СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Рекомендации по подготовке мастер-класса по теме "Развитие памяти"".

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация представляет собой Мастер-класс по теме "Развитие памяти". Представлены задания, игры, тесты на развитие памяти.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Рекомендации по подготовке мастер-класса по теме "Развитие памяти"".»

Развитие памяти на уроках  химии Мастер – класс Выполнила учитель химии МБОУ «Сростинская СОШ им. В.М. Шукшина» Бедарева Н.И. Сростки 2016

Развитие памяти на уроках химии

Мастер – класс

Выполнила

учитель химии

МБОУ «Сростинская СОШ

им. В.М. Шукшина»

Бедарева Н.И.

Сростки 2016

Цель: изучить особенности памяти Задачи: обучающая –повысить мотивацию обучения, выявить и оценить степень овладения системой знаний и комплексом общеучебных навыков и умений, готовности обучающихся успешно применять полученные знания на практике; развивающая – развить память на основе различных приемов запоминания на примере химического материала, развивать логическое мышление, самостоятельность и способность к рефлексии; воспитывающая – способствовать развитию интеллектуальных ресурсов личности, воспитывать положительную мотивацию обучения, правильную самооценку и чувство ответственности умение общаться в коллективе.

Цель: изучить особенности памяти

Задачи:

  • обучающая –повысить мотивацию обучения, выявить и оценить степень овладения системой знаний и комплексом общеучебных навыков и умений, готовности обучающихся успешно применять полученные знания на практике;
  • развивающая – развить память на основе различных приемов запоминания на примере химического материала, развивать логическое мышление, самостоятельность и способность к рефлексии;
  • воспитывающая – способствовать развитию интеллектуальных ресурсов личности, воспитывать положительную мотивацию обучения, правильную самооценку и чувство ответственности умение общаться в коллективе.
Химия – самая необычная и интересная наука на свете. Люди, знающие химию – маги и волшебники. Не верите? Сейчас вы убедитесь в этом! Задание. Я могу отгадать любой задуманный вами химический элемент. Порядковый номер этого элемента удвойте, к произведению прибавьте 5 и сумму умножьте на 5 . Тот ученик, которому я брошу мяч, сообщает полученный результат, а я назову загадочный элемент.

Химия – самая необычная и интересная наука на свете.

Люди, знающие химию – маги и волшебники.

Не верите? Сейчас вы убедитесь в этом!

  • Задание. Я могу отгадать любой задуманный вами химический элемент.
  • Порядковый номер этого элемента удвойте, к произведению прибавьте 5 и сумму умножьте на 5 .
  • Тот ученик, которому я брошу мяч, сообщает полученный результат, а я назову загадочный элемент.
Память – удивительное свойство человеческого разума. Важное свойство, без которого невозможна нормальная жизнь человека. Оно зашифровано с помощью химических знаков. Попробуйте расшифровать. Cl H Si As Ca Zn

Память – удивительное свойство человеческого разума.

  • Важное свойство, без которого невозможна нормальная жизнь человека. Оно зашифровано с помощью химических знаков. Попробуйте расшифровать.

Cl H Si As Ca Zn

Игра «БЕГУНОК» 5 учащихся, выстраиваются в ряд или круг. У первого – мяч. Называя вещество, передает мяч ученику, который должен назвать следующее вещество с последней буквы предыдущего названия и т. д. (Варианты: металлы, неметаллы, химические элементы и т. д.)

Игра «БЕГУНОК»

  • 5 учащихся, выстраиваются в ряд или круг. У первого – мяч. Называя вещество, передает мяч ученику, который должен назвать следующее вещество с последней буквы предыдущего названия и т. д.
  • (Варианты: металлы, неметаллы, химические элементы и т. д.)
Ученик с феноменальной памятью 10 секунд. Рассмотреть предметы лабораторного оборудования, расположенные на демонстрационном столе. Отвернувшись , отвечает на вопросы учителя. Вопросы: Сколько предметов на столе? Перечисли эти предметы.

Ученик с феноменальной памятью

  • 10 секунд. Рассмотреть предметы лабораторного оборудования, расположенные на демонстрационном столе. Отвернувшись , отвечает на вопросы учителя.
  • Вопросы:

Сколько предметов на столе?

Перечисли эти предметы.

Воспроизведение  ( показатель прочности запоминания) Уровни воспроизведение узнавание воспоминание Тест «Узнай фигуру» За 1 мин запомните фигуры, изображенные на рис. 1. Затем переверните страницу и на рис. 2. найдите эти фигуры среди других. Подсчитайте число правильных ответов. Тест «Воспроизведение фигур» За 1 мин запомните фигуры, изображенные на рис. 3. Переверните страницу и по памяти нарисуйте эти фигуры в сетке квадрата на рис. 4. Сравните рисунки. Подсчитайте число правильных ответов.

Воспроизведение ( показатель прочности запоминания)

Уровни воспроизведение

узнавание воспоминание

Тест «Узнай фигуру»

За 1 мин запомните фигуры, изображенные на рис. 1.

Затем переверните страницу и на рис. 2. найдите эти фигуры среди других. Подсчитайте число правильных ответов.

Тест «Воспроизведение фигур»

За 1 мин запомните фигуры, изображенные на рис. 3.

Переверните страницу и по памяти нарисуйте эти фигуры в сетке квадрата на рис. 4. Сравните рисунки. Подсчитайте число правильных ответов.

Основные виды памяти По запоминанию: произвольная и непроизвольная. По содержанию: двигательная, образная, словестно – логическая и эмоциональная. Зрительная и слуховая. (Аудиалы и визуалы). Тест «Слушаю или вижу». Слуховая память. Слушаем внимательно ряд слов. Запишите слова которые запомнили. Подсчитайте число правильных ответов. Зрительная память. Прочитайте слова про себя. Индикатор, гидратация, кислород, гипс, нефть, кислота, белок, хроматография, воронка, сода. Запишите слова , которые вы запомнили. Подсчитайте количество правильных ответов.

Основные виды памяти

  • По запоминанию: произвольная и непроизвольная.
  • По содержанию: двигательная, образная, словестно – логическая и эмоциональная.
  • Зрительная и слуховая. (Аудиалы и визуалы).

Тест «Слушаю или вижу».

  • Слуховая память. Слушаем внимательно ряд слов. Запишите слова которые запомнили. Подсчитайте число правильных ответов.
  • Зрительная память. Прочитайте слова про себя. Индикатор, гидратация, кислород, гипс, нефть, кислота, белок, хроматография, воронка, сода.

Запишите слова , которые вы запомнили. Подсчитайте количество правильных ответов.

ТЕСТ: «Логическая или механическая  память» Прочитайте 10 пар слов, переверните стр. и по первым словам в паре допишите вторые слова. То же самое проделайте со вторым столбцом. Валентность –связь Индикатор - очки Нагревание – температура оксид - пенал Водород – газ вода - компьютер Кальций - зубы хлор - рояль Уголь -топливо аллотропия - бегемот Пробирка – реакция золото - шкаф Возгонка – йод молекула - картофель Индикатор – среда спирт - решето Коррозия – железо кислота - огород Изомеры – гомологи колба - елка

ТЕСТ: «Логическая или механическая память»

  • Прочитайте 10 пар слов, переверните стр. и по первым словам в паре допишите вторые слова.
  • То же самое проделайте со вторым столбцом.
  • Валентность –связь Индикатор - очки
  • Нагревание – температура оксид - пенал
  • Водород – газ вода - компьютер
  • Кальций - зубы хлор - рояль
  • Уголь -топливо аллотропия - бегемот
  • Пробирка – реакция золото - шкаф
  • Возгонка – йод молекула - картофель
  • Индикатор – среда спирт - решето
  • Коррозия – железо кислота - огород
  • Изомеры – гомологи колба - елка
Зрительно – образная память - эйдетическая Эйдетизм – способность к сохранению и воспроизведению чрезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее предметов и сцен. Тест «Есть ли у вас эйдетические способности?» В течение 1 мин рассмотрите находящиеся перед вами предметы лабораторного оборудования. Отвернитесь. Ваш сосед переместит или уберет некоторые предметы. Отметьте, чего не достает и что поменялось местами. Чем больше отличий вы нашли, тем лучше у вас развита образная память и тем больше склонность у вас к эйдетическому восприятию.

Зрительно – образная память - эйдетическая

  • Эйдетизм – способность к сохранению и воспроизведению чрезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее предметов и сцен.
  • Тест «Есть ли у вас эйдетические способности?»
  • В течение 1 мин рассмотрите находящиеся перед вами предметы лабораторного оборудования. Отвернитесь. Ваш сосед переместит или уберет некоторые предметы. Отметьте, чего не достает и что поменялось местами. Чем больше отличий вы нашли, тем лучше у вас развита образная память и тем больше склонность у вас к эйдетическому восприятию.
Курсы повышения квалификации для вашей памяти Внимание, понимание, цель и повторение. Главное – поставить цель. Сконцентрировать внимание на изучаемом материале. Найти связь между скучной темой и интересующей вас проблемой. Подключить свою наблюдательность, найти необычные черты. Для осмысления материала помогут схемы, таблицы, рисунки. Читая текст, выделяйте ключевые слова.

Курсы повышения квалификации для вашей памяти

Внимание, понимание, цель и повторение.

Главное – поставить цель.

Сконцентрировать внимание на изучаемом материале.

Найти связь между скучной темой и интересующей вас проблемой.

Подключить свою наблюдательность, найти необычные черты.

Для осмысления материала помогут схемы, таблицы, рисунки.

Читая текст, выделяйте ключевые слова.

Основные приемы запоминания Ассоциация – мысленные связи между образами. (молекула воды ушастая, по количеству букв в словах легко запомнить заряды электродов: катод-минус (5 букв), анод плюс (4 буквы), или по первой букве : стеариновая 17, пальмитиновая 15). Прием построения смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. (Иван родил девчонку, велел тащить пеленку). Ритмизация и рифмование. (Фенолфталеиновый – в щелочах малиновый, Но, не смотря на это, в кислотах он без цвета. Алюминий, железо, хром – их валентность равна трем! Натрий, калий, серебро – одновалентное добро.)  Игра на развитие эйдетической памяти. Собери композицию из предметов химического оборудования. Смотреть 2-3 мин. Переставить. Вернуть на место. Постепенно увеличивать число обьектов.

Основные приемы запоминания

  • Ассоциация – мысленные связи между образами.

(молекула воды ушастая, по количеству букв в словах легко запомнить заряды электродов: катод-минус (5 букв), анод плюс (4 буквы), или по первой букве : стеариновая 17, пальмитиновая 15).

  • Прием построения смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. (Иван родил девчонку, велел тащить пеленку).
  • Ритмизация и рифмование.

(Фенолфталеиновый – в щелочах малиновый,

Но, не смотря на это, в кислотах он без цвета.

Алюминий, железо, хром – их валентность равна трем!

Натрий, калий, серебро – одновалентное добро.)

Игра на развитие эйдетической памяти. Собери композицию из предметов химического оборудования. Смотреть 2-3 мин. Переставить. Вернуть на место. Постепенно увеличивать число обьектов.

Спасибо за внимание ! Индикатор лакмус – красный, Кислоту укажет ясно. Индикатор лакмус - синий, Щелочь тут – не стой разиней.

Спасибо за внимание !

Индикатор лакмус – красный,

Кислоту укажет ясно.

Индикатор лакмус - синий,

Щелочь тут – не стой разиней.