«Активизация познавательной деятельности учащихся
на уроках математики»
В.И. Даниленко
ГБОУ ЛНР «Зимогорьевская ООШ I – III ступеней»
veradanilenko@yandex.ru
Аннотация
Математика – это один из предметов, который требует от учеников привлечения не только дополнительных сил и энергии на изучение, но и повышенного внимания, способностей, мышления, затрагивает эмоциональную и психическую сферы.
Актуальность данной статьи в том, что результаты обучения математике зависят от активности обучаемого, вовлеченности в работу на всех ее этапах. Особое внимание акцентируется на активизации познавательной деятельности во время урока. В данной статье я аргументирую, что наличие положительных мотивов в обучении математике – важнейшее условие эффективности его протекания. В совместной работе учителя и ученика я выделяю несколько групп мотивов, привлекая которые можно повысить интерес к математике не только на уроке.
Мною изложены взгляды на особое значение самостоятельной деятельности учащихся на уроке как на одно из основных условий их социализации в обществе.
Ключевые слова
активность; активизация познавательной деятельности; мотивы в обучении; методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
«Обучение – это ремесло, использующее
бесчисленное количество маленьких трюков»
Д.Пойа
Обучение - это напряженная, сложная деятельность, при которой необходимо большое усилие ума, воли, воображения, памяти.
Отношение учащихся к процессу обучения обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
Урок.
На лицах некоторых учеников отражаются мысли: «Когда это все закончится? Скорее бы домой!»
А если это урок алгебры в 10 классе, то мысли прочитываются уже совсем другие, иногда произносимые вслух: «Лучше бы физкультура! Или хотя бы технология!»
Замечательно! Моим ученикам уже не хочется домой. Они готовы идти на урок, но предусматривающий двигательную активность в отличие от того, где требуют генерировать непонятные, особенно на начальном этапе, идеи, привлекая при этом ранее изученные факты, благополучно забытые с течением времени.
Отлично, мы будем двигаться, и делать важную работу, которую я называю собиранием букета из знаний, умений и навыков.
Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а, следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному.
Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.
Тема урока «Решение показательных неравенств» не из области легкодоступных: приходится учитывать много нюансов. Монотонность применения алгоритмов при решении неравенств заведомо грозит потерей интереса учащихся в каждую минуту урока. Приходится активизировать их внимание уже в самом начале урока.
Кому из учителей математики хотя бы раз не приходилось слышать от своих учеников: «Скажите, где в жизни мне это пригодится?»
Это не праздный вопрос. В нем звучит отсутствие какой-либо мотивации и, как следствие, потеря интереса к уроку.
Мотивацией к активности на нашем уроке послужило то, что каждая идея, каждый правильно выбранный метод, каждое правильно выполненное ключевое действие приносит участнику процесса обучения 1 балл, заносимый в заранее подготовленную на доске таблицу.
ФИ | Ответы, ключевые предложения, замечания, идеи, самостоятельное решение отдельного блока | итог |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Балашова Г. | | 1 | 1 | | | 1 | 1 | 4 |
Веремеев И. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 |
Глинка С. | 1 | | | 1 | | | 1 | 3 |
Актуализация опорных знаний учащихся сразу дала возможность получения первых баллов:
- какое свойство показательной функции заложено в основу решения показательных неравенств;
- сколько типов показательных неравенств вы знаете;
-какие методы решений используются для каждого типа?
Введение начисления баллов во время урока послужило по ряду причин мотивацией быть вовлеченными в работу. К тому же такой урок плавно перешел в игру, сочетаемую с эвристической беседой. По окончании урока у учащихся подсчитываются баллы и, за определенное их количество, ученик получает оценку. Такая игра заставляет учеников внимательно слушать не только объяснения учителя, вдумываться в задаваемые вопросы, искать на них ответы, но и следить за работой всех участников процесса.
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
Школьное ученическое познание должно быть движимо мотивами. Наличие положительных мотивов в обучении – важнейшее условие эффективности его протекания. Для того чтобы ученическое познание имело место, ученик должен хотеть учиться. Должен – да, но хочет ли?
Стимулами для проявления мотивов нередко выступают внешние действия или причины.
1 группа мотивов зависит в основном от личности и деятельности учителя, отобранного им содержания материала и методов его преподавания учащимся. Они опираются на непроизвольное внимание и основаны на положительных эмоциях, побуждающих в учащихся учителем. К ним относятся: симпатия или любовь к учителю; интересное ведение учителем уроков; новые наглядные пособия. Проанализировав отношение учащихся к занятиям в условиях таких стимулирующих действий учителя: одним движет любопытство, другим любознательность, у третьих в основном лежит уже сформировавшийся познавательный интерес.
2 группа: Перспективно-побуждающие мотивации связаны с определенной целеустремленностью самого ученика, нацеленностью его деятельности на будущее. К ним относятся: интерес к предмету, полезному для овладения избранной профессией, интерес к определенной деятельности не связанной с будущей профессией, но к которой есть склонности или способности; желание заслужить одобрение товарищей, коллектива. Могут быть и отрицательные мотивы: стремление быть в числе лучших учеников лишь как проявление самолюбия. К этой группе мотивов могут быть отнесены мотивы, связанные с такими неприятными эмоциями, как страх перед строгим учителем, нежелание быть объектом обсуждения классным коллективом. Общим в этой группе мотивов является то, что они опираются на произвольное внимание, связанные с сознательно поставленной целью, приложением определенного волевого усилия. Однако и здесь роль учителя велика, т.к. он может показать ученику интересную перспективу, дать толчок волевому усилию, возбудить интерес и стремление к какой-нибудь цели. При этом важен показ школьникам значения изучаемого материала не только в отдаленном будущем, но и сейчас. Осознание учащимися значимости знания одно из важных условий формирования глубоких познавательных интересов, потребности в самообразовании.
3 группа: В мотивации учения особую значимость имеет интерес к самому процессу умственной деятельности. Эти мотивы можно назвать мотивами интеллектуального побуждения – интеллектуальными мотивами. В их числе: желание и стремление найти самостоятельный ответ на поставленный вопрос (проблему), чувство удовлетворения от успешного его решения; понимание практической значимости выполненного дела; чувство удовлетворения от самого процесса мыслительной работы. При наличии подобных мотивов процесс познания представляется для человека самостоятельной ценностью. Мотивы интеллектуального побуждения – наиболее надежная основа поддержания, закрепления и дальнейшего развития познавательного интереса. От учителя во многом зависит пробуждение и поддержание подобных интересов, при этом главное – обучение учащихся приемам умственной деятельности, овладение общенаучными умениями. Эти мотивы способствуют выработке особого эмоционального отношения к знаниям, в их основе лежит интерес и радость познания, делающие сами познание интеллектуальной потребностью пытливого и любознательного ума.
4 группа: Наиболее важные и значимые мотивы учения – широкие социальные мотивы – создание долга, ответственности, необходимости, основанное на сформировавшемся мировоззрении. Для этого учитель должен подчеркивать значение знаний и умений, приобретенных в школе, для овладения будущей профессией. Все эти мотивы на практике переплетаются друг с другом. Важно не количество или разнообразие мотивов, а само их наличие, направленность их содержания, их стимулирующее действие, активизация познавательной деятельности.
«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, а учение, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как всё в учении интересно и необходимо брать силою воли”
К.Д. Ушинский
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
- отстаивать свое мнение;
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
- рецензировать ответы товарищей;
- оценивать ответы и письменные работы товарищей;
- объяснять более слабым учащимся непонятный материал;
- самостоятельно выбирать посильное задание;
- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
- решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
В описываемом мною уроке в самом начале его учащимся был предложен определенный объем работы: на доске были выписаны упражнения с номерами из учебника.
№231 (3): (
) х2−3х
;
№232 (3): 22х−1 + 22х−2 + 22х−3 ≥ 448;
№233(4;3): 4) 3∙9х + 11∙3х 2х+1 + 4∙ 5х − 1 0
№237(2): Решить графически уравнение: 3− х ═ √х
Учащиеся после ознакомления с условием по желанию выходят к доске, соизмеряя свои возможности и компетентности с поставленными задачами, с надеждой на успех, мотивируемыми еще и тем, что являются участниками общего процесса, а не одинокими, отбывающими свою очередь, отвечающими у доски.
Создание ситуаций успеха в обучении представляет собой создание цепочки ситуаций, в которых учащийся добивается в учении хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения.
Методы стимулирования учебно– познавательной деятельности можно условно разделить на три большие подгруппы:
- методы эмоционального стимулирования;
- методы развития познавательного интереса;
- методы формирования ответственности и обязательности.
Учебная деятельность проходит более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учебе, если у них есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков. Для этого используют методы стимулирования учебной деятельности, которые делятся на две группы.
1 группа: Метод формирования познавательного интереса.
Интерес во всех видах характеризуется тремя обязательными моментами:
- положительными эмоциями по отношению к деятельности;
- наличие познавательной стороны эмоции;
- наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности;
2 группа: Метод стимулирования долга и ответственности в учении.
Приемы:
Разъяснение общественной значимости учения, т.е. раскрытие роли науки в развитии производства. Рассказы, беседы, лекции в этом случае приобретают характер методов стимулирования.
Разъяснение личной значимости учения.
Предъявление учебных требований.
Он определяется: правилами поведения, правилами внутреннего распорядка школы. Большую роль здесь играет пример других учащихся и самих учителей, поощрения и порицания в учебе.
Он применяется в целях поддержания и развития хороших начал в поведении, учебной деятельности.
Поощрения: похвала учителя, повышенная оценка и др.
Использование и применение активных методов обучения позволяет мне решать три главные задачи:
1)социализации ученика, формирования навыков общения, умения не только добывать знания, но и эффективно их использовать;
2)формирования определенного уровня компетенции ученика;
3)подготовки учащихся к участию в реализации замысла проекта именуемого уроком.
Использованная литература и источники:
1.Кларин М. В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта [Текст] / М. В. Кларин // Педагогика. – 2000. – № 7. – С. 12–18.
2.Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: уч. пособие. – Ростов-на-Дону, 2001.
3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Ч. I. Научно-практич.пособие. - Ростов н/Д.: ≪Учитель≫, 2004. - 288с.
4. Кульневич СВ., Лакоценина Т.П.Современный урок. Часть II: Не совсем обычные и совсем необычные уроки. - Ростов-н/ Д: Изд-во ≪Учитель≫,
2005. - 288 с.
5.Панина Т.С..Современные способы активизации обучения: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Т.С.Панина, Л.Н.Вавилова – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176с.