Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования г. Саяногорск
«Черемушкинская средняя общеобразовательная школа №1»
Статья
«Произведения Г.В. Свиридова
в воспитании патриотизма у современных подростков»
подготовила
учитель ОДНКНР, ОРКСЭ
Соколовская Гулия Николаевна
п. Черемушки
2016
Произведения Г. В. Свиридова в воспитании патриотизма
у современных подростков
Проблема патриотического воспитания молодежи становится ныне важнейшей государственной проблемой. Ученые и общественные деятели с тревогой отмечают снижение у значительной части граждан, особенно молодежи, духовно-нравственных ценностей и дефицит патриотических чувств. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Росси в числе базовых национальных ценностей назван в том числе «патриотизм как любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству». Воспитательные традиции русской педагогической мысли всегда связывались с формированием у этих базовых национальных ценностей.
В периоды кризиса одним из многочисленных факторов разрушения чувства патриотизма подрастающего поколения является обеднение опыта эмоционально-чувственных переживаний. В связи с этим, актуальной задачей современной педагогики является поиск механизмов, способствующих обогащению этого опыта, подбор эффективных средств, методов и приемов формирования патриотических качеств, нравственных и культурных основ, определяющих человека как личность, как гражданина.
Благоприятной основой для становления патриотических чувств может выступить формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству, истории, традициям, культуре своей страны в процессе освоения предметов гуманитарно-художественного цикла. В общении с произведениями музыки, живописи, литературы информация об окружающем мире природы и общества, исторических событиях, полученная в результате эмоционально-чувственного переживания, остается в памяти не как абстрактнее знание, а как прочувствованное и осознанное убеждение.
Отечественная культура выросла на почве национальной жизни и полна отражений русской истории. История родной страны всегда и всюду привлекала к себе внимание крупных национальных мыслителей и художников. Так и творчество русского композитора Г. В. Свиридова, как достойного представителя отечественной музыкальной культуры, уходит своими корнями в историю нашей страны, – от далекого прошлого до современности, – в жизнь русского народа, его душевный склад и национальный характер, в природу России. Музыкальное наследие композитора богато размышлениями о прошлом и настоящем родной земли.
«Здесь русских дух, здесь Русью пахнет», – почувствует каждый, кто только вступит в мир свиридовской музыки. Скажет потому, что услышит в ней, уловит не только слухом, но и сердцем, то исконно национальное, глубоко почвенное, что выражается в музыкальных звуках тоньше и живее, чем в научных определениях. Свое художественное кредо композитор однажды сформулировал так: «Я хочу, чтобы моя музыка была проста и доступна, но говорила о вещах сложных и серьезных», – говорил композитор. И это – глубокое убеждение, определяющее отношение Свиридова к коренным проблемам художественного творчества.
Г.В. Свиридов родился в тихом уездном городке Фатеже Курской губернии. Окруженный слободами и деревнями, городок этот по характеру и укладу жизни мало отличался от них. Будущего композитора с детства питали здоровые и крепкие соки народной крестьянской жизни – простые, но строгие обычаи, привольные просторы среднерусской природы, удивительная неповторимость и красота народных песен, наигрышей, хороводов и плясок, своеобразие человеческих характеров. Все это вошло в его творчество и сформировало неповторимый, глубоко национальный стиль, пропитанный любовью к земле русской, русскому народу, своему Отечеству.
Главное в его творчестве – это вдохновенный образ Отечества, родной земли, родного народа в поворотные моменты истории, образ человека с его богатым, сложным, высоко поэтическим духовным миром, чистотой нравственных идеалов, неизбывной любовью к Родине. Тема России пронизывает все творчество Г.В. Свиридова как сокровенная идея.
Музыка Г. В. Свиридова, наполненная поэтическими картинами земли русской, раскрывающая красоту ее природы, способна пробудить в юных сердцах чувства восхищения и гордости, сердечности и задушевности. Она открывает самое задушевное, что есть в человеке – готовность творить и утверждать красоту, любить свой народ, свое Отечество. Этим и обусловлено обращение к данной теме исследования. Цель: проверить в практике работы влияние музыки Г.В. Свиридова на воспитание патриотических чувств современных подростков.
Остановимся на отдельных произведениях, которые включены в программу формирующего этапа опытной работы с учащимися 8 класса.
Тема четверти «Великие наши современники». Цель уроков – в сопоставлении с произведениями других отечественных композиторов раскрыть образное содержание и особенности музыкального языка хоровых произведений Г.В. Свиридова. Например, на одном из уроков ребятам предлагается произведение для слушания «Топи да болота». Художественно педагогической идеей служат слова философа Сенеки: «Любят родину не за то, что она велика, а за то, что она своя».
На уроке предложено послушать произведение М. Мусоргского «В деревне» и ответить на вопрос – что особенного прозвучало в данном произведении? Ребята отметили интонацию, которая схожа с народной песней, обратили внимание на медленный, размеренный темп музыки. После беседы о выразительных средствах музыки, пришли к выводу, что эта музыка инструментальная, пропитана она русской песенностью, величием, красотой и благородством чувств. Композитор воспел красоту деревенской природы и жизненную силу деревенского быта.
Далее учащихся предлагается второе произведение – «Топи да болота» Г.В. Свиридова. Ребята говорят о впечатлениях от этого произведения, отмечают, что оно по характеру созвучно музыке пьесы «В деревне» своей певучестью, широтой, но произведение Г.В. Свиридова относится к вокальному жанру и проникнуто чувством глубокой печали, опустошения и одиночества. Почему? Предположения ребят разные. Возможно, эта печаль от того, что край, который дорог его сердцу, стал безлюдным, забытым.
На риторический вопрос, можно ли считать край забытым даже если он стал безлюдным, ребята пришли к выводу, что край вовсе не забыт. Человек, который с такой любовью воспевает его красоту, не забыл его, сохранил землю родную в памяти. Он заставил нас увидеть, услышать, почувствовать его сыновнюю любовь и боль его сердца. Обобщая сказанное об этих двух произведениях (Мусоргского – композитора 19 века и Свиридова – композитора 20 века) пришли к выводу, что тема любви к родной земле актуальна всегда, без любви к родине жизнь человека становится бессмысленной. Заканчивается урок обращением к цитате Сенеки. Ребята находят в словах мыслителя связь с произведениями Мусоргского и Свиридова. Их связывает Любовь к Родине.
Фрагмент второго урока построен на сопоставлении вокального произведения Г. Свиридова «Край ты мой заброшенный» и Второго концерта для фортепиано С. Рахманинова.
В начале урока ребятам было предложено послушать музыкальные произведения двух разных композиторов, и была поставлена задача – определить то, что объединяет этих композиторов между собой.
При слушании произведения «Край ты мой заброшенный» Г. Свиридова, ребята поделились своими впечатлениями об услышанной музыке. Учитель вывел их на содержание произведения. Ребята сделали ввод, что край заброшен по принуждению – «беда пришла на русскую землю, и все вынуждены покинуть свои дома, чтобы её защитить». Учитель зачитывает поэтический текст произведения, при сравнении поэтического текста и звучанием текста в музыке учащиеся обращают внимание на прием, которым композитор передает тревогу и безысходность – колокольность. Колокольный звон звучит на протяжении всего произведения. И ребята определяют главную идею прослушанного произведения – композитор передал тревогу о судьбе родной земли, любовь к ней.
Далее вспоминаем композитора, у которого в музыке тоже звучит колокольность. После прослушивания фрагмента Второго концерта Рахманинова, которое они слушали еще в начальной школе, ребята подмечают, что здесь тоже звучит печаль, тревога, взволнованность и певучая тема Родины. При сравнении колокольности у этих композиторов выяснили, что у Рахманинова звучание колокола более насыщенное, мерное, тревожно-торжественное. Ребята делают вывод: С. Рахманинов и Г. Свиридов – великие русские композиторы, воспевшие свою Родину в музыке.
При прослушивании сцен из оперы Мусоргского «Борис Годунов», в частности «Песня Юродивого», уместно дать произведение «Соловей мой смутный» Г. Свиридова.
Музыкальный образ юродивого – это образ глубоко нравственного человека, доброго и беззащитного. Мелодия построена на интонации плача, сама песня жалобная, протяжная, напевная. Очень осторожно исполняет её солист, бережно относится к каждому слову. Разбираем с ребятами, кто такой Юродивый на Руси. Юродивый – это блаженный, в народе считалось, что такие люди находятся близко к Богу.
Ребята находят сходство песни Юродивого с колыбельной, отмечая её убаюкивающий характер. Колыбельную может петь человек с добрым сердцем, тот, кто не может причинить никому зла. Эти определения помогают ребятам определить образ Юродивого в опере как нравственного и доброго человека.
Также по-особому бережно и нежно звучит песня Г. Свиридова «Соловей мой смутный». Слушая эту песню, ребята обращают внимание на темп произведения, он медленный, в нем не чувствуется время (композитор использует смешанный ритм). Эти ощущения приводят ребят к мысли, что это песня-раздумье, размышление о женской доле в чужой семье. Отвечая на вопрос, для чего композитор в песне использует солирующий голос и хор, ребята приходят к мнению, что этот прием используется Свиридовым для отображения народности, для передачи красоты народной песни. По мнению ребят, именно так в старину пели песни в деревнях. Композитор показал в своем произведении всю красоту русской песни, её душу. Такое внимательное и бережное отношение к культуре своего народа прослеживается во всем его творчестве, во всех его произведениях. Как итог урока, звучит высказывание В. Белинского «Люби добро, и тогда ты будешь необходимо полезен своему Отечеству».
На одном из уроков сравниваются произведения композиторов XX века, современников – Альфреда Шнитке и Г. Свиридова. В произведении А. Шнитке Кончерто гроссо №1 в первой части (Прелюдия), ребята обращают внимание на мерный бой часов в музыке. Так, кстати, и сам композитор определил вступление этой части – «тема часов». Она звучит глухо, отрывисто, надтреснуто. Такому звучанию способствует подготовленный рояль, в партии которого она и проходит. Композитор изобразил неодушевленность этого времени – в нем нет чувств, красок, все статично. Далее на смену этой теме приходит совершенно другая по складу мелодия, приходит издалека, очень осторожно. Она нерешительно утверждается нисходящими интонациями. Разные темы – это разные стили в музыке. Теперь ребята чувствуют столкновение этих тем, обострение отношений, которое приводит к конфликту при столкновении разных стилей. В этом произведении композитор размышляет о судьбе музыки, которая, по замыслу композитора, является главным действующим лицом этого произведения.
В песне Свиридова «Снег идет» ребята также чувствуют пульсацию времени. Композитор наполнил музыку ощущением быстротечности. Ребята отмечают разное внутреннее состояние вступления и вокальной партии – вступление плавное, наполненное нисходящей интонацией, а вокальная партия наполнена внутренней пульсацией, которая дает ощущение нескончаемого движения. Здесь конфликта нет, музыка как бы проживает свою жизнь в произведении легко и непринужденно. И только слова в тексте говорят о неумолимости времени:
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься — и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Оба эти произведения – это философское размышление композиторов о времени в жизни музыки и в жизни человека на языке самой музыки. Подчеркнем, что произведения Г.В. Свиридова изучались не обособленно, а в сравнении с произведениями отечественных композиторов, с теми, кто жил раньше Свиридова, и с его современниками. Тем самым устанавливается связь поколений и музыкальных традиций, и в то же время осознаются изменения в музыкальном языке, средствах музыкальной выразительности композиторов разных поколений.
Итогом знакомства с произведениями Г. В. Свиридова стали творческие работы восьмиклассников «Образ родины глазами Г.В. Свиридова». Приведем некоторые наиболее интересные отрывки из сочинений ребят:
Дима С.: В музыке Свиридова я почувствовал красоту родной природы, я обратил внимание, как композитор трепетно относится к родной земле, он неравнодушен к ней. Это чувство переполняет всю его музыку.
София К.: Я думаю, что мы должны гордиться тем, что у нас есть – полями, лесами, реками, не губить свою родную землю, жить на её благо.
Женя М.: Свиридов показал нам светлый образ беззащитной родины, которую мы должны сохранить и сберечь. Слушая его произведения можно понять, насколько ты счастлив, живя на своей Родине.
Катя С.: Родина глазами Свиридова выглядела красивой. В ней было что-то великолепное, она смотрелась гордо.
Вадим Е.: Свиридов представлял свою Родину очень красивой и могучей. Его музыка выражает любовь и заботу. Гордость переполняет, слушая произведения, написанные Г. Свиридовым.
Список использованной литературы:
Вырщиков А.И. Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм и структура управления – Волгоград: ГУ «Издатель», 2002. – 65 с.
Сохор А.Н. Георгий Свиридов, – М.: Изд. «Сов. Композитор», 1972. – 319 с.
Музыкальный мир Георгия Свиридова: Сборник статей / Сост. А. Белоненко. – М.: Изд. «Советский композитор», 1990 – 280 с.