СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы формирования грамотности учащихся при изучении орфограмм "Буквы о-ё после шипящих и ц в разных частях речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективным и результативным способом при изучении орфограмм "Буквы о-ё после шипящих и ц в разных частях речи" является создание и использование сигнальных карточек, перфокарт и обобщающих таблиц, а также поиск орфограмм в тексте. Это способствует прочному усвоению правил, запоминанию правописания слов, развивает орфографическую память, формирует грамотное письмо.

Просмотр содержимого документа
«Проект по орфографии 6-7 класс»


Проект по орфографии

«О –Е после шипящих в разных частях речи»

6 класс


Совместно с учащимися намечены следующие цели:


1. Практическая: создание учебного материала, который может быть использован в дальнейшем другими учащимися.

2. Дидактическая: практическое овладение материалом по теме «О, Ё после шипящих в разных частях речи».

3. Воспитательная: воспитание у учащихся любви к русскому языку, развитие умений работать в коллективе, чувствовать ответственность за свой выбор и полученный результат.

4. Развивающая: постановка и достижение цели, развитие умений и навыков грамотного письма, формирование орфографической зоркости.

Планируемый результат: создание дидактического материала, который можно использовать на уроках при повторении, закреплении и контроле знаний и умений.

Тип урока – проектно – исследовательский.

Класс: 6



1 шаг

1 этап: 1 урок – определение темы, целей, исходного положения, формирование содержания работ, планирование по урокам, критерии оценивания.


2 этап: 2, 3 уроки – выполнение проекта.


2 шаг

2 урок Исследование правил


После шипящих под ударением в суффиксах имен существительных пишется буква о, без ударения – буква е.

Снежок, горошек; ручонка, зайчонок; крошечка, доченька.

35

Правило










3 шаг

Сигнальные карточки






































Правило



В суффиксах прилагательных, образованных от существительных, после шипящих и ц под ударением пишется буква о, без ударения - буква е.

Ежовый ( ёж), вещевой ( вещь), лицевой ( лицо), торцовый ( торец).


№37













Создание сигнальных карточек







































4 шаг


3 урок Создание перфокарт


О, Е, Ё ? Докажи

ореш.к сущ е

друж.к сущ о

пищ.вой прил е

жуч.к сущ о

круж.к сущ о

грач.нок сущ о

мешоч.к сущ е

морж.вый прил о

ключ.вой прил е

хлебуш.к сущ е

плюш.вый прил е

зайч.нок сущ о



















5 шаг

Поиск орфограмм в тексте


6 шаг


4 урок Презентации в классе



7 шаг


5 урок Контрольный диктант



6 урок Подведение итогов




Победитель тот, кто не совершил ни одной ошибки по орфограммам

«О –Е после шипящих в разных частях речи»!

























Проект по орфографии

«О –Е после шипящих в разных частях речи»

7 класс


Совместно с учащимися намечены следующие цели:


1. Практическая: создание учебного материала, который может быть использован в дальнейшем другими учащимися.

2. Дидактическая: практическое овладение материалом по теме «О, Ё после шипящих в разных частях речи».

3. Воспитательная: воспитание у учащихся любви к русскому языку, развитие умений работать в коллективе, чувствовать ответственность за свой выбор и полученный результат.

4. Развивающая: постановка и достижение цели, развитие умений и навыков грамотного письма, формирование орфографической зоркости.

Планируемый результат: создание дидактического материала, который можно использовать на уроках при повторении, закреплении и контроле знаний и умений.

Тип урока – проектно – исследовательский.

Класс: 7



1 шаг

1 этап: 1 урок – определение темы, целей, исходного положения, формирование содержания работ, планирование по урокам, критерии оценивания.


2 этап: 2, 3 уроки – выполнение проекта.


2 шаг

2 урок Исследование правил


«Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»

В суффиксах причастий – енн- и – ен- после шипящих под ударением пишется ё, без ударения - е

55











3 шаг






Сигнальные карточки



























Буквы е и ё после шипящих на конце наречий




На конце наречий после шипящих под ударением пишется

буква о, без ударения – е. Исключение: ещё.


Свежо, певуче. Ещё( искл.)


№ 60






Создание сигнальных карточек






































4 шаг


3 урок Создание перфокарт


О, Е, Ё ? Докажи

горяч… наречие о

увлеч..нный прич. Ё

освещ..нный прич. Ё

певуч... наречие е

свеж.. наречие о

ещ.. нар. Ё (искл)

лиш..нный прич. Ё

отраж..нный прич. ё

зловещ.. наречие ё

окруж..нный прич. Ё

оглуш..нный прич. Ё




















5 шаг

Поиск орфограмм в тексте


6 шаг


4 урок Создание обобщающей таблицы


«Буквы Ё – О после шипящих в разных частях речи»

«Буквы Ё – О после шипящих в корне»


В корне после шипящих под ударением пишется Ё, а не О

Шипящие: Ж, Ш, Ч, Щ

Слова – исключения:

жёлудь крыжовник

шёпот шорох

шёлк шов

чёрный капюшон

жёлтый шофёр

чёлн жонглёр

решётка жокей

расчёска шотландец

щётка

расчёт

чёлка

пчёлы

жёрдочка



Имя существительное


После шипящих и Ц в окончаниях существительных ПОД УДАРЕ НИЕМ пишется буква О , без ударения Е:

врачОм пловцОм

дворцОм продавцОм крышей

межой пыльцОй сушей

шалашОм задачей

плащОм дачей

лучОм тучей

ужОм

лапшОй

малышом

ковшОм

Буква О пишется под УДАРЕНИЕМ в суффиксах имен существительных , без ударения Е :


дружОк ежОнок кусочек

жучОк медвежОк платочек

снежОк зайчОнок комочек

лужОк галчОнок воробышек

кружОк мышОнок горошек

девчОнка моржОнок орешек

ручОнка грачОнок хлебушек

собачОнка барсучОнок овражек

юбчОнка лягушОнок мешочек




Имя прилагательное


В суффиксах прилагательных под УДАРЕНИЕМ пишется буква О, без ударения Е :



моржОвый ландышевый

камышОвый плюшевый

холщОвый пищевой

парчОвый лучевой

кумачОвый кольцевой

борщОвый ключевой



Глагол


стережёт

бережёт

течёт










Наречие

На конце наречий после шипящих под УДАРЕНИЕМ пишется О,


без ударения -Е

певучЕ

свежО блестящЕ

хорошО зловещЕ

горячО волнующЕ

исключение: ещЁ








Причастие


В суффиксах причастий после шипящих под УДАРЕНИЕМ пишется Ё , без ударения Е :


завершЁнный завершЁн скошенный

освещЁнный освещЁн раскрашенный

решЁнный решЁн сколоченный

увлечЁнный увлечЁн ограниченный

оглушЁнный оглушЁн

лишЁнный лишЁн

сожжЁнный сожжЁнБ

окружЁнный окружЁн

освежЁнный освежЁн















Создание перфокарт

по обобщенной таблице

« Буквы Ё – О после шипящих в разных частях речи»

О, Е, Ё ? Докажи

береж..т сриж..т

снеж..к рассеч..т

на ж..рдочке крюч..к

галч..нок овраж..к

с меч..м беж..вый

ш..рох шапч..нка

мяч..м испеч..т


О, Е, Ё ? Докажи

снеж..к рассеч..т

на ж..рдочке крюч..к

галч..нок овраж..к

с меч..м беж..вый

ш..рох шапч..нка

мяч..м испеч..т

освещ..нный реш..нный

стереж..т товарищ



7 шаг

5 урок Контрольный диктант


6 урок Подведение итогов

Награждение победителей


Проектной деятельностью занимаемся и по другим орфограммам, например, «Мягкий знак после шипящих», « Одна и две буквы Н в частях речи», « Дефисное, слитное, раздельное написание в разных частях речи», « Чередующиеся гласные в корне слова», « Буквы И – Ы после Ц», « Буквы З и С на конце приставок» и др. Результат такой работы: итоговые контрольные диктанты учащиеся пишут на «4» и «5» ( см.приложение №1), высокие результаты ЕГЭ (см. приложение №1), мониторинговые исследования выявили высокий уровень «качества знаний» (см. приложение № 1).

Результаты мониторинговых исследований

Год

Класс

Средний балл

Качество знаний, %

Успеваемость,%

2009-2010

5

4

83

100

8

4,7

100

100

2010-2011

6

4,6

100

100