СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной статьи в том, что результаты обучения  математике  зависят от активности обучаемого, вовлеченности в работу на всех ее этапах.

Просмотр содержимого документа
«Статья«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики»»

«Активизация познавательной деятельности учащихся

на уроках математики»

В.И. Даниленко

ГБОУ ЛНР «Зимогорьевская ООШ IIII ступеней»

veradanilenko@yandex.ru

Аннотация

Математика – это один из предметов, который требует от учеников привлечения не только дополнительных сил и энергии на изучение, но и повышенного внимания, способностей, мышления, затрагивает эмоциональную и психическую сферы.

Актуальность данной статьи в том, что результаты обучения математике зависят от активности обучаемого, вовлеченности в работу на всех ее этапах. Особое внимание акцентируется на активизации познавательной деятельности во время урока. В данной статье я аргументирую, что наличие положительных мотивов в обучении математике – важнейшее условие эффективности его протекания. В совместной работе учителя и ученика я выделяю несколько групп мотивов, привлекая которые можно повысить интерес к математике не только на уроке.

Мною изложены взгляды на особое значение самостоятельной деятельности учащихся на уроке как на одно из основных условий их социализации в обществе.

Ключевые слова

активность; активизация познавательной деятельности; мотивы в обучении; методы стимулирования учебно-познавательной деятельности



«Обучение – это ремесло, использующее

бесчисленное количество маленьких трюков»

Д.Пойа

Обучение - это напряженная, сложная деятельность, при которой необходимо большое усилие ума, воли, воображения, памяти.

Отношение учащихся к процессу обучения обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

Урок.

На лицах некоторых учеников отражаются мысли: «Когда это все закончится? Скорее бы домой!»

А если это урок алгебры в 10 классе, то мысли прочитываются уже совсем другие, иногда произносимые вслух: «Лучше бы физкультура! Или хотя бы технология!»

Замечательно! Моим ученикам уже не хочется домой. Они готовы идти на урок, но предусматривающий двигательную активность в отличие от того, где требуют генерировать непонятные, особенно на начальном этапе, идеи, привлекая при этом ранее изученные факты, благополучно забытые с течением времени.

Отлично, мы будем двигаться, и делать важную работу, которую я называю собиранием букета из знаний, умений и навыков.

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а, следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному.

Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.

Тема урока «Решение показательных неравенств» не из области легкодоступных: приходится учитывать много нюансов. Монотонность применения алгоритмов при решении неравенств заведомо грозит потерей интереса учащихся в каждую минуту урока. Приходится активизировать их внимание уже в самом начале урока.

Кому из учителей математики хотя бы раз не приходилось слышать от своих учеников: «Скажите, где в жизни мне это пригодится?»

Это не праздный вопрос. В нем звучит отсутствие какой-либо мотивации и, как следствие, потеря интереса к уроку.

Мотивацией к активности на нашем уроке послужило то, что каждая идея, каждый правильно выбранный метод, каждое правильно выполненное ключевое действие приносит участнику процесса обучения 1 балл, заносимый в заранее подготовленную на доске таблицу.

ФИ

Ответы, ключевые предложения, замечания, идеи,

самостоятельное решение отдельного блока

итог

1

2

3

4

5

6

7


Балашова Г.


1

1



1

1

4

Веремеев И.

1

1

1

1

1

1

1

7

Глинка С.

1



1



1

3


Актуализация опорных знаний учащихся сразу дала возможность получения первых баллов:

- какое свойство показательной функции заложено в основу решения показательных неравенств;

- сколько типов показательных неравенств вы знаете;

-какие методы решений используются для каждого типа?

Введение начисления баллов во время урока послужило по ряду причин мотивацией быть вовлеченными в работу. К тому же такой урок плавно перешел в игру, сочетаемую с эвристической беседой. По окончании урока у учащихся подсчитываются баллы и, за определенное их количество, ученик получает оценку. Такая игра заставляет учеников внимательно слушать не только объяснения учителя, вдумываться в задаваемые вопросы, искать на них ответы, но и следить за работой всех участников процесса.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Школьное ученическое познание должно быть движимо мотивами. Наличие положительных мотивов в обучении – важнейшее условие эффективности его протекания. Для того чтобы ученическое познание имело место, ученик должен хотеть учиться. Должен – да, но хочет ли?

Стимулами для проявления мотивов нередко выступают внешние действия или причины.

1 группа мотивов зависит в основном от личности и деятельности учителя, отобранного им содержания материала и методов его преподавания учащимся. Они опираются на непроизвольное внимание и основаны на положительных эмоциях, побуждающих в учащихся учителем. К ним относятся: симпатия или любовь к учителю; интересное ведение учителем уроков; новые наглядные пособия. Проанализировав отношение учащихся к занятиям в условиях таких стимулирующих действий учителя: одним движет любопытство, другим любознательность, у третьих в основном лежит уже сформировавшийся познавательный интерес.

2 группа: Перспективно-побуждающие мотивации связаны с определенной целеустремленностью самого ученика, нацеленностью его деятельности на будущее. К ним относятся: интерес к предмету, полезному для овладения избранной профессией, интерес к определенной деятельности не связанной с будущей профессией, но к которой есть склонности или способности; желание заслужить одобрение товарищей, коллектива. Могут быть и отрицательные мотивы: стремление быть в числе лучших учеников лишь как проявление самолюбия. К этой группе мотивов могут быть отнесены мотивы, связанные с такими неприятными эмоциями, как страх перед строгим учителем, нежелание быть объектом обсуждения классным коллективом. Общим в этой группе мотивов является то, что они опираются на произвольное внимание, связанные с сознательно поставленной целью, приложением определенного волевого усилия. Однако и здесь роль учителя велика, т.к. он может показать ученику интересную перспективу, дать толчок волевому усилию, возбудить интерес и стремление к какой-нибудь цели. При этом важен показ школьникам значения изучаемого материала не только в отдаленном будущем, но и сейчас. Осознание учащимися значимости знания одно из важных условий формирования глубоких познавательных интересов, потребности в самообразовании.

3 группа: В мотивации учения особую значимость имеет интерес к самому процессу умственной деятельности. Эти мотивы можно назвать мотивами интеллектуального побуждения – интеллектуальными мотивами. В их числе: желание и стремление найти самостоятельный ответ на поставленный вопрос (проблему), чувство удовлетворения от успешного его решения; понимание практической значимости выполненного дела; чувство удовлетворения от самого процесса мыслительной работы. При наличии подобных мотивов процесс познания представляется для человека самостоятельной ценностью. Мотивы интеллектуального побуждения – наиболее надежная основа поддержания, закрепления и дальнейшего развития познавательного интереса. От учителя во многом зависит пробуждение и поддержание подобных интересов, при этом главное – обучение учащихся приемам умственной деятельности, овладение общенаучными умениями. Эти мотивы способствуют выработке особого эмоционального отношения к знаниям, в их основе лежит интерес и радость познания, делающие сами познание интеллектуальной потребностью пытливого и любознательного ума.

4 группа: Наиболее важные и значимые мотивы учения – широкие социальные мотивы – создание долга, ответственности, необходимости, основанное на сформировавшемся мировоззрении. Для этого учитель должен подчеркивать значение знаний и умений, приобретенных в школе, для овладения будущей профессией. Все эти мотивы на практике переплетаются друг с другом. Важно не количество или разнообразие мотивов, а само их наличие, направленность их содержания, их стимулирующее действие, активизация познавательной деятельности.

«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, а учение, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как всё в учении интересно и необходимо брать силою воли”

К.Д. Ушинский

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

- отстаивать свое мнение;

- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

- ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

- рецензировать ответы товарищей;

- оценивать ответы и письменные работы товарищей;

- объяснять более слабым учащимся непонятный материал;

- самостоятельно выбирать посильное задание;

- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

- решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

В описываемом мною уроке в самом начале его учащимся был предложен определенный объем работы: на доске были выписаны упражнения с номерами из учебника.

231 (3): (







) х2−3х 







;

232 (3): 22х−1 + 22х−2 + 22х−3 ≥ 448;

233(4;3): 4) 3∙9х + 11∙3х 2х+1 + 4∙ 5х − 1 0

237(2): Решить графически уравнение: 3− х ═ √х

Учащиеся после ознакомления с условием по желанию выходят к доске, соизмеряя свои возможности и компетентности с поставленными задачами, с надеждой на успех, мотивируемыми еще и тем, что являются участниками общего процесса, а не одинокими, отбывающими свою очередь, отвечающими у доски.

  Создание ситуаций успеха в обучении представляет собой создание цепочки ситуаций, в которых учащийся добивается в учении хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения.

 Методы стимулирования учебно– познавательной деятельности можно условно разделить на три большие подгруппы: 

- методы эмоционального стимулирования;

- методы развития познавательного интереса; 
- методы формирования ответственности и обязательности.

Учебная деятельность проходит более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учебе, если у них есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков. Для этого используют методы стимулирования учебной деятельности, которые делятся на две группы.

1 группа: Метод формирования познавательного интереса.

Интерес во всех видах характеризуется тремя обязательными моментами:

- положительными эмоциями по отношению к деятельности;

- наличие познавательной стороны эмоции;

- наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности;

2 группа: Метод стимулирования долга и ответственности в учении.

Приемы:

Разъяснение общественной значимости учения, т.е. раскрытие роли науки в развитии производства. Рассказы, беседы, лекции в этом случае приобретают характер методов стимулирования.

Разъяснение личной значимости учения.

Предъявление учебных требований.

Он определяется: правилами поведения, правилами внутреннего распорядка школы. Большую роль здесь играет пример других учащихся и самих учителей, поощрения и порицания в учебе.

Он применяется в целях поддержания и развития хороших начал в поведении, учебной деятельности.

Поощрения: похвала учителя, повышенная оценка и др.

Использование и применение активных методов обучения позволяет мне решать три главные задачи:

1)социализации ученика, формирования навыков общения, умения не только добывать знания, но и эффективно их использовать;

2)формирования определенного уровня компетенции ученика;

3)подготовки учащихся к участию в реализации замысла проекта именуемого уроком.


Использованная литература и источники:

1.Кларин М. В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта [Текст] / М. В. Кларин // Педагогика. – 2000. – № 7. – С. 12–18.

2.Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: уч. пособие. – Ростов-на-Дону, 2001.

3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Ч. I. Научно-практич.пособие. - Ростов н/Д.: ≪Учитель≫, 2004. - 288с.

4. Кульневич СВ., Лакоценина Т.П.Современный урок. Часть II: Не совсем обычные и совсем необычные уроки. - Ростов-н/ Д: Изд-во ≪Учитель≫,

2005. - 288 с.

5.Панина Т.С..Современные способы активизации обучения: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Т.С.Панина, Л.Н.Вавилова – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176с.