Просмотр содержимого документа
«Статья: Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей»
Тема статьи:
«Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей»
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра, характером которой являются речевые функции, содержание и средства общения.
Игра является одним из самых важных приемов работы с дошкольниками. Игровой метод обучения позволяет заинтересовать ребенка и создать непринужденную обстановку.
Младший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для всестороннего развития ребенка. В 3-4 года происходит становление всех психических процессов. Большое внимание в настоящее время уделяется речевому развитию дошкольников, формированию устной речи и навыков речевого общения с окружающими.
Не нужно гнаться за количеством игр, игры необходимо разумно распределить поэтапно. Главное не забывать правило, что игра должна быть доступной и понятной для ребенка, игра должна включать разные виды деятельности ребенка, кроме того она должна быть красиво оформлена.
Дидактические игры расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия.
Театрализованные игры способствуют развитию речевой активности, выразительности речи и художественно-речевой деятельности.
Сюжетно-ролевая игра развивает творческую самостоятельность, оказывает положительное влияние на развитие речи.
Подвижные игры способствуют расширению объема понимания речи и словарного запаса.
Повышению речевой активности способствует использование различных видов игр во всех режимных моментах – во время утреннего приема детей, во время умывания и прогулок с детьми.
При подборе и изготовлении игр, а также наглядных пособий к ним следует учитывать следующие критерии: возраст детей, особенности мышления и восприятия детей, уровень самостоятельности, уровень автоматизированности речевых навыков, доступность игры для дошкольника.
К подготовительным играм относятся игры, которые предполагают подготовку органов речи и слуха ребенка к восприятию правильных звуков и правильному звукопроизношению. Следовательно, на первом месте стоят игры по развитию слуха.
Подбор игр идет в строгой последовательности.
К подготовительным играм можно отнести следующие игры: «Угадай чей голос?» и другие игры необходимые в коррекционной работе для развития дыхания и голоса. Для таких игр оборудованием могут стать перышки, пенопластовые шарики, рамки для выдувания мыльных пузырей и пр.
На этапе автоматизации звука важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи, это будет возможно только в том случае, если это будет интересная игра. Ребенка необходимо заинтересовать, убедить его в том, что у него все обязательно получится.
Таким образом, использование игр повышает речевую активность детей, делает процесс постановки речи творческим, разнообразным и интересным.