Использование тестовых заданий на уроках химии
в учебных заведениях системы НПО как инновационный метод оценивания результатов обучения.
Оценка знаний - один из существенных показателей, определяющих степень усвоения учащимися учебного материала, развития мышления, самостоятельности. Оценка должна побуждать учащегося к повышению качества учебной деятельности [1].
В настоящее время оценивание результатов обучения в системе НПО не всегда является объективным методом педагогических измерений.
Большое значение в развитии НПО является поиск инновационных методов контроля знаний, отвечающих требованиям объективности, надежности, технологичности при небольших затратах. Одной из таких форм контроля являются тестовые задания.
Тест (от англ. test — испытание, проверка) — стандартизованные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий [2].
В педагогической практике проверки знаний учащихся сложились две основные формы контроля: устный опрос и письменная работа. Эти формы контроля имеют как положительные стороны, так и обладают рядом значительных недостатков. Устный опрос отнимает значительный объем времени от урока. Письменная работа является очень трудоемкой для учащихся. Форма контроля в виде тестовых заданий не имеет таких недостатков, какие имеют устный опрос и письменная проверка знаний. Она может применяться для текущей проверки знаний учащихся на уроках химии в системе НПО. Оперативность проверки тестовых заданий, позволяет преподавателю своевременно сообщить учащимся о результатах их работы, уделить большее внимание плохо усвоенным разделам и изложению нового материала. Отсутствие трудоемкости проверки работ позволяет достаточно часто проводить контрольные мероприятия, и делает возможным тотальный контроль знаний.
Важно выбирать наиболее приемлемую форму ответов на задания по химии. Учитывая, что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко, желательно также кратко и однозначно формулировать ответы. Например, удобна альтернативная форма ответов, когда учащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных решений “да-нет”, “верно-неверно” [3].
Применение тестовой методики на уроках химии в системе НПО позволит осуществлять количественный анализ успешности обучения, что невозможно в рамках традиционной системы оценивания результатов обучения.
В связи с потребностью модернизации системы НПО необходима стандартизированная разработка тестовых методик. Преподаватели химии достаточно широко применяют тестовые задания собственной разработки, но не всегда тестовые задания, разработанные преподавателями, удовлетворяют требованиям, предъявляемым к ним.
Для эффективности внедрения стандартизированных тестов в педагогическую практику системы НПО необходимо разработать и утвердить:
- единые унифицированные требования к составлению тестовых заданий;
- стандартные требования к тесту как инструментальному средству педагогической диагностики;
- единые требования к технологии проведения тестирования;
- общие научно-обоснованные подходы к интерпретации результатов тестирования.
Такого рода стандартизация создаст условия, позволяющие проводить сравнительный анализ результатов тестирования и получать общую картину динамики развития системы НПО региона.
Для изучения химии в системе НПО очень важно использование информационных технологий в обучении и оценивании его результатов.
Одним из наиболее актуальных направлений развития компьютерных технологий в образовании является разработка специализированных систем проверки знаний студентов. Их активное использование помогает поддерживать нужный образовательный уровень, предоставляет преподавателю возможность уделять больше внимания индивидуальной работе с учащимися [4].
При проведении он-лайн тестирований по химии возникает ряд проблем. Во-первых необходима своевременная подготовка учащихся по информационным и компьютерным технологиям, во-вторых так же необходима подготовка преподавателей, проведение компьютерных курсов и курсов повышения квалификации. Преподаватель должен сам уметь с легкостью пройти тестирование за компьютером, прежде чем объяснять учащимся, как это сделать. Без соблюдения этих условий проведения тестовых заданий на уроках химии не будет давать результатов. А время, которое должно отводиться на тестирование, будет потрачено на техническую подготовку к нему. Таким образом результаты тестирования будут необъективными. Еще одной важной проблемой при использовании инновационных тестовых методик на уроках химии в системе НПО является учет личностных особенностей, возможностей и стремлений учащихся. Проблема заключается в том, что разрабатываемые тестовые задания рассчитаны на один уровень сложности. В связи с этим не все учащиеся могут их выполнить. Поэтому необходимым условием при составлении стандартизированных тестовых заданий является разработка заданий разного уровня сложности. Все эти проблемы необходимо в первую очередь учитывать при составлении тестовых заданий по химии, при разработке учебных планов по специальностям и программ по учебным дисциплинам в системе НПО.
Инновационные задания по химии, использующие возможности компьютерного тестирования, на сегодняшний день являются наиболее перспективным направлением развития автоматизации педагогических измерений в системе НПО. Основной причиной этого является большой потенциал инновационных заданий для повышения информативности педагогических измерений и увеличения содержательной валидности тестов.
Валидность (validity) теста показывает, в какой мере он измеряет то качество (свойство, способность, характеристику и т.п.), для оценки которого он предназначен, т.е. не обладающие валидностью тесты не пригодны для практического использования [5].
Инновации при разработке заданий для компьютерного тестирования по химии охватывают пять связанных между собой направлений. К ним относятся: форма задания, действия испытуемого при ответе, уровень использования мультимедийных технологий, уровень интерактивности и методика подсчета баллов.
Наша задача: путем внедрения новых возможностей компьютерных технологий развить преимущества и снизить недостатки тестирования к минимуму как объективного, надежного, технологичного метода контроля знаний.
Таким образом, следует заметить, что использование с 1 курса тестирования учащихся поможет объективно оценивать результаты их работы и работы преподавателя на уроках химии в системе НПО.
Систематическое проведение контрольных мероприятий с помощью составленных на высшем уровне инструментов контроля позволяет формировать высококлассных специалистов в различных областях знаний, готовых применять накопленный багаж знаний в любую минуту.
Список литературы:
1. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда (Пособие для начинающего преподавателя технического вуза). - М.: Высш.шк., 1990. - 112 с.
2. Самылкина Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения . М.,2007 - 133 с.
3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Уч. пособие. М. 1995 - 271 с.
4. Садовничий В.А. Компьютерная система проверки знаний студентов.Высшее образование в России. №3, 1994.
5. Богданов И., Лазарев С., Ануфриенко С., Чмыхова Е., Усольцева И., Калинина Н. Психология и педагогика. М., 2006. – 296 с.