СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сенсорное воспитание является началом познания мира, его фундаментом. Основными средствами сенсорного воспитания детей дошкольного возраста являются: природа, творческая деятельность, трудовая деятельность, дидактические игры.

Просмотр содержимого документа
«Средства сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.»

Средства сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.



Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание является началом познания мира, его фундаментом. Малый уровень сенсорного развития резко снижает уровень дальнейшего образования ребёнка.

Если на первом году жизни сенсорное воспитание располагает знакомство ребёнка с многообразием внешних впечатлений и внешними признаками предметов.

В возрасте двух - трёх лет задачи сенсорного воспитания повышаются. Ребёнок знакомится с цветом, формой предметов, звуками окружающей среды, но не нужно добиваться запоминания. Основная задача таких занятий- накопление разнообразного сенсорного опыта и умение пользоваться им в различных ситуациях.

Старше трёх лет - основная задача сенсорного воспитания детей состоит в ознакомлении с сенсорными и общепринятыми способами их пользования. Знания о цвете, форме, расположении предметов в пространстве закрепляются и расширяются на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием, при получении элементарных математических знаний. Обоняние, вкус, осязание - развиваются в процессе каждодневной жизни.

Начиная с четвёртого года жизни, у детей формируются сенсорные эталоны, устойчиво закреплённые в обороте речи: представления о цветах, геометрических фигурах, и отношениях по величине между несколькими предметами.

В старшем дошкольном возрасте детей необходимо знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящими из большого количества вещей.

В младшем дошкольном возрасте большое внимание необходимо уделять изучению особенностей и развитию восприятия. Данный факт определен тем, что восприятие в данном возрасте, превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и формы осуществления.

Таким образом, сенсорное воспитание детей занимает одно из главных направлений в воспитании. Основными средствами сенсорного воспитания детей дошкольного возраста являются: природа, творческая деятельность, трудовая деятельность, дидактические игры.

С детьми младшего возраста сенсорное воспитание создается через предметную деятельность. Изначально ребёнок просто управляет предметами. Конечно же, об исследовательских действиях здесь не может быть и речи.

Первыми игрушками ребёнка являются разноцветные яркие игрушки- погремушки. С ними, ребёнок воспринимает цвет, форму, звучание предметов. Ориентировочно с 1,5 лет можно внедрять в словарь ребёнка названия цветов, форм предметов, даже высоту звуков. Однозначно, ребёнку ещё очень трудно различать и называть все цвета и оттенки палитры, достаточно, чтобы ребёнок данного возраста знал четыре основных цвета, соединение которых и образуют спектр: красный, жёлтый, зелёный, синий. Форма предметов тоже сводится к трём основным: круг, квадрат, треугольник.

С данного возраста идеальным средством сенсорного воспитания будут такие дидактические игры и игрушки как: пирамидка (идеальная, универсальная игрушка), логика, логические кубы и их разновидности, вкладыши, детские пазлы и т.д. Играя в пирамидку, ребёнок усваивает цвет и величину предметов. Существуют такие разновидности пирамидок, благодаря которым ребёнок усваивает и форму предметов. Высоту звуков ребёнок начинает отличать примерно к двум годам.

Средство сенсорного воспитания у детей младшего дошкольного возраста – это природа. Осознание природного мира передается при помощи зрения, слуха, обоняния, осязания. В природе достаточно много всего интересного, за тем, что можно наблюдать, потрогать, понюхать, услышать. Уже с полутора годов возможно проводить наблюдения за природными явлениями и играть с природными материалам.

В каждом времени года есть свои прекрасные моменты. Весной – явление первых цветов и зелени (обратить внимание, какой нежный зелёный цвет у травы и деревьев). Предложить послушать пение птиц, журчание ручейка. Позвольте ребёнку потрогать первую травку, встать в лужу и дотронутся до воды (в разумных пределах). Ещё, весной можно почувствовать лёгкое дуновение ветерка и т.д.

Летом – достаточно много цветов. Можно разглядывать цветы, определять их цвет, размер, форму, чувствовать запах цветов и т.д. Летом можно ходить босиком по траве или песку, можно даже прилечь в траве, понюхать запах травы. Это всё так же способствует сенсорному развитию 26 ребёнка. Если вы попали в лес, то там можно рассматривать грибы (они тоже разного цвета, формы и по-разному пахнут), можно собирать ягоды (помимо цвета, формы и размера ягоды можно попробовать и на вкус). Кроме того, летом можно поиграть с песком и с водой – это тоже будет являться средством сенсорного воспитания. Игры с песком хорошо развивают мелкую моторику рук. Можно трогать песок руками, мять его, пересыпать. Ребята могут творить поделки из песка, либо другого природного материала. Кроме того, дети могут определять мокрый песок (из него можно лепить поделки) или сухой (ничего не получится). Изначально они определяют влажность песка при помощи тактильных ощущений, а в старшем дошкольном возрасте – при помощи зрительного анализатора.

Осень – благоприятная пора для сенсорного восприятия. Столько вокруг ярких красок, шороха листвы, различных запахов. Так, в лесу или в парке ребёнка обучают различать окраску осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба – коричневого, у ивы – зеленовато-жёлтого, у осины – красного или лилового. Кроме того птицы осенью поют особенно, листья шелестят под ногами, детям это очень нравится. В лесу или парке можно набрать всяких экземпляров, с которой потом можно играть. Это всё важно для развития мелкой моторики рук, которая, в свою очередь непосредственно связана с развитием речи.

Зима – не менее важный сезон для прогулок и наблюдений. Главное зимой – это игры со снегом. Контактируя со снегом, дети изучают свойства снега. Младшие дошкольники обязательно должны ощутить снег, чтобы определить липкий он или нет. Старшие же дошкольники уже по погоде и по внешнему виду определяют липкий снег или нет. Ещё дети определяют, какой снег холодный, ощущают структуру снега – в некоторые дни снег мягкий и пушистый, а иногда бывает шершавый и колючий. Зимой замечен дефицит красок, поэтому можно сделать разноцветные льдинки и украсить ими кустик под вашим окном.

Природные явления – это ещё и средство развития умения ориентироваться по временам (в частности, речь идёт о смене сезонов). Дети сначала ориентируются в смене времён года, затем в смене времени суток, в старшем возрасте ориентируются в днях недели и в смене месяцев года, и наконец – ориентируются во временных промежутках (минута, 5 минут, 10 минут, 15 минут, час и т.д.).

Следующее средство сенсорного воспитания младших дошкольников – творческая деятельность дошкольников. Творческая деятельность – это одна из самых благоприятных видов деятельности для развития исследовательской деятельности. Прежде, чем, что - либо нарисовать или слепить, или сделать аппликацию необходимо исследовать предмет и определить его особенности. Задавайте ребёнку вопросы при исследовании предметов, которые позволят выделить эти отличительные черты предметов. Например, при рисовании яблока осмотрите с ребёнком предмет, обратите внимание, во первых на контур, предложите обвести его пальцем, затем на части предмета (само яблоко, веточка, листик), какого они цвета и формы. Правильно перед рисованием предмета слепить его из пластилина или глины. Естественно, перед лепкой предмет так же обследуется. Для разнообразия после лепки или рисования можно попробовать яблоко на вкус. При рисовании или лепки сложных предметов, например, животных, обследуется предмет целиком (контур), а затем обследуется каждая часть (голова, туловище, лапы, хвост, усы, глаза и т.д.).

И ещё одно важное средство сенсорного воспитания – трудовая деятельность. В этих действиях задействована масса анализаторов – прежде всего, тактильные анализаторы, не стоит забывать об обонянии (например, помидоры и перец по-разному пахнут) и зрении (цвет растений, форма стаканчиков и т.д.).

 Одним из основных средств сенсорного воспитания являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.

   Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность педагогу более планомерно использовать эти игры для умственного развития детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.

   В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность:

1.повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии;

2. оформлять чувственное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;

3. делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;

4. соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).

   Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе,  через её правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержка.

   Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Само развитие игровых действий зависит от выдумки педагога.