Развитие памяти на уроках химии
Мастер – класс
Выполнила
учитель химии
МБОУ «Сростинская СОШ
им. В.М. Шукшина»
Бедарева Н.И.
Сростки 2016
Цель: изучить особенности памяти
Задачи:
- обучающая –повысить мотивацию обучения, выявить и оценить степень овладения системой знаний и комплексом общеучебных навыков и умений, готовности обучающихся успешно применять полученные знания на практике;
- развивающая – развить память на основе различных приемов запоминания на примере химического материала, развивать логическое мышление, самостоятельность и способность к рефлексии;
- воспитывающая – способствовать развитию интеллектуальных ресурсов личности, воспитывать положительную мотивацию обучения, правильную самооценку и чувство ответственности умение общаться в коллективе.
Химия – самая необычная и интересная наука на свете.
Люди, знающие химию – маги и волшебники.
Не верите? Сейчас вы убедитесь в этом!
- Задание. Я могу отгадать любой задуманный вами химический элемент.
- Порядковый номер этого элемента удвойте, к произведению прибавьте 5 и сумму умножьте на 5 .
- Тот ученик, которому я брошу мяч, сообщает полученный результат, а я назову загадочный элемент.
Память – удивительное свойство человеческого разума.
- Важное свойство, без которого невозможна нормальная жизнь человека. Оно зашифровано с помощью химических знаков. Попробуйте расшифровать.
Cl H Si As Ca Zn
Игра «БЕГУНОК»
- 5 учащихся, выстраиваются в ряд или круг. У первого – мяч. Называя вещество, передает мяч ученику, который должен назвать следующее вещество с последней буквы предыдущего названия и т. д.
- (Варианты: металлы, неметаллы, химические элементы и т. д.)
Ученик с феноменальной памятью
- 10 секунд. Рассмотреть предметы лабораторного оборудования, расположенные на демонстрационном столе. Отвернувшись , отвечает на вопросы учителя.
- Вопросы:
Сколько предметов на столе?
Перечисли эти предметы.
Воспроизведение ( показатель прочности запоминания)
Уровни воспроизведение
узнавание воспоминание
Тест «Узнай фигуру»
За 1 мин запомните фигуры, изображенные на рис. 1.
Затем переверните страницу и на рис. 2. найдите эти фигуры среди других. Подсчитайте число правильных ответов.
Тест «Воспроизведение фигур»
За 1 мин запомните фигуры, изображенные на рис. 3.
Переверните страницу и по памяти нарисуйте эти фигуры в сетке квадрата на рис. 4. Сравните рисунки. Подсчитайте число правильных ответов.
Основные виды памяти
- По запоминанию: произвольная и непроизвольная.
- По содержанию: двигательная, образная, словестно – логическая и эмоциональная.
- Зрительная и слуховая. (Аудиалы и визуалы).
Тест «Слушаю или вижу».
- Слуховая память. Слушаем внимательно ряд слов. Запишите слова которые запомнили. Подсчитайте число правильных ответов.
- Зрительная память. Прочитайте слова про себя. Индикатор, гидратация, кислород, гипс, нефть, кислота, белок, хроматография, воронка, сода.
Запишите слова , которые вы запомнили. Подсчитайте количество правильных ответов.
ТЕСТ: «Логическая или механическая память»
- Прочитайте 10 пар слов, переверните стр. и по первым словам в паре допишите вторые слова.
- То же самое проделайте со вторым столбцом.
- Валентность –связь Индикатор - очки
- Нагревание – температура оксид - пенал
- Водород – газ вода - компьютер
- Кальций - зубы хлор - рояль
- Уголь -топливо аллотропия - бегемот
- Пробирка – реакция золото - шкаф
- Возгонка – йод молекула - картофель
- Индикатор – среда спирт - решето
- Коррозия – железо кислота - огород
- Изомеры – гомологи колба - елка
Зрительно – образная память - эйдетическая
- Эйдетизм – способность к сохранению и воспроизведению чрезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее предметов и сцен.
- Тест «Есть ли у вас эйдетические способности?»
- В течение 1 мин рассмотрите находящиеся перед вами предметы лабораторного оборудования. Отвернитесь. Ваш сосед переместит или уберет некоторые предметы. Отметьте, чего не достает и что поменялось местами. Чем больше отличий вы нашли, тем лучше у вас развита образная память и тем больше склонность у вас к эйдетическому восприятию.
Курсы повышения квалификации для вашей памяти
Внимание, понимание, цель и повторение.
Главное – поставить цель.
Сконцентрировать внимание на изучаемом материале.
Найти связь между скучной темой и интересующей вас проблемой.
Подключить свою наблюдательность, найти необычные черты.
Для осмысления материала помогут схемы, таблицы, рисунки.
Читая текст, выделяйте ключевые слова.
Основные приемы запоминания
- Ассоциация – мысленные связи между образами.
(молекула воды ушастая, по количеству букв в словах легко запомнить заряды электродов: катод-минус (5 букв), анод плюс (4 буквы), или по первой букве : стеариновая 17, пальмитиновая 15).
- Прием построения смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. (Иван родил девчонку, велел тащить пеленку).
- Ритмизация и рифмование.
(Фенолфталеиновый – в щелочах малиновый,
Но, не смотря на это, в кислотах он без цвета.
Алюминий, железо, хром – их валентность равна трем!
Натрий, калий, серебро – одновалентное добро.)
Игра на развитие эйдетической памяти. Собери композицию из предметов химического оборудования. Смотреть 2-3 мин. Переставить. Вернуть на место. Постепенно увеличивать число обьектов.
Спасибо за внимание !
Индикатор лакмус – красный,
Кислоту укажет ясно.
Индикатор лакмус - синий,
Щелочь тут – не стой разиней.