Е.Н. Ленькова, учитель русского языка и литературы первой
квалификационной категории МАОУ Улу-Юльской СОШ
Групповые формы работы как эффективный метод обучения на уроках русского языка и литературы
Как заинтересовать ребенка на уроке? Я разрабатываю систему заданий к урокам русского языка и литературы таким образом, чтобы каждый ученик, вне зависимости от успеваемости по предмету, смог реализовать личностные возможности, раскрыть внутренний потенциал.
Проявить активность учеников на уроке помогает групповая форма работы. Самое главное для них – это преодоление страха ошибиться, возможность почувствовать себя увереннее. Эта форма удобна тем, что учащиеся лучше усваивают материал, она помогает развивать их творческие способности, помогает сделать урок интереснее. Но групповая форма работы может иметь и ряд недостатков. Поэтому, используя групповую работу, я исхожу из её целесообразности.
Увеличение эффективности обучения на уроках вижу в групповой форме работы, так как обучение ведется в активном взаимодействии обучаемых с педагогом и между собой на том уровне, на котором находятся обучаемые. Кроме того, групповая форма – одна из форм деятельностного подхода к обучению, психологическую основу которого составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Знания приобретаются и проявляются только в деятельности.
Принцип работы в группе состоит в передаче учащимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и частично оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль.
Чтобы осуществлять эффективное взаимодействие учеников в группе, я целенаправленно формирую учебные группы, внимательно подбираю командиров (консультантов), способных планировать работу, налаживать контакты учащихся. Стараюсь научить школьников сотрудничать при разборе учебного материала, выполнении заданий, решении проблемных задач. Для успешной организации совместной учебной работы учащихся учитываю их взаимоотношения в неучебное время.
Группы формирую из учащихся с разным уровнем обученности. Затем повторяем правила работы в группе.
На этапе выполнения задания, когда определяется учебно-познавательная цель; определяем вид деятельности группы; распределяем задания по группам; распределение ролей среди учащихся каждой группы", выполнение заданий. Следующий этап - обсуждение заданий группами, который включает в себя их выступления.
Анализ и контроль - учащиеся выполняют самостоятельно предложенное задание. Это может быть проверочная работа, индивидуальные тесты.
Обсуждение достигнутых результатов, где учащиеся сообщают о трудностях, встретившихся в процессе работы, о путях их преодоления. Подведение итога урока, выводы.
Приведу несколько примеров групповой формы работы на уроках русского языка и литературы из моего опыта. Чтобы заинтересовать детей в самом начале урока, я использую приемы «Удивляй», «Лови ошибку»: универсальные приёмы, направленные на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.
Эти приемы формируют: умение анализировать, умение выделять и формулировать главное
Например, на уроке литературы в 10-м классе разговор о бардах начинали с прослушивания их популярных песен. А затем дети отвечали на вопрос, кто исполнил ту или иную песню и каковы обстоятельства ее написания. Тут проверяется общая эрудиция школьников и появляется познавательный интерес.
А на уроке повторения по теме «Имя прилагательное» в 6 классе ребята составляли текст из заготовленных предложений, не используя ошибочные, на тему «Имя прилагательное».
Например, на обобщающем уроке по изучению рассказа В.Распутина «Уроки французского» в 6 классе группы сами выбирали задания – какой проблемой будут заниматься: обвинением учительницы или ее защитой. Были созданы следующие группы: «Адвокаты», «Обвинение», «Свидетели» и «Присяжные заседатели». В каждой группе велась общая работа по поиску в тексте рассказа всего, что можно было использовать для подготовки материалов, отчетов в работе. Это и характеристика директора на учительницу, и письмо, которое мог бы написать мальчик уехавшей на Кубань преподавательнице, и показания соседа матери, водителя полуторки, были написаны в ходе самостоятельного поиска всех материалов для так называемого следствия.
На уроке закрепления изученного по сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца» учащиеся сами выбирали, в какой группе они будут работать.
1. Репортаж с места событий
Одна группа, условно названная « Репортеры», выполняла задание написать репортаж с места событий в Блудовом болоте. Ребята сделали презентацию, в которой дали точные приметы пропавших детей, предложили создать поисковый отряд из жителей села и обозначили основные направления поиска.
2.Форма « Интервью»
Вторая группа « Интервьюеры» разрабатывала список вопросов Насте и Митраше таким образом, чтобы включить в него все наиболее значимые события из жизни героев. Впоследствии эти вопросы были заданы ученикам, играющим роль Насти и ее брата.
3. Буклет
Третья группа самостоятельно определила для себя задание – составить буклет «Загадки Блудова болота», в котором школьники подробно описали само болото, ввели в презентацию личные иллюстрации, представили легенду.
На уроке повторения по теме «Имя прилагательное» в 6 классе ученики, работая с текстом сказки, выписали из текста прилагательные определенного для их группы разряда (притяжательные, относительные, качественные).
На уроке исследования по теме «Личные местоимения» ребята в группах под разными шляпами (по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления») выполняли задания.
Черная шляпа - сбор критической информации о местоимении Я.
Желтая шляпа- сбор положительной информации о местоимении Я
Белая шляпа-сбор новой информации о местоимении
(Дается распечатка ст-сл. и современного алфавита
Задание: сравнить местонахождение буквы Я)
Красная шляпа - сбор информации о чувствах
(-какие чувства передает местоимение Я?
-Какое вы выбираете чувство?
(хвастливость, гордость, самоуважение, терпимость, самореализацию, невнимание к окружающим, самолюбование))
Зеленая шляпа-вывод.
- Нужно ли местоимение Я в жизни?
Можно много привести примеров работы в группах.
Хочется сказать, что активные формы и методы групповой работы опираются на главный принцип системно-деятельностного подхода - учащиеся умеют извлекать знания, опираясь на уже приобретенные, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему, ставят цели, решают задачи, отвечают за результаты.
Такая организация работы эффективна и современна, отвечает потребностям образования.
Групповая форма организации работы на уроках русского языка и литературы позволяет активно включать учащихся в атмосферу сотворчества, создавать мотивацию обучения, стимулировать личностное восприятие предмета.