СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья о проектной деятельности в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о проделанной нами проектной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Статья о проектной деятельности в начальной школе.»

Cтатья Васильчиковой СН на тему : Проектная деятельность в начальной школе.

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.

Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).

Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования.

Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:

  1. Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.

  2. Выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности.

  3. Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

При работе с проектом нужно выделить ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.

Проект обязательно должно иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

В работе с проектом есть и еще одно отличие - предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы.

Осуществление плана работы над проектом, как правило связано с изучение литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.

Проект обязательно должен иметь письменную часть - отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.

Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результаты работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работа над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного ее в ходе опыта.

Тема нашей проектной деятельности «Капуста-королева питания».Тема выбрана учащимися в начале учебного года в сезон уборки урожая и изучения темы по правильному питанию школьников. В процессе беседы было выяснено, что капуста – это очень распространенный и доступный овощ в нашей местности, являющийся одним из основных продуктов здорового питания. И у детей появился интерес узнать о капусте по больше, выяснить почему нужно регулярно употреблять этот овощ, почему именно капусту называют «королевой питания».

В начале нашей проектной деятельности было проведено анкетирование учащихся, в ходе которого было выяснено, что не все дети нашего класса любят и ценят этот полезный овощ и мы решили разобраться в причинах этого .Перед нами встала проблема почему капуста многими детьми занесена в список «нелюбимых продуктов» и мы решили помочь детям полюбить этот замечательный продукт питания.

Целью нашей проектной деятельности стало воспитание осознанного отношения к капусте, как к одному из основных продуктов здорового питания.

На подготовительном этапе дети сами сформулировали интересующие их вопросы, которые стали задачами нашего проекта:

- узнать об истории появления капусты в жизни людей;

-выяснить почему она так называется;

- узнать о разнообразии и видах капусты;

- узнать какими полезными свойствами обладает капуста;

-узнать какими лечебными свойствами обладает капуста;

- познакомиться с разнообразием блюд из капусты;

- изучить стихотворения, пословицы, поговорки, песни, частушки, игры, праздники о капусте;

-помочь увидеть и понять детям за что необходимо полюбить капусту;

- подготовить праздник «Капустник», распространённый на Руси во время заготовки капусты: узнать об истории этого праздника, подготовить некоторые фрагменты, самим поучаствовать в русском народном празднике. Мы предположили, что решая данные задачи , мы сможем добиться поставленной перед нами цели.

В начале нашей деятельности мы разбились на группы, состав групп дети выбирали сами. Группы имели свои названия и определённые задачи. Первая группа – «Информаторы», вторая-« Аналитики и испытатели », третья – «Иллюстраторы», четвёртая- «Кулинары» , пятая – «Сценаристы».

Так же на подготовительном этапе мы совместно разработали план нашей деятельности и определили задачи для каждой группы. Дети получили задание по сбору информации, в соответствии с поставленными перед ними задачами (подбор детской литературы, иллюстраций, беседы с родителями, подбор информации для экспериментов, анкетирование детей и родителей).

И в помощь каждой группе выступала разработанная ранее памятка:

Памятка начинающему исследователю

  • Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.

  • Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.

  • Реши где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.

  • Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы .

  • Сделай выводы.                                             

  • Оформи результаты своей работы.

  • Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.   

Второй этап: Выполнение проекта . На этом этапе участники каждой группы делились со всеми накопленным материалом, делились своими рассуждениями, делали выводы по результатам решения, поставленными перед ними задачами, представляли свои работы.

Информаторы –анализировали подобранный материал и отбирали нужную информацию, аналитики-экспериментаторы – делали предположения и проверяли их на практике, иллюстраторы – обеспечивали группы необходимым иллюстрационным материалом, кулинары – изучали богатое разнообразие блюд и выбирали блюдо методом анкетирования, симпатизирующее всем участникам проектной деятельности, сценаристы – разрабатывали сценарий праздника, который являлся итоговой частью всей нашей работы. Результат проектной деятельности зависел от работы каждой из групп, поэтому дети осознавая значимость своего вклада в общее дело, целеустремленно и самостоятельно включились в работу. Каждая группа делилась накопленным материалом, что позволяло всем сохранять интерес и получать новую информацию, а участникам группы сделать самоанализ и анализ проделанной работы.

На следующем этапе практического применения разработанного проекта – было проведение народного праздника «Капустника», с участием каждой группы и родителей. Информаторы выступи с докладами : «История происхождения и названия капусты», « О пользе капусты», о разновидностях капусты «Вся капуста хороша», « Когда и как заготавливают капусту. История народного праздника Капустник». Аналитики – испытатели практическим путём познакомили с лекарственными свойствами капусты ,показали способы её использования «Оздоровительный качанчик»,познакомили с результатами своего исследования «Капуста –свежая, квашеная, тушеная». Иллюстраторы продемонстрировали выставку работ учащихся « Красавица-капуста», помогли в подготовке иллюстративного материала для проведения дидактических игр : «Разновидности капусты», «Варим щи», « Сложи картинку». Кулинары познакомили и продемонстрировали богатое разнообразие блюд из капусты, провели игру «Попробуй и угадай на вкус», познакомили со своим сборником рецептов из капусты. Сценаристы при помощи других групп собрали большой материал для проведения праздника : нашли, разучили и исполнили «капустные частушки», познакомили с изобилием пословиц, поговорок, загадок, песен и стихотворений о капусте. Все ребята с огромным удовольствием участвовали в капустных посиделках : исполняли песни, водили хоровод, играли в старинные народные капустные игры «Колышек», «Вейся, вейся ,капустка моя», «Схвати угощение», сами проводили и знакомили ребят с пальчиковой гимнастикой «Салат из капусты», зарядкой « В огород пойдём и капустку найдём».Праздник закончился чаепитием с капустным пирогом, которым с огромным удовольствием угощались все участники мероприятия.

Следующим этапом нашей проектной деятельности был самоанализ проделанной работы, ребята высказывали мнение о том, что было удачным, а над чем можно было бы ещё поработать ,давали друг другу советы и рекомендации. В заключение самоанализа каждый выступил на тему: «Моё отношение к капусте до проекта и после…».

Проделанная ребятами работа помогла многое узнать и открыть для себя много нового , огромное желание привить любовь к полезному овощу другим, позволило осознанно самим для себя оценить всю пользу данного продукта питания.

Школьная практика работы над проектом показала, что в них нет неуспевающих детей. Интерес, радость, творческий поиск, жаркие споры- каждому находится дело по душе. На первых этапах работы над методом проектов (1–2-й класс) на мой взгляд, проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям, поэтому я в своей работе заменяю её на проектные задачи, которые имеют свои специфические цели, способы, место применения. В 1-2 классах основная цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Поэтому свою проектную работу мы построили при помощи деления на группы, каждая из которых решала конкретные задачи, для достижения единой цели.

В ходе работы над проектами дети приобрели такие личностные качества, как трудолюбие, чувство долга, ответственность, стремление к высоким результатам деятельности, уважительное отношение к сверстникам, умение взаимодействовать с ними, добывать самостоятельно нужную информацию и выбирать из неё главное и важное. Конечно , нам ещё многому предстоит учиться и на мой взгляд, данная совместно проделанная работа объединила нас , позволила нам сделать шаг на пути к успеху .