Формирование общих и профессиональных компетенций студентов специальности «Музыкальное образование» в процессе их участия в конкурсах и конференциях.
Рабданова Т.В. – преподаватель ГАОУ СПО «Агинский педагогический колледж имени Базара Ринчино»
Среднее профессиональное образование занимает важное место в удовлетворении образовательных потребностей личности, общества и государства.
В настоящее время введен Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО), который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных программ по специальности «Музыкальное образование». Нормативный срок освоения основной образовательной профессиональной программы при очной форме обучения на базе основного общего образования составляет четыре года десять месяцев. По окончании обучения выпускникам присваивается квалификация «учитель музыки, музыкальный руководитель».
В ФГОС СПО четко и конкретно определены общие и профессиональные компетенции, которыми должен обладать учитель музыки, музыкальный руководитель. Компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. В рамках данной темы под компетенцией мы будем иметь в виду наперед заданное требование (норму) к профессиональной деятельности будущих педагогов.
Наиболее важными, на наш взгляд, по теме исследования являются следующие общие и профессиональные компетенции: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; организовывать свою собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами; исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров; импровизировать в определенных музыкальных жанрах и стилях.
В соответствии с вышеизложенным формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в ГАОУ СПО «Агинский педагогический колледж имени Базара Ринчино» ведется по разным направлениям. Одним из них является создание условий для творческого применения теоретических знаний в практической деятельности с учетом субъектного опыта. Мы считаем, что к числу таких условий относится и участие в различных конкурсах, конференциях, в которых студенту гарантированы успех, признание и профессиональный рост. Во - первых: он презентует свои сильные стороны, современные предметные знания, мобильность, социальную адаптированность, коммуникативность и т.д. Во - вторых: развивается способность работать в коллективе, команде и в то же время принимать самостоятельные решения, быть инициативным и т.д. В – третьих: развивается способность менять сферы и способы деятельности. В – четвертых: чужой опыт будет воспринят не пассивно, а в процессе совместной деятельности. Конкурсы полезны и в плане формирования адекватной профессиональной позиции.
По учебному плану специальности «Музыкальное образование» студенты изучают такие дисциплины, как «Вокальный класс», «Хоровой класс», «Аранжировка музыкальных произведений», «История музыки и музыкальная литература», «Музыкально-инструментальный класс» и т.д. В результате изучения учебных дисциплин студенты должны: уметь (перечислим наиболее важные по теме исследования) исполнять сольные и хоровые произведения с сопровождением и без сопровождения; аккомпанировать голосу; иметь практический опыт исполнения произведений инструментального, хорового и вокального жанров на уроках, занятиях, досуговых мероприятиях. Немало усилий прилагают преподаватели музыки для теоретической и практической подготовки студентов к деятельности во всех областях музыкального творчества.
Студенты педагогического колледжа принимают активное участие в межрегиональных, краевых, окружных, поселковых конкурсах и конференциях.
Министерство образования и науки Республики Бурятия и Колледж искусств им. П.И.Чайковского при проведении межрегионального конкурса «Четыре неба» (на лучшее исполнение произведений поэтов Бурятии), посвященном 90-летию со дня образования Республики Бурятия, 75-летию поэта Даши Дамбаева и 350-летию г. Улан-Удэ, в положении указали такие цели: воспитание духовно-нравственных качеств молодежи; стимулирование творческой инициативы студентов и молодежи на познание поэтического наследия Бурятии; сохранение и популяризация языковой культуры народов Бурятии. Основными критериями оценки конкурсных показов являлись высокий художественно-эстетический уровень; исполнительское мастерство; использование дополнительных художественных средств. В этом конкурсе участие приняла студентка 3 курса Лхамаева Д., которая и была награждена Дипломом 1 степени за лучшее исполнение монолога поэтессы Бурятии Цырен-Дулмы Дондогой.
В краевом фестивале «Студенческая весна» различных номинаций удостаиваются вокальные группы юношей и девушек, оркестр народных инструментов, хор.
Умение исполнять произведения вокального жанра студенты демонстрируют и в окружных конкурсах «Золотые россыпи Аги», «Солдатская песня», «Зажги свою мечту».
Научно-практические студенческие конференции в основном проводятся с целью развития социальной активности личности студента и задачами ставятся повышение личностного и профессионального роста студентов, развитие научно-исследовательской и исследовательской деятельности студентов. Поэтому многие студенты выступают на конференциях с докладами с использованием мультимедиапроектора и Интернет-ресурсов. Примером могут служить публикации: Киреев Н. «Музыка и современная молодежь», Санжимитупова С. «Роль КВН в студенческой жизни», Ведерникова А. «
В рамках обсуждаемого исследования остановимся и на успехах студентов в конкурсах социальных проектов, проводимых Администрацией городского округа «Поселок Агинское». Целями и задачами таких конкурсов являются развитие созидательной активности студентов; повышение их инициативы в решении социально-значимых проблем в сфере образования; расширение партнерских связей в проектной деятельности студентов. Благодарственным письмом был награжден Киреев Н. за разработанный проект в сфере добровольчества «Протяни руку помощи».
Все вышесказанное убедительно свидетельствует о том, что общие и профессиональные компетенции у студентов специальности «Музыкальное образование» в педагогическом колледже формируются в процессе их участия в конкурсах и конференциях.