СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы оптимизация преподавания биологии в соответствии с требованиями ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Не бойтесь расти медленно,

Бойтесь оставаться неизменными.

(Китайская мудрость)

Просмотр содержимого документа
«Способы оптимизация преподавания биологии в соответствии с требованиями ФГОС»

Муниципальное Автономное общеобразовательное Учреждение «Ангарский лицей № 2 имени М.К. Янгеля» « Не бойтесь расти медленно, Бойтесь оставаться неизменными. (Китайская мудрость ) Способы оптимизации преподавания биологии в соответствии с требованиями ФГОС Учитель биологии: Шестакова Ирина Климовна

Муниципальное Автономное общеобразовательное Учреждение

«Ангарский лицей № 2 имени М.К. Янгеля»

« Не бойтесь расти медленно,

Бойтесь оставаться неизменными.

(Китайская мудрость )

Способы оптимизации преподавания биологии в соответствии с требованиями ФГОС

Учитель биологии:

Шестакова Ирина Климовна

Что такое «урок» по ФГОС? ? 2

Что такое «урок» по ФГОС?

?

2

Особенность ФГОС нового поколения –  деятельностный характер обучения и достижение главной задачи –  развитие личности учащегося . Требования нового стандарта не являются чем – то абсолютно новым для практикующих учителей. ФГОС четко описал портрет выпускника средней школы. Поэтому учитель, который умеет самостоятельно и творчески думать, решать разнообразные вопросы, самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем, критически мыслить и видеть возникающие в реальном мире трудности, искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии. Прежде всего – возможность действительно научиться. Как говорится в китайской мудрости: « Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму » . Возникает вопрос, что такое оптимизация? Что такое оптимальный? 2

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер обучения и достижение главной задачи – развитие личности учащегося . Требования нового стандарта не являются чем – то абсолютно новым для практикующих учителей.

ФГОС четко описал портрет выпускника средней школы. Поэтому учитель, который умеет самостоятельно и творчески думать, решать разнообразные вопросы, самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем, критически мыслить и видеть возникающие в реальном мире трудности, искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии.

Прежде всего – возможность действительно научиться. Как говорится в китайской мудрости:

« Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму » . Возникает вопрос, что такое оптимизация? Что такое оптимальный?

2

Оптимизация  (от лат. optimum - наилучшее), процесс нахождения экстремума (глобального максимума или минимума) определённой функции или выбора наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных.

Оптимальный (от лат. optimus - наилучший), наиболее благоприятный, лучший из возможных вариантов, который позволяет решать задачи по подготовке разносторонне развитой личности гражданина, способной ориентироваться в ценностях мировой и отечественной культуры, осуществлять выбор профессии, адаптироваться в новых социально-экономических условиях, осуществлять непрерывное самообразование, личностное самосовершенствование.

Поэтому оптимизация является закономерным, логическим этапом в развитии любой науки, которой предполагает поиск целостной системы мер по созданию оптимальных условий обучения, воспитания, развития ученика и коллектива.

В педагогической литературе рассматриваются два подхода к оптимизации обучения:

  • Оптимизация означает введение меры управления сложным процессом управления обучения.
  • Оптимизация как принцип научной организации педагогического труда.

Это целенаправленный подход к построению процесса обучения, при котором в единстве рассматриваются принципы обучения, содержание изучаемой темы, комплекс форм и методов обучения, особенность классов, с учетом возрастных особенностей и возможностей на основе системного анализа. Где в дальнейшем выбирается наилучший вариант.

2

На современном этапе процесс обучения предполагает в единстве оптимизацию преподавания (деятельность учителей) и оптимизацию учения (деятельность учащихся).

Итак, рассмотрим способы оптимизации:

Первый способ , отбор конкретных задач для решения активных ситуаций (особенности учеников, классов и условий протекания учебного процесса).

Второй способ , проектирование содержания урока и деятельности учеников (концентрация внимания на главные мысли урока. Также умения рационального характера, самоуправления, самоконтроля, обобщения и т.д.).

Третий способ , выбор удачной структуры урока (системный и последовательный).

Четвёртый способ , рациональные методы и средства обучения.

Пятый способ , дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам.

Шестой способ , создание благоприятных условий обучения (учебно–материальных, морально-психилогических и гигиенических).

Седьмой способ , выбор мер по экономии времени и выбор оптимальных методов обучения (кабинет, оборудование).

Восьмой способ , анализ результатов совместной деятельности в процессе обучения (повышения образованности, воспитанности, развитости).

2

Чтобы сформировать рациональные умения и навыки учащихся, необходимо применять единые требования учителей. Кроме того, высокая деятельность учащихся зависит от желания и стремления, интереса, потребности в работе, ответственности, то есть положительных мотивов познавательного интереса к процессу обучения. 2

Чтобы сформировать рациональные умения и навыки учащихся, необходимо применять единые требования учителей.

Кроме того, высокая деятельность учащихся зависит от желания и стремления, интереса, потребности в работе, ответственности, то есть положительных мотивов познавательного интереса к процессу обучения.

2

Что такое «урок» по ФГОС? Ученик выступает не объектом, а субъектом учебной деятельности; Урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов; Урок строится в рамках системно-деятельностного подхода; Урок учит учащихся самостоятельно ставить учебные задачи и проектировать пути их реализации; На уроке учащиеся сами контролировать и оценивать свои достижения. Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель направляет учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;  Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся; Урок должен содержать минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; Урок должен быть времясберегающим и здоровьесберегающим.

Что такое «урок» по ФГОС?

  • Ученик выступает не объектом, а субъектом учебной деятельности;
  • Урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов;
  • Урок строится в рамках системно-деятельностного подхода;
  • Урок учит учащихся самостоятельно ставить учебные задачи и проектировать пути их реализации;
  • На уроке учащиеся сами контролировать и оценивать свои достижения.
  • Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель направляет учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся;
  • Урок должен содержать минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • Урок должен быть времясберегающим и здоровьесберегающим.
Как изменяется урок  - Урок становится личностно-развивающим;  - Урок становится компетентностно-ориентированным;  - Урок становится метапредметным;  - Оставаясь предметно-ориентированным, урок приобретает огромный воспитывающий потенциал.

Как изменяется урок

- Урок становится личностно-развивающим;

- Урок становится компетентностно-ориентированным;

- Урок становится метапредметным;

- Оставаясь предметно-ориентированным, урок приобретает огромный воспитывающий потенциал.

Критерии Традиционный урок Цель Урок в условиях введения ФГОС Формирование ЗУН Ведущий тип деятельности Контроль Репродуктивный, воспроизводящий Формирование УУД Исследовательский, продуктивный, творческий Контроль и самоконтроль усвоения нового материала Самооценка , рефлексия результатов деятельности Традиционные технологии (когнитивные, общепедагогические, вербальные, авторитарные) Способы организации учебного взаимодействия Ведущие технологии Метод проектов, ИКТ, проблемно – диалогическая технология, технология ситуативного обучения, уровневой дифференциации и др. Фронтальная Групповая, парная, индивидуальная

Критерии

Традиционный урок

Цель

Урок в условиях введения ФГОС

Формирование ЗУН

Ведущий тип деятельности

Контроль

Репродуктивный, воспроизводящий

Формирование УУД

Исследовательский, продуктивный, творческий

Контроль и самоконтроль усвоения нового материала

Самооценка , рефлексия результатов деятельности

Традиционные технологии (когнитивные, общепедагогические, вербальные, авторитарные)

Способы организации учебного взаимодействия

Ведущие технологии

Метод проектов, ИКТ, проблемно – диалогическая технология, технология ситуативного обучения, уровневой дифференциации и др.

Фронтальная

Групповая, парная, индивидуальная

Структура урока по ФГОС: “ Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”. 1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап - 1-2 минуты). 2. Постановка цели деятельности - 4-5 минут. 3. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - 4-5 минут. 4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания, интерактивная лекция) - 7-8 минут. 5. Реализация построенного проекта - 7 -8 минут. 6. Первичное закрепление (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут. 7. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут. 9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.

Структура урока по ФГОС:

Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности

(организационный этап - 1-2 минуты).

2. Постановка цели деятельности - 4-5 минут.

3. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - 4-5 минут.

4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания, интерактивная лекция) - 7-8 минут.

5. Реализация построенного проекта - 7 -8 минут.

6. Первичное закрепление (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут.

7. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут.

9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.

Типология уроков по ФГОС: Тип урока Виды уроков Урок изучения нового материала Цель традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, урок – экспедиция и др. Урок закрепления знаний Изучение и первичное закрепление новых знаний Урок комплексного применения знаний учебный и трудовой практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация и др. Выработка умений по применению знаний урок - инсценировка, урок защиты проектов, деловая или ролевая игра и др. Урок обобщения и систематизации знаний Выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях семинар, конференция, круглый стол, творческий отчет, урок – аукцион, пресс – конференция и др. Урок контроля, оценки и коррекции знаний Обобщение единичных знаний в систему контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний, дебаты и др. Определение уровня овладения ЗУНами, УУД

Типология уроков по ФГОС:

Тип урока

Виды уроков

Урок изучения нового материала

Цель

традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, урок – экспедиция и др.

Урок закрепления знаний

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок комплексного применения знаний

учебный и трудовой практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация и др.

Выработка умений по применению знаний

урок - инсценировка, урок защиты проектов, деловая или ролевая игра и др.

Урок обобщения и систематизации знаний

Выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях

семинар, конференция, круглый стол, творческий отчет, урок – аукцион, пресс – конференция и др.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Обобщение единичных знаний в систему

контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний, дебаты и др.

Определение уровня овладения ЗУНами, УУД

Какова цель Вашей работы на уроке? Изучить, применить… Как побудить учащихся к осуществлению  целеполагающей деятельности ? ФГОС Технология развития критического мышления 12

Какова цель Вашей работы на уроке?

Изучить, применить…

Как побудить учащихся к осуществлению

целеполагающей деятельности ?

ФГОС

Технология развития критического мышления

12

Определения КМ обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов. Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока: подготовительный  –   стадия вызова; восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла); присвоение информации – стадия рефлексии. Важно, чтобы новая информация накладывалась на уже имеющиеся знания. 12

Определения КМ обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:

подготовительный  –   стадия вызова;

восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла);

присвоение информации – стадия рефлексии.

Важно, чтобы новая информация накладывалась на уже имеющиеся знания.

12

Что же такое критическое мышление?  КМ – под этим понятием подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация . Оно начинается от постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, и сходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает  направления своего развития, сам определяет конечный результат . С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.  Важно, чтобы новая информация накладывалась на уже имеющиеся знания. 12

Что же такое критическое мышление? КМ – под этим понятием подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация . Оно начинается от постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации.

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, и сходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат . С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. 

Важно, чтобы новая информация накладывалась на уже имеющиеся знания.

12

Анализ, систематизация и оценивание полученной информации В основе технологии развития критического мышления лежит идея трёхфазной модели урока . Рефлексия Осмысление Выбор средств и методов организации каждой из стадий зависит от содержания материала, уровня развития учащихся и предпочтений учителя. Вызов Определение и формулирование проблемы, которую необходимо решить 15

Анализ, систематизация и оценивание полученной информации

В основе технологии развития критического мышления лежит идея трёхфазной модели урока .

Рефлексия

Осмысление

Выбор средств и методов организации каждой из стадий зависит от содержания материала, уровня развития учащихся и предпочтений учителя.

Вызов

Определение и формулирование проблемы, которую необходимо решить

15

Стадия Функции Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме). Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме. Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). Осмысление  содержания Информационная (получение новой информации по теме). Систематизационная (классификация полученной информации). Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме). Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации). Информационная (приобретение нового знания). Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля). Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Стадия

Функции

Вызов

  • Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).
  • Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.
  • Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Осмысление содержания

  • Информационная (получение новой информации по теме).
  • Систематизационная (классификация полученной информации).
  • Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).

Рефлексия

  • Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
  • Информационная (приобретение нового знания).
  • Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
  • Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном  обучении.  Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.  Роль учителя — в основном координирующая.

Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном  обучении.

Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока.

Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.

Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Роль учителя — в основном координирующая.

Важно, чтобы новая информация накладывалась на уже имеющиеся знания. Как «вытащить на свет» уже имеющиеся по данной теме знания?

Важно, чтобы новая информация накладывалась на уже имеющиеся знания.

Как «вытащить на свет» уже имеющиеся по данной теме знания?

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ Приёмы, применяемые на стадии вызова: «инвентаризация знаний» «Инвентаризация знаний» – составление списка информации по теме, которая на данный момент известна учащимся. Она может быть неполной или даже ошибочной. Это нормально. Если бы дети владели полной и правильной информацией, зачем проводить урок? 19

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ

Приёмы, применяемые на стадии вызова:

«инвентаризация знаний»

«Инвентаризация знаний» – составление списка информации по теме, которая на данный момент известна учащимся.

Она может быть неполной или даже ошибочной.

Это нормально. Если бы дети владели полной и правильной информацией, зачем проводить урок?

19

 Имена Даты Место событий Термины Приёмы, применяемые на стадии вызова: «инвентаризация знаний»

Имена

Даты

Место событий

Термины

Приёмы, применяемые на стадии вызова:

«инвентаризация знаний»

Тема урока:           Приёмы, применяемые на стадии вызова:  Знаю Хочу узнать Узнал (-а) «инвентаризация знаний»; таблица ЗХУ; Хотели бы узнать… 21

Тема урока:

Приёмы, применяемые на стадии вызова:

Знаю

Хочу узнать

Узнал (-а)

«инвентаризация знаний»;

таблица ЗХУ;

Хотели бы узнать…

21

Тема урока: ____________________________________________________ Приёмы, применяемые на стадии вызова:  Знаю Хочу узнать Узнал (-а) «инвентаризация знаний»; таблица ЗХУ; Ещё хочу узнать

Тема урока: ____________________________________________________

Приёмы, применяемые на стадии вызова:

Знаю

Хочу узнать

Узнал (-а)

«инвентаризация знаний»;

таблица ЗХУ;

Ещё хочу узнать

Звёздный кластер Приёмы, применяемые на стадии вызова: «инвентаризация знаний»; таблица ЗХУ; кластер; Кластер – графический приём систематизации информации, когда выделяются основные смысловые единицы текста и оформляются в определённом порядке в виде грозди. 23

Звёздный кластер

Приёмы, применяемые на стадии вызова:

«инвентаризация знаний»;

таблица ЗХУ;

кластер;

Кластер – графический приём систематизации информации, когда выделяются основные смысловые единицы текста и оформляются в определённом порядке в виде грозди.

23

Систематические группы Признаки (высокоорганизованный класс) Класс Птицы Общие черты 23

Систематические группы

Признаки

(высокоорганизованный класс)

Класс Птицы

Общие черты

23

Составление кластера на стадии вызова Приёмы, применяемые на стадии вызова: « инвентаризация знаний»; таблица ЗХУ; кластер; Кластер – графический приём систематизации информации, когда выделяются основные смысловые единицы текста и оформляются в определённом порядке в виде грозди. На какие вопросы нужно ответить, чтобы иметь полные знания о нём? Каких фактов не хватает для характеристики объекта (явления)? 25

Составление кластера на стадии вызова

Приёмы, применяемые на стадии вызова:

« инвентаризация знаний»;

таблица ЗХУ;

кластер;

Кластер – графический приём систематизации информации, когда выделяются основные смысловые единицы текста и оформляются в определённом порядке в виде грозди.

На какие вопросы нужно ответить, чтобы иметь полные знания о нём?

Каких фактов не хватает

для характеристики объекта (явления)?

25

Приёмы, применяемые на стадии вызова: Спрос «инвентаризация знаний»; Предложение таблица ЗХУ; «Невидимая рука» кластер; ключевые слова; 26

Приёмы, применяемые на стадии вызова:

Спрос

«инвентаризация знаний»;

Предложение

таблица ЗХУ;

«Невидимая рука»

кластер;

ключевые слова;

26

Прежде чем перевернуть страницу, подумай, что будет дальше. Приёмы, применяемые на стадии вызова: «инвентаризация знаний»; таблица ЗХУ; кластер; ключевые слова; 27

Прежде чем перевернуть страницу, подумай, что будет дальше.

Приёмы, применяемые на стадии вызова:

«инвентаризация знаний»;

таблица ЗХУ;

кластер;

ключевые слова;

27

Приёмы, применяемые на стадии вызова: «инвентаризация знаний»; Верите ли Вы, что… таблица ЗХУ; кластер; ключевые слова;  («Верите ли вы…»). 28

Приёмы, применяемые на стадии вызова:

«инвентаризация знаний»;

Верите ли Вы, что…

таблица ЗХУ;

кластер;

ключевые слова;

(«Верите ли вы…»).

28

Анализ, систематизация и оценивание полученной информации Главное в ТКМ – не средства, а идеология. Всё, что способствует активной самостоятельной целеполагающей деятельности учащихся на стадии вызова, что придаёт осмысленный характер их деятельности на уроке, имеет право на существование. Рефлексия Осмысление Работа с информацией Вызов Определение и формулирование проблемы, которую необходимо решить 29

Анализ, систематизация и оценивание полученной информации

Главное в ТКМ – не средства, а идеология.

Всё, что способствует активной самостоятельной целеполагающей деятельности учащихся на стадии вызова, что придаёт осмысленный характер их деятельности на уроке, имеет право на существование.

Рефлексия

Осмысление

Работа с информацией

Вызов

Определение и формулирование проблемы, которую необходимо решить

29

  Условия Мотивация ученика   методы Образовательное Деятельность ученика пространство  творчество  средства  формы  взаимоотношения  приёмы

Условия

Мотивация

ученика

методы

Образовательное

Деятельность ученика

пространство

творчество

средства

формы

взаимоотношения

приёмы

Эффективное обучение активизирует мыслительную деятельность , без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом; В заключение хочу сказать, что в современной методике не может быть «рецепта на все времена». Задача учителя заключается не в том, чтобы сформировать профессионального специалиста, а в том, чтобы помочь ребенку стать заинтересованным и реализовать себя в целом. Поэтому, использование современных образовательных технологий помогает в преподавании, поднимает уровень учащихся, что становится трамплином на их пути к успеху. Верьте в успех. Верьте в него твёрдо и тогда вы сделаете то, что необходимо для достижения успеха. Дейл Карнеги 29

Эффективное обучение активизирует мыслительную деятельность , без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

В заключение хочу сказать, что в современной методике не может быть «рецепта на все времена». Задача учителя заключается не в том, чтобы сформировать профессионального специалиста, а в том, чтобы помочь ребенку стать заинтересованным и реализовать себя в целом. Поэтому, использование современных образовательных технологий помогает в преподавании, поднимает уровень учащихся, что становится трамплином на их пути к успеху.

Верьте в успех. Верьте в него твёрдо и тогда вы сделаете то,

что необходимо для достижения успеха. Дейл Карнеги

29