации самостоятельной работы учащихся (см. Приложение).
ЦОР электронное пособие лабораторный практикум, библиотека электронных наглядных пособий.
Этапы урока:
Ориентировочно-мотивационный этап (5 мин.)
Изучение нового материала (25 мин.)
Физкультпауза (1 мин.)
Закрепление знаний (10 мин.)
Задание на дом (4 мин.)
Ход урока
Ход урока
І. Ориентировочно-мотивационный этап
Приветствие учащиеся. Учитель предлагает школьникам занять свои места, проверить готовность рабочего места.
Итак, посмотрите на доску: тема сегодняшнего урока Спинной мозг: строение, функции(Слайд №1)
- Какова основная цель нашего урока? (Слайд №2)
ІІ. Изучение нового материала
Самая древняя и самая прочная часть нервной системы человека – спинной мозг. Сегодня на уроке вы познакомитесь с особенностями внешнего и внутреннего строения и функциями спинного мозга.
Спинной мозг расположен в позвоночном канале и представляет собой тяж длиной 43–45 см и массой около 30 г. Верхняя часть спинного мозга переходит в нижний отдел головного мозга – продолговатый мозг; внизу спинной мозг заканчивается на уровне поясничных позвонков. Спинной мозг омывается спинномозговой жидкостью.
Начинается спинной мозг на уровне большого затылочного отверстия черепа и заканчивается коническим заострением, на уровне 2-го поясничного позвонка. Спинной мозг намного короче позвоночника и из-за этого нервные корешки, отходящие от спинного мозга образуют густой пучок, который носит название “конского хвоста”(слайд 3).
В спинном мозге различают пять отделов (слайд 4).
Передней и задней продольными бороздами он делится на две симметричные половины. На поперечном разрезе хорошо видно, что в центре спинного мозга вокруг спинномозгового канала находятся тела нейронов, образующие серое вещество спинного мозга. Вокруг серого вещества расположены отростки нервных клеток самого спинного мозга, а также приходящие в спинной мозг аксоны нейронов головного мозга и периферических нервных узлов, которые и образуют белое вещество спинного мозга.
На поперечном разрезе серое вещество похоже на бабочку; в нем различают передние, задние и боковые рога(слайд 5 - 9).
В передних рогах расположены тела двигательных нейронов (мотонейроны), по аксонам которых возбуждение достигает скелетных мышц конечностей и туловища, заставляя их сокращаться(слайд 10).
В задних рогах находятся главным образом тела вставочных нейронов, связывающих отростки чувствительных нейронов с телами двигательных нейронов, а также передающие информацию в другие отделы центральной нервной системы(слайд 11).
В боковых рогах серого вещества расположены тела нейронов симпатического отдела вегетативной нервной системы (слайд 12).
Спинной мозг разделяется на сегменты, от каждого из которых отходит пара смешанных (т. е. содержащих двигательные и чувствительные волокна) спинномозговых нервов. Всего таких пар 31. Каждый из указанных нервов начинается двумя корешками: передним – двигательным – и задним – чувствительнымКаждый сегмент спинного мозга иннервирует определенный участок тела человека. Так, от шейных и верхних грудных сегментов отходят нервы к мышцам шеи, верхних конечностей и к органам, расположенным в грудной полости. Нижние грудные и верхние поясничные сегменты иннервируют мышцы туловища и органы брюшной полости. Нижние поясничные и крестцовые сегменты управляют работой мышц нижних конечностей и органами, расположенными в тазовой области (слайд 13).
Спинной мозг выполняет две функции: проводящую и рефлекторную.
Проводящая функция заключается в том, что по волокнам белого вещества информация от кожных рецепторов (прикосновения, боли, температурных), рецепторов мышц конечностей и туловища, рецепторов сосудов органов мочеполовой системы поступает в головной мозг. И наоборот, от двигательных центров головного мозга импульсы направляются к мотонейронам передних рогов, а при их возбуждении — к мышцам конечностей, туловища и т. д.
Рефлекторная функция спинного мозга состоит в том, что его двигательные нейроны (мотонейроны) управляют движениями мышц конечностей, туловища и отчасти шеи. Вегетативные центры спинного мозга участвуют в регуляции деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, выделительной, половой систем(слайд 14).
При полном повреждении наблюдается полная потеря чувствительности и функций мышц ниже уровня повреждения.
При частичном повреждении частично сохраняются функции тела ниже уровня повреждения.В большинстве случаев, при повреждении спинного мозга, обе стороны тела затронуты одинаково. Повреждения верхних шейных отделов спинного мозга может вызвать паралич обеих рук и обеих ног. Если повреждение спинного мозга происходит в нижней части спины, это может вызвать паралич обеих ног (слайд 15).
ІV. Закрепление и применение знаний
Предлагает выполнить лабораторную работу и проанализировать ее результаты. Предлагает подготовиться к ответам на вопросы проблемного содержания по изученному материалу (см. Приложение 4). Обсуждение в парах общий план строения головного мозга и его функциональное значение.
V.Домашнее задание (Слайд № 16)
Учебник, с. 60-62Записи в тетради по теме урока и выполнить одно из заданий. Подготовить рассказ о передвижении нервного импульса по нервной системе.
Литература:
Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. Учебник для 8 класса. Издательство «Дрофа», 2004 год.
Книга для учителя к уч.Сонина Н.И., Сапина М.Р. Биология. Человек. 8 класс. Издательство «Дрофа», 2010 год.
Картинки:
http://www.liveinternet.ru/community/4751246/page1.html
http://site-zdorovie.ru/anatomiya/spinnoy-mozg.htm
http://distant-lessons.ru/stroenie-spinnogo-mozga.html
http://jobinherndon.com/spinal-cord-cross-section-labeled
http://doctorclub.ru/enc/1035