СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование осознанности соблюдения питьевого режима младшими школьниками через проектную деятельность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование осознанности соблюдения питьевого режима младшими школьниками через проектную деятельность

Колесниченко Галина Геннадьевна

Завуч начальной школы ГБОУ школа № 167

Центрального района г. Санкт-Петербурга

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование осознанности соблюдения питьевого режима младшими школьниками через проектную деятельность"»

Формирование осознанности соблюдения питьевого режима младшими школьниками через проектную деятельность

Колесниченко Галина Геннадьевна

Завуч начальной школы ГБОУ школа № 167

Центрального района г. Санкт-Петербурга


Здоровый образ жизни школьника является фактором не только здоровьесохраняющего  поведения младшего школьника, но и здоровьесозидающего. Важно помочь учащемуся осознать и принять ценности здорового образа жизни, сделать его активным субъектом деятельности по сохранению и созиданию собственного здоровья. Соблюдение питьевого режима – одна из важнейших составляющих здорового образа жизни, условие для нормального роста и развития ребенка. Под питьевым режимом принято понимать рациональный порядок потребления воды. Правильный питьевой режим обеспечивает нормальный водно-солевой баланс и создает благоприятные условия для жизнедеятельности организма. Установлено, что суточная потребность в воде взрослого человека равна 30-40 г на 1 кг веса тела. Норма потребления питьевой воды для ребенка намного больше, чем для взрослого человека, потому что детскому организму требуется намного больше сил и энергии для роста и развития чем взрослому человеку. Суточная норма воды для ребенка приблизительно 200мл на 1кг веса для детей грудного возраста, и около 2,5 – 3 литров в день для детей младшего школьного возраста. Для школьника же норма потребления воды в сутки составляет около 2 литров в день. Но, к сожалению, в образовательных учреждениях работе по воспитанию осознанного соблюдения питьевого режима уделяется незначительное внимание.

Для решения образовательной задачи по формированию этой ценностно-смысловой компетенции мы обратились к инновационным подходам и технологиям, которые появились в системе образования в последнее десятилетие. Наиболее перспективным для нас оказался метод проектов, который позволяет интегрировать усилия учащихся, педагогов и родителей в выбранном исследовательском направлении, стимулировать поисковую активность, развивать интерес и за относительно небольшой отрезок времени значимо расширять компетентностное поле.

Начиная работу по формированию осознанного соблюдения питьевого режима, мы понимали, что недостаточно просто дать информацию о нормах потребления питьевой воды для взрослых и детей. Необходимо, чтобы потребность в соблюдении питьевого режима стала потребностью ребёнка, частью его жизни. А для этого важно, чтобы у учащихся возникло внутреннее устойчивое желание поддерживать в повседневной жизни, сформированные с помощью взрослых, навыки.

Для решения этой задачи мною была проведена следующая работа, которая

состояла из нескольких этапов.

1 этап – диагностический. Я провела наблюдение за тем, сколько питьевой воды расходуется в классе, как изменяется потребление воды учащимися в зависимости от времени года и расписания уроков. Эта работа помогла мне более глубоко осознать и конкретизировать ее как классную проблему и как проблему отдельных учащихся, определить задачи для выстраивания дальнейшей воспитательной работы.

2 этап – подготовительный. Это оказался достаточно сложный и трудоемкий период. Я согласовала планируемые задачи с администрацией школы; встретилась с родителями учеников класса и обсудила с ними ситуацию, перспективы и задачи совместной деятельности. Мы совместно наметили целый ряд совместных шагов – этапов деятельности.

3 этап – содержательный, на котором мы приступили к реализации намеченного воспитательного плана.

1 шаг – посещение Музея «Мир воды Санкт-Петербурга». На экскурсии наглядно и действенно можно увидеть, как вода приходит в дом, какие меры по санитарной обработке воды предпринимаются, насколько высокие требования предъявляются к безопасности воды.

2 шаг – классный проект «Вода – сок жизни». Чтобы показать роль воды в жизни животных, растений, человека ученики выполнили творческие проекты на темы «Питьевой режим некоторых животных», «Растения, наиболее богатые содержанием воды», «Память воды», «Интересные факты о воде», «Пьют ли рыбы воду». Создавая этот проект, учащиеся много читали, выдвигали гипотезы, выясняли новые детали, открывали научные факты.

3 шаг – исследование собственного питьевого режима и питьевого режима своих домашних. Исследование расширило кругозор учащихся, позволило критически взглянуть на организацию питьевого режима в семье.

Учащиеся при подсчете среднего суточного потребления воды использовали полученные на уроках математики знания по теме «среднее арифметическое». Этот момент позволил им практически применить полученные знания в жизни. Затем мы сравнили полученные в ходе наблюдения данные и сделали выводы о соблюдении питьевого режима учениками и их близкими и разработали рекомендации по соблюдению питьевого режима с учетом рекомендаций ВОЗ.

4 шаг проекта стал классный час, «Воду возим, воду пьем, воду возим, воду льем», проведенный в игровой форме. Для того, чтобы показать актуальность представленной темы я использовала в качестве эпиграфа слова Леонардо да Винчи «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле».

Тему классного часа определили, прослушав песенку водовоза в исполнении Павла Оленева из к\ф режиссера Григория Александрова «Волга-Волга» На этом занятии ребята представили свои проекты, решали математические задачи на соблюдение питьевого режима. Для создания атмосферы присутствия на морском берегу при проведении физминутки были использованы звуки морского прибоя. Почувствовать, насколько малы запасы питьевой воды на Земле, позволила следующая демонстрация: кувшин, объемом 1 литр, принимаем за всю воду, имеющуюся на Земле, отмеряем в мензурку 3% - 30мл, это вода, пригодная для питья. С помощью моделей кругов строим круговую диаграмму, иллюстрирующую нашу демонстрацию, одновременно выполняя пропедевтическую работу по формированию умения строить и читать диаграммы. По итогам классного часа все получили денежки-капельки, за активное участие в проекте и смогли «купить» тематические сувениры на память об игре. Эта часть игры была важна с позиции формирования экономической компетенции – возможности заработать своим умом и потратить на свое усмотрение с пользой. Для ребят, которые имели одинаковое количество «капелек», и претендовали на один и тот же товар действовало правило «золотого» вопроса.

4 этапом работы стало закрепление сформированной в школе компетентности в домашней среде. Для этого мы дополнительно сориентировали родителей на выполнение контролирующей и стимулирующей воспитательных функций. Рассказали им о методах контроля и поощрения, об использовании игры в домашнем воспитании.

В заключение хочется отметить, что первоначально организация и реализация такой воспитательной работы представляется крайне трудоемкой и утомительной. Но на практике это совсем не так – проектная деятельность увлекательная и живая. В ходе нее совместная работа пропитывается общими эмоциями радости и интереса, а именно это, в первую очередь, двигает ребенка на правильные поступки по присвоению культурно-исторического опыта поколений, по терминологии Л.С.Выгодского. Попробуйте сами…


Литература:

  1. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005.

  2. Каменская В.Г., Котова С.А. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста /Уч.пособие.- СПб, 2008.

  3. Котова С.А. Здоровьесберегающие принципы и технологии в школьно-образовательной среде / Психология здоровья (школьный возраст) Под ред.Г.С.Никифорова. Уч. пособие. СПб, 2008, с.325-363.

  4. Митяева А.М. Здоровьесберагающие педагогические технологии. – М.: Академия, 2008.

  5. Авакян А.Б., Санин М.В. и Эльпинер Л.И. Опреснение воды в природе и народном хозяйстве. М., 1987;

  6. Гигиеническая оценка вредных веществ в воде, под ред. Г.Н. Красовского, М., 1987;

  7. Руководство по гигиене водоснабжения, под ред. С.Н. Черкинского, М., 1975;

  8. Н.И. Воронцова. «Вода питьевая», 1996 год, 360 с.

  9. http://www.water.ru/bz/param/drinking_order.shtml

  10. http://www.xooma-water.com/voda-dlya-detej.html

  11. Руководство по обеспечению качества питьевой воды. Третье издание.Том 1.

  12. Рекомендации. Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2004 г.

  13. Санитарные правила и нормы Российской Федерации (СанПиН)

СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест".








































Демонстрация позволяет понять, насколько малы запасы питьевой воды на Земле: кувшин, объемом 1 литр, принимаем за всю воду, имеющуюся на Земле, отмеряем в мензурку 3% - 30мл, это вода, пригодная для питья. С помощью моделей кругов строим круговую диаграмму, иллюстрирующую нашу демонстрацию, одновременно выполняя пропедевтическую работу по формированию умения строить и читать диаграммы.

5