Пояснительная записка
«Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться дальше
без помощи учителя»
Э. Хаббард
Программа воспитательной работы с классным коллективом разработана на период с 2016г. по 2021г. В программе учтены требования ФГОС нового поколения, отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его особенностей, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы классного руководителя, ученического и педагогического коллективов, родителей.
Вопросы образования, развития и воспитания подрастающего поколения всегда являлись одними из самых актуальных и приоритетных в любом обществе и в любую эпоху. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги (А.С. Макаренко). Каждый ребёнок уникален и неповторим, и задача педагогов состоит, прежде всего в том, чтобы, применив все свои знания, проявив такт и терпение, сориентировать маленького человека на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему стать полноценной личностью, а главное, индивидуальностью.
Но процесс воспитания не может быть эффективным, если он заключается только в передаче учителем опыта предыдущих поколений. Эта деятельность должна предусматривать совместное, равноправное, активное взаимодействие и учащихся, и классного руководителя.
Согласно требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования процесс взаимодействия школы и детей должен быть направлен на «воспитание, социализацию и духовно-нравственное развитие обучающихся, их самоидентификацию и гражданское становление».
Таким образом, современные тенденции в образовании подчёркивают актуальность создания системы воспитательной работы в классе, направленной на решение наиболее важных педагогических проблем и позволяющей целенаправленно, обоснованно и максимально эффективно использовать способности и возможности каждого ребёнка для его всестороннего развития. Это требует поиска новых методических направлений и подходов в организации воспитательного процесса, что и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя.
Одним из основополагающих подходов в реализации программы «Вектор успеха» является средовой подход. В теории воспитания существуют разнообразные подходы к управлению процессом развития и формирования личности ребенка: деятельностный, системный, личностный-ориентированный и др. Однако поставленные цели и задачи воспитательной работы диктуют необходимость учитывать возрастающее значение средового подхода в развитии детей. Воспитательная система не дает результатов, если входит в противоречие со средой, окружающей ребенка. При этом личностный, индивидуальный подходы утрачивают свою силу.
Суть подхода в том, чтобы воспитывать детей через ту среду, которая окружает их как общность. Педагог, родители и сами дети совершенствуют среду.
Главными понятиями в средовом подходе являются ниши и стихии. Ниши – это пространственные возможности, позволяющие детям развиваться. Под стихией понимается интерес к чему-либо в общественной среде, стремление к какому-либо действию, самовыражению. Ниши – возможности, стихии – параметры реализации возможностей.
Актуальность использования средового подхода в воспитательной деятельности обусловлена тем, что проектирование и продуцирование воспитательного результата допускается только на основе учета возможностей среды.

Основные цели и задачи воспитании на основе средового подхода.
ЦЕЛЬ воспитания и социализации обучающихся в контексте ФГОС: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, готового к осознанному профессиональному выбору.
Задачи:
В области формирования личностной культуры:
формирование ответственного отношения к учению;
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
В области формирования социальной культуры:
формирование социально открытого уклада школьной жизни, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества;
развитие деятельности школьных советов, обеспечивающих заинтересованное участие родителей и местного сообщества в управлении образовательным учреждением;
- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как основе российского общества;
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
В области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни:
формирование представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
формирование представления о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
формирование представления о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;
обучение элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
формирование представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
формирование потребностей ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.