СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Средства восстановления спортивной работоспособности»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная система восстановления и повышения работоспособности - необходимый фактор оптимизации тренировочного процесса. Её значение и роль обусловлены основными тенденциями развития мирового любительского и профессионального спорта: резко возросшая конкуренция во всех видах спорта, неуклонное повышение тренировочных и соревновательных нагрузок, расширение возрастного диапазона спортсменов, проведение соревнований в сложных экологических условиях

Просмотр содержимого документа
««Средства восстановления спортивной работоспособности»»


План – конспект курса по выбору «Спорт и здоровье»

по физической культуре 11 класса

Тема: «Средства восстановления спортивной работоспособности»

Цель: Обобщить знания учащихся о физическом развитии спортсмена

Задачи:

1. Систематизировать знания учащихся об оздоровительных системах физического воспитания.

2. Развивать интерес к занятиям физической культуры.

3. Воспитание самостоятельной потребности в физическом развитии

Должны знать. Роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья.

Должны уметь. Восстанавливать спортивную работоспособность

Место проведения: кабинет информатики

Тип занятия: лекция

Метод проведения: индивидуальный.

Инвентарь: Интерактивная доска, компьютер, лекция

Время проведения: 45мин .

Учитель. Бондаренко А.А.


Ход урока

№ п/п

Содержание

Дозировка

ОМУ

1.

Подготовительная часть

  1. Построение, перекличка, сообщение задач. Инструктаж по правилам поведения на уроке

5 мин.


Наличие тетрадей для лекций.

2.

Основная часть



ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ СПОРТИВНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
Современная система восстановления и повышения работоспособности - необходимый фактор оптимизации тренировочного процесса. Её значение и роль обусловлены основными тенденциями развития мирового любительского и профессионального спорта: резко возросшая конкуренция во всех видах спорта, неуклонное повышение тренировочных и соревновательных нагрузок, расширение возрастного диапазона спортсменов, проведение соревнований в сложных экологических условиях ( высокая или низкая температура внешней среды, горный климат, быстрая смена климатических и временных зон идр. ).
На протяжении многих лет на кафедре гигиены, экологии и спорт. сооружений Российской государственной академии физической культуры ( РГАФК ) под нашим руководством разрабатываются и внедряются в спортивную практику современная система повышения работоспособности и восстановления спортсменов . Исследования в этом направлении осуществляются по теме сводного плана научно-исследовательских работ РГАФК "Современные технологии применения стимуляцинно -восстановительных средств в процессе физического воспитания спортивной тренировки в разных экологических условиях". В процессе исследования разрабатываются и экспериментально проверяются специальные комплексы для повышения эффективности тренировочного процесса юных и взрослых спортсменов в соответствии с результатами этих исследований излагаются основные положения системы восстановления и повышения спортивной работоспособности. Развитие и поддержание работоспособности спортсменов на оптимальном уровне при современных тренировочных и соревновательных нагрузках, как показывают научные исследования, возможно лишь в томслучае, если с параллельнос большими физическими и психоэмоциональными воздействиями своевременно и целенаправлено проводится комплекс восстановительных мероприятий.
Рациональное и целенаправленное их воздействие воздействие на течение восстановительных процессов посленагрузок разной биоэнергетической характеристики следует рассматриватькак один из важных элементов управленияэффективностью всего тренировочногопроцесса. Основные направления стратегии и тактики эффективного применения различныхсредств восстановления и повышения спортивной работоспособности основывается на общих закономерностях динамики процессов утомления и восстановления.
Как уже отмечалось, в результате утомления в организме спортсменов ввиде закономерной биологической реакции возникают процессы восстановления, которые обеспечивают возврат к исходному уровню функционального состояния организма. Развертывание и быстрота восстановительных процессовтесно связаны с тремя группами ФАКТОРОВ: особенностями тренировочных нагрузок ( направленность, объём, интенсивность, продолжительность, нервно-эмоционалнаянаправленност ь и др. ), состоянием спортсмена ( пол, возраст, уровень тренированности, индивидуальныеспособности и пр. ), экологическими факторами окружающей среды.
В восстановительном периоде послетренировки различают три фазы:

ПЕРВАЯ ФАЗА
- в результате выполнения работы наступает утомление,работоспособность снижается, а затемпостепенно переходит в дорабочее состояние. ВТОРАЯ ФАЗА - работоспособность продолжает повышаться до величин, превышающих дорабочий уровень работоспособности. Наступает эффект сверхвосстановления( суперкомпенсации).
ТРЕТЬЯ ФАЗА - через некоторое время достигнутый уровень сверх исходного состояния работоспособности возвращается к исходному уровню до тренировки. Одна из важных особенностей восстановительных процессов - не одновременное ( гетерохронное) возвращение к исходному уровню различных показателей психофизиологических функций.
Так, например, восстановление потребления кислорода, легочной вентиляции, пульса, артериального давления и температуры кожи у работающих мышц происходит в разные сроки. Гетерохронное восстановление психофизиологических функций предполагает неодинаковую степень готовности к различным упражнениям. рациональное применение средств восстановления и повышения работоспособности в тренировочном процессе определяетсякак особенностями динамики процессов утомления и восстановления, так и рядом других факторов:
возраст и пол спортсмена,
вид спорта,
тип мышечной деятельности,
количество и масса мышц, участвующих в движении,
характер и интенсивность выполняемой работы,
степень тренированности спортсмена,
направленность тренировочных занятий.

Оптимальная организация тренировочного процессав отдельных микроциклах и отдельных занятиях, а также создание оптимальных условий для протекания восстановительныхи специальных адаптированных процессов,как отмечает В.Н. Платонов ( 1988 г. ), можетидти по ДВУМ ПУТЯМ:

1. Оптимизации планирования учебно-тренировочного процесса.
2. В направленномприменении различных средств восстановления работоспособности спортсмена. При этом в спортивной практике возможно использование восстановительных мероприятий по двум направлениям: - применение восстановительных средствв период соревнований для направленноговоздействия на процессы восстановленияи не только после выступлений спортсмена, но и перед началом соревнований и впроцессе их проведения. - применение восстановительных средств в повседневномучебно-тренировочном процессе в целяхэффективного развития двигательных качеств и повышения функциональныхвозможносте й организма спортсмена. В соответствии с этим В.Н. Платоновпредлагает планировать восстановительные мероприятия на трёх условных уровнях:основном оперативном текущем. В спортивной медицине имеется широкий выбор фармакологических препаратов, которые способствуют восстановлению и повышению спортивной работоспособности. Профессор Р.Д. Сейфулла ( 1996 г. ) считает целесообразным выделить следующие группы веществ: Восстановительные мероприятия основного уровня направленына нормализацию функциональногосостояния организма спортсменов в результате суммарной нагрузки отдельного микроцикла, а такжена нормализацию процессов утомленияот кумулятивного воздействия серии тренировочных нагрузок. Оперативное восстановление функционального состояния спортсменов следует осуществлятьв процессе каждого тренировочного занятия с учётом закономерностей развития и компенсации утомления в этом занятии.
Текущее восстановление
направлено на обеспечение оптимального функционального состояния спортсмена в процессе или после нагрузки отдельных занятий в целях подготовки к отдельной работе.
В современной системе восстановленияусловно выделяют:

  • ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ,

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ,

  • ГИГИЕНИЧЕСКОЕ,

  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ



30 мин.


Учащиеся слушают лекцию, участвуют в дискуссиях, задают вопросы по теме. Записывают важные моменты.

3.

Заключительная часть

  1. Подведение итогов.

  2. Краткий опрос по теме

  3. Организованный уход из кабинета.


5 мин.


Выделить учащихся, которые хорошо справлялись с заданиями. Похвалить всех за работу.
































Оценка физического развития методом индексов





По мнению большинства исследователей, индексы можно использовать лишь для приблизительного определения должных величин антропометрических признаков, причем этот метод может быть применен для оценки показателей только людей молодого и зрелого возраста, Тем не менее, Вы сможете получить приблизительные ориентиры для ряда должных величин, помня о том, что индекс дает Вам сильно упрошенную зависимость одного антропометрического признака от другого.

Весоростовые индексы:

Индекс Брока-Бругша. Позволяет найти должный вес (ДВ).

Должный вес = Рост - 100 При росте до 165 см.

Должный вес ~ Рост - 105 При росте 165 - 175 см.

Должный вес = Рост - 110 При росте свыше 175 см.

Длярасчета индекса Брока - Бругша рост выражается в сантиметрах. Вес выражается в килограммах. Оценку фактического веса по отношению к должному производят, разделив фактический вес на должный и умножив частное от деления на 100 %. Должный вес принимают равным 100 %. Отклонения фактического веса в пределах 10 % от должной величины считаются незначительными, а вес в этих пределах - средним. Вес более 110 % должного считается выше среднего, более 120 % должного - высоким. Вес менее 90 % должного считается ниже среднего», менее 80 % - низким.

Рассчитайте Ваш должный вес и дайте оценку:

ДВ = ____________________________________________________________________

Вес/ДВ х 100% = _________________________________________________________

Вес тела: ___________________________________________________________________

Индекс Кетле.Позволяет вычислить плотность тела и косвенно определить избыток иди недостаток массы тела.

ИК= Вес / Рост, г/см.

Средние значения для мужчин лежат в диапазоне 370 - 400 г/см, для женщин - 325 - 375 г/см

Рассчитайте Ваш индекс Кетле и дайте оценку весу.

ИК=

Вес тела: _____________________________________________________________________

 

Силовые индексы

Силовые индексы (СИ) служат для оценки силы мышц кисти или спины людей с различной массой тела. Ориентиром служит силовой индекс, полученный в результате усреднения показателей силы модельного класса спортсменов или нетренированных людей. Величины силовых индексов приводятся ниже. В данном случае и силу мышц и вес тела измеряют в килограммах.

СИк = (Д кисти / Вес) х 100 %, где Д кисти - показания динамометрии кисти, кг,

Вес - масса тела, кг.

СИс = (Д спины / Вес) х 100 %, где Д спины - показания динамометрии мышц спины, кг,

Вес - масса тела, кг.

Средние показатели силовых индексов представлены ниже.

Категория СИ кисти, %СИ мышц спины, %

мужчины 70 - 75 200 - 220

спортсмены 75 - 81 250 - 300

женщины 50 - 60 150 - 175

спортсменки 60-70 175 - 200

Рассчитайте Ваши силовые индексы и дайте оценку мышечной силе.

СИк = ___________________________________________________________________

СИс = ___________________________________________________________________

Сила мышц кисти правой _______________________________________________________

 

Сила мышц кисти левой ________________________________________________________

Сила мышц спины _____________________________________________________________

 

Индексы пропорциональности:

До сих пор находят весьма широкое применение в популярных изданиях для выражения эталонных пропорций тела, как правило, определенных по измерениям наиболее модных моделей. В то же время используются и индексы, полученные при усреднении показателей антропометрии.

Индекс Эрисмана. (Индекс пропорциональностиразвития грудной клетки). Здесь все показатели измерены в сантиметрах.

ИЭр = ОГК (пауза) - 1/2 Роста, где ОГК - окружность грудной клетки.

Оценка. Средние данные для мужчин +5,8 см; для женщин + 3,8 см. Больший индекс указывает на широкую грудь, меньший - на узкую.

Рассчитайте Ваш индекс Эрисмана и дайте оценку ширине груди. ИЭр=____________________________________________________________________

Ширина груди __________________________________________________________________

Индекс Мануврие. Характеризует дайну ног. Все показатели измерены в сантиметрах.

ИМ = (Длина ног / Рост сидя) х 100.

Оценка: ИМ. до 84,9 свидетельствует о коротких ногах, 85 - 89 - о ногах средней длины, 90 и выше - о длинных ногах.

Рассчитайте Ваш индекс Мануврие и дайте оценку длине ног:

ИМ = ___________________________________________________________________

Длина ног _______________________________________________________________

Принято считать, что пропорциональное человеческое тело характеризуется следующими отношениями окружностей:

шея = 38% ОГК,

талия = 75 % ОГК,

бедро - 60 % окружности таза,

голень = 40 % окружности таза.

(Окружность правого плеча + окружность левого плеча) / 2 = 36 % ОГК

(Окружность правого предплечья + окружность левого предплечья) / 2 = 30 % ОГК.

Рассчитайте ваши пропорции и дайте им оценку _______________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индекс Пинье (Индекс крепости телосложения)

ИП = Рост - (Вес + ОГКвд),

Рост и ОГК на вдохе измерены в сантиметрах, вес - в килограммах.

Оценка. Если индекс Пинье равен 10 и менее - телосложение очень крепкое; в диапазоне 11 - 15 - крепкое; 16 - 20 - хорошее; 21 - 25 - среднее; 26 - 30 - слабое; 31 и более - очень слабое.

Рассчитайте Ваш индекс Пинье и дайте оценку крепости телосложения ________________________________________________________________________