Проект по орфографии
«О –Е после шипящих в разных частях речи»
6 класс
Совместно с учащимися намечены следующие цели:
1. Практическая: создание учебного материала, который может быть использован в дальнейшем другими учащимися.
2. Дидактическая: практическое овладение материалом по теме «О, Ё после шипящих в разных частях речи».
3. Воспитательная: воспитание у учащихся любви к русскому языку, развитие умений работать в коллективе, чувствовать ответственность за свой выбор и полученный результат.
4. Развивающая: постановка и достижение цели, развитие умений и навыков грамотного письма, формирование орфографической зоркости.
Планируемый результат: создание дидактического материала, который можно использовать на уроках при повторении, закреплении и контроле знаний и умений.
Тип урока – проектно – исследовательский.
Класс: 6
1 шаг
1 этап: 1 урок – определение темы, целей, исходного положения, формирование содержания работ, планирование по урокам, критерии оценивания.
2 этап: 2, 3 уроки – выполнение проекта.
2 шаг
2 урок Исследование правил
После шипящих под ударением в суффиксах имен существительных пишется буква о, без ударения – буква е. Снежок, горошек; ручонка, зайчонок; крошечка, доченька. №35 |
Правило
3 шаг
Сигнальные карточки
Правило
В суффиксах прилагательных, образованных от существительных, после шипящих и ц под ударением пишется буква о, без ударения - буква е. Ежовый ( ёж), вещевой ( вещь), лицевой ( лицо), торцовый ( торец). №37 |
|
Создание сигнальных карточек
4 шаг
3 урок Создание перфокарт
О, Е, Ё ? Докажи ![]() ![]() ореш.к сущ е друж.к сущ о пищ.вой прил е жуч.к сущ о круж.к сущ о грач.нок сущ о мешоч.к сущ е морж.вый прил о ключ.вой прил е хлебуш.к сущ е плюш.вый прил е зайч.нок сущ о |
5 шаг
Поиск орфограмм в тексте
6 шаг
4 урок Презентации в классе
7 шаг
5 урок Контрольный диктант
6 урок Подведение итогов
Победитель тот, кто не совершил ни одной ошибки по орфограммам
«О –Е после шипящих в разных частях речи»!
Проект по орфографии
«О –Е после шипящих в разных частях речи»
7 класс
Совместно с учащимися намечены следующие цели:
1. Практическая: создание учебного материала, который может быть использован в дальнейшем другими учащимися.
2. Дидактическая: практическое овладение материалом по теме «О, Ё после шипящих в разных частях речи».
3. Воспитательная: воспитание у учащихся любви к русскому языку, развитие умений работать в коллективе, чувствовать ответственность за свой выбор и полученный результат.
4. Развивающая: постановка и достижение цели, развитие умений и навыков грамотного письма, формирование орфографической зоркости.
Планируемый результат: создание дидактического материала, который можно использовать на уроках при повторении, закреплении и контроле знаний и умений.
Тип урока – проектно – исследовательский.
Класс: 7
1 шаг
1 этап: 1 урок – определение темы, целей, исходного положения, формирование содержания работ, планирование по урокам, критерии оценивания.
2 этап: 2, 3 уроки – выполнение проекта.
2 шаг
2 урок Исследование правил
«Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»
В суффиксах причастий – енн- и – ен- после шипящих под ударением пишется ё, без ударения - е № 55 |
3 шаг
Сигнальные карточки
Буквы е и ё после шипящих на конце наречий
На конце наречий после шипящих под ударением пишется буква о, без ударения – е. Исключение: ещё. Свежо, певуче. Ещё( искл.) № 60 |
Создание сигнальных карточек
4 шаг
3 урок Создание перфокарт
О, Е, Ё ? Докажи горяч… наречие о увлеч..нный прич. Ё освещ..нный прич. Ё певуч... наречие е свеж.. наречие о ещ.. нар. Ё (искл) лиш..нный прич. Ё отраж..нный прич. ё зловещ.. наречие ё окруж..нный прич. Ё оглуш..нный прич. Ё |
5 шаг
Поиск орфограмм в тексте
6 шаг
4 урок Создание обобщающей таблицы
«Буквы Ё – О после шипящих в разных частях речи»
«Буквы Ё – О после шипящих в корне»
В корне после шипящих под ударением пишется Ё, а не О
Шипящие: Ж, Ш, Ч, Щ
Слова – исключения:
жёлудь крыжовник
шёпот шорох
шёлк шов
чёрный капюшон
жёлтый шофёр
чёлн жонглёр
решётка жокей
расчёска шотландец
щётка
расчёт
чёлка
пчёлы
жёрдочка
Имя существительное
После шипящих и Ц в окончаниях существительных ПОД УДАРЕ НИЕМ пишется буква О , без ударения Е:
врачОм пловцОм
дворцОм продавцОм крышей
межой пыльцОй сушей
шалашОм задачей
плащОм дачей
лучОм тучей
ужОм
лапшОй
малышом
ковшОм
Буква О пишется под УДАРЕНИЕМ в суффиксах имен существительных , без ударения Е :
дружОк ежОнок кусочек
жучОк медвежОк платочек
снежОк зайчОнок комочек
лужОк галчОнок воробышек
кружОк мышОнок горошек
девчОнка моржОнок орешек
ручОнка грачОнок хлебушек
собачОнка барсучОнок овражек
юбчОнка лягушОнок мешочек
Имя прилагательное
В суффиксах прилагательных под УДАРЕНИЕМ пишется буква О, без ударения Е :
моржОвый ландышевый
камышОвый плюшевый
холщОвый пищевой
парчОвый лучевой
кумачОвый кольцевой
борщОвый ключевой
Глагол
стережёт
бережёт
течёт
Наречие
На конце наречий после шипящих под УДАРЕНИЕМ пишется О,
без ударения -Е
певучЕ
свежО блестящЕ
хорошО зловещЕ
горячО волнующЕ
исключение: ещЁ
Причастие
В суффиксах причастий после шипящих под УДАРЕНИЕМ пишется Ё , без ударения Е :
завершЁнный завершЁн скошенный
освещЁнный освещЁн раскрашенный
решЁнный решЁн сколоченный
увлечЁнный увлечЁн ограниченный
оглушЁнный оглушЁн
лишЁнный лишЁн
сожжЁнный сожжЁнБ
окружЁнный окружЁн
освежЁнный освежЁн
Создание перфокарт
по обобщенной таблице
« Буквы Ё – О после шипящих в разных частях речи»
О, Е, Ё ? Докажи береж..т сриж..т снеж..к рассеч..т на ж..рдочке крюч..к галч..нок овраж..к с меч..м беж..вый ш..рох шапч..нка мяч..м испеч..т | О, Е, Ё ? Докажи снеж..к рассеч..т на ж..рдочке крюч..к галч..нок овраж..к с меч..м беж..вый ш..рох шапч..нка мяч..м испеч..т освещ..нный реш..нный стереж..т товарищ |
7 шаг
5 урок Контрольный диктант
6 урок Подведение итогов
Награждение победителей
Проектной деятельностью занимаемся и по другим орфограммам, например, «Мягкий знак после шипящих», « Одна и две буквы Н в частях речи», « Дефисное, слитное, раздельное написание в разных частях речи», « Чередующиеся гласные в корне слова», « Буквы И – Ы после Ц», « Буквы З и С на конце приставок» и др. Результат такой работы: итоговые контрольные диктанты учащиеся пишут на «4» и «5» ( см.приложение №1), высокие результаты ЕГЭ (см. приложение №1), мониторинговые исследования выявили высокий уровень «качества знаний» (см. приложение № 1).
Результаты мониторинговых исследований
Год | Класс | Средний балл | Качество знаний, % | Успеваемость,% |
2009-2010 | 5 | 4 | 83 | 100 |
8 | 4,7 | 100 | 100 |
2010-2011 | 6 | 4,6 | 100 | 100 |